Газета
 09 апреля 2007, 00:00   917

Вертикальный ремонт

Вертикальный ремонт
Властная вертикаль добралась до дорожно-ремонтной сферы, и здесь также продолжает править Его Величество Аврал.
Властная вертикаль добралась до дорожно-ремонтной сферы, и здесь также продолжает править Его Величество Аврал.

Публичная суета вокруг качества дорог в Перми, как на дрожжах поднявшаяся в последнее время, производит крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, несмотря на действительно имеющий место дорожный ужас, хочется если не шутить по этому поводу — бессмертное вы-сказывание о дураках и дорогах все равно не переплюнешь, да и не до смеха, то хотя бы найти что-то положительное во всем этом безобразии.
В чем, как заявляется, основная причина наших бед с дорожным покрытием (бессмертное не трогаем)? В климате, холодном, что приводит к постоянным замерзаниям и оттаиваниям воды (и прочего) на дорожном полотне, оттого оно и преждевременно разрушается. Если речь зашла о климате, то самое время обратиться к классику применения климатологии к социальному существованию людей — к Шарлю Луи де Монтескье. Он очень высоко оценивал качества людей, живущих в холодном климате: «В северных странах организм здоровый, крепко сложенный, но тяжеловесный, находит удовольствие во всякой деятельности, которая может расшевелить душу: в охоте, странствованиях, войне и вине. В северном климате вы увидите людей, у которых мало пороков, немало добродетелей и много искренности и прямодушия». Или еще: «Народы жарких климатов робки, как старики; народы холодных климатов отважны, как юноши».
Ничего конкретного про дороги у француза я не припоминаю, но вписать их качество в требуемый контекст несложно. Дело не в том, что крепкие северные люди должны стойко переносить все тяготы и лишения транспортной части своего существования. Наоборот, тяготы и лишения северной жизни приводят к появлению у людей отменных качеств. Люди тренируются в суровых условиях, и мы успешно делаем это на наших дорогах. Мораль проста: если мы и дальше хотим хорошо выглядеть в глазах Монтескье, то нужно продолжать тренировать нервы и вестибулярный аппарат.
Вот только стоит ли одно другого. Ради гордости за свою особенность. Тем более что совсем не очевидно, что мы обладаем качествами, перечисленными французским мыслителем, и тем более что другие северные народы научились держать свои дороги в порядке.
Поэтому главный вопрос состоит в том, как наводится порядок у нас. В том, что его пытаются навести, сомнений нет. Очередной сезонный ремонт будет сделан, явные прорехи залатают. Но в народе существует вполне устойчивое настроение, что это будет лишь до нового сезонного ремонта. Почему так? Ответов много, и один из них таится в том, как у нас наводится порядок. Простой вопрос — простой ответ: аврал — наш основной метод.
Можно сказать, что выбор такого способа решения проблем отчасти объективно обусловлен. Объективно — значит природой. Вода у нас на дорожном полотне действительно то замерзает, то наоборот, а под снегом многого не сделаешь, даже косметически. Но, кроме этого, природой обусловленного аврала является  структурно-организационный аврал и даже политический. Политика здесь, правда, специфическая — публичная активность на глазах избирателей. Ее тоже можно счесть спровоцированной сезонными явлениями. Сошел снег, граждане ощутили дорожные неровности (а местами просто-таки отсутствие всякой дороги), управленцы пообещали решить проблему.
А вот структурно-организационный аврал — это совсем другое дело. Вершину айсберга представляет нам ситуация, когда губернатор края фактически вызывает к себе главу администрации одного из муниципальных образований на территории своего края, требует отчета и объявляет главным ответственным за происходящее. Причем не важно, в каких выражениях на самом деле все было сказано — важно, что избиратели восприняли это именно так, не важно, что, по распространенному убеждению, господин Кац является креатурой господина Чиркунова на нынешнем посту и уж тем более прочие их отношения — важно, что действующая политико-административная иерархия была напрочь нарушена. Ведь губернатор никакой не начальник для должностного лица местного самоуправления. Его ответственность, основная ее часть, по крайней мере, имеет иной вектор. Когда рассказываешь это студентам, некоторые из них удивляются — слишком контрастирует с общественным настроением по этому поводу.
Так или иначе властная вертикаль достигла наконец дорожно-ремонтной сферы, и это было нам публично предъявлено. Я не рискну сказать, что это однозначно плохо. В критических ситуациях нарушение устоявшегося, привычного, общепринятого порядка и правил игры вполне может быть единственным способом преодолеть кризис. Такова ли нынешняя ситуация? Вопрос открытый. Но совершенно точно, что подобное нарушение сопровождается авралом и чрезвычайщиной. А главное неприятное свойство авралов в том, что они сами себя воспроизводят, и раз начатую цепочку сложно оборвать.
Поделиться:
Все новости компаний