Газета
 09 апреля 2007, 00:00   1570

Нужен эксклюзив

Нужен эксклюзив
Пермский радиорынок постепенно переходит под влияние крупных московских организаций. В результате зайти на него новому игроку становится все сложнее.
Автор: Кирилл Перов
Пермский радиорынок постепенно переходит под влияние крупных московских организаций. В результате зайти на него новому игроку становится все сложнее.

За последние полгода на пермском радиорынке произошли существенные изменения, которые определили его состояние и дальнейшее развитие в 2007 году. Федеральная структура «Русская Медиа Группа» (РМГ) выкупила активы пермских радиостанций «Максимум» и «Мьюзик». Еще один медиагигант, «Европейская Медиа Группа», начал вещание популярного «Ретро FM» и «Европы плюс».
 
Нет места.  Приход крупных компаний федерального масштаба в Пермь стал отражением общероссийской тенденции — в большинстве регионов местные игроки сдают позиции, уступая место крупным структурам. В связи с этим некоторые эксперты считают, что радиорынок Перми постепенно становится закрытым и появления новых местных участников на нем ожидать не стоит.
Анатолий Шафорост, директор пермского филиала радио «Максимум»:
—  Создать новое радио сейчас практически нереально. В период становления рынка новые радиостанции появлялись благодаря энтузиастам, которые были готовы работать, не получая особенной прибыли. Сейчас таких энтузиастов почти нет, да и затратная часть на содержание радиочастоты выросла в разы. Все это вкупе с присутствием на рынке большого количества игроков позволяет судить о том, что новое радио не будет успешным коммерческим проектом.
Главный фактор, ограничивающий появление новых радиостанций, — объем рекламного рынка Перми. По данным «bc», в настоящее время его годовой оборот составляет около 8 миллионов долларов, и при этом он четко поделен среди игроков. Для того чтобы проект радио был рентабельным и приносил прибыль, новому игроку будет необходимо отобрать долю у конкурентов, что сделать довольно трудно — присутствующие в данный момент в Перми радиостанции обладают широким набором конкурентных преимуществ.
Тем не менее потенциал роста у рекламного рынка в «радийном» секторе все же есть. Как считает генеральный продюсер радиостанции «Кама FM» Лена Рик, агрессивная маркетинговая политика радиостанции способна отобрать часть рекламного пирога у других СМИ. «Пермское радио вполне способно взять долю у местного телевидения, которое почти не предлагает каких-либо уникальных продуктов», — считает г-жа Рик.
Одним из основных преимуществ московских структур перед пермскими радиокомпаниями является мощный финансовый потенциал. Если первые способны тратить огромные средства на проведение исследований рынка, постоянный мониторинг ситуации и потребностей целевой аудитории, то вторые позволить себе этого не могут.
Дмитрий Колесников, генеральный директор ЗАО «ММТ» («Европа плюс» и «Ретро FM»):
— Хороший продукт стоит дорого. Для того чтобы вывести в эфир то, что хочет услышать аудитория, еженедельно опрашивают более 400 человек, которые оценивают каждую песню. На основании полученных данных песням присваиваются определенные индексы, и далее по сложным формулам компьютер рассчитывает плей-лист. Это дорогая технология, но она оправдывает себя. Публика может этого не замечать, но грамотно подобранная музыка собирает больше слушателей. Разумеется, местным вещателям такие технологии не по карману. А действовать вслепую вредно для рейтинга. В результате все больше бывших местных вещателей становятся частью сетевиков. Так проще.
Сложившаяся на рынке ситуация приводит к тому, что местные медиаструктуры меняют планы. В 2006 году радиостанцию собиралось открыть ООО «Виват медиа». Как сообщил директор компании Сергей Кочетков, в настоящее время проект находится на стадии получения необходимых документов. По его словам, изменения, происшедшие в конце 2006 года, поставили под сомнение то, как будет выглядеть проект. «Изначально мы планировали открыть местную радиостанцию, но теперь раздумываем над тем, как поступим, получив частоту. Соперничать с московскими деньгами и брендами очень сложно», — посетовал Сергей Кочетков.  
 
Можно, но сложно. Мнения собеседников «bc» относительно закрытости пермского рынка разделились. Часть экспертов считает, что существует ряд факторов, не исключающих появления новых игроков. Специалисты выделяют три уникальные черты пермского радиорынка. Первая: коммерческое радио появилось здесь раньше, чем коммерческое телевидение (первой радиостанцией, нацеленной на получение денег от рекламодателей, было «Авторадио», созданное в 1990 году). В результате доверие рекламодателей к радио в Перми больше, чем в других городах, о чем говорят результаты мониторинга рынка. Второе: объем местных радиостанций с собственным эфиром долгое время составлял около 50 %. Третьей уникальной особенностью перм-ского радиорынка специалисты называют большое количество талантливых кадров, благодаря которым местное радио развилось до сравнительно высокого уровня. Сейчас большинство из них работают в Москве либо за рубежом.
По мнению директора радио «Альфа» Максима Кунина, для того чтобы зайти на рынок в настоящее время, необходимо обладать уникальным и отличным от других предложением, некой «суперидеей», которая позволит выделить новичка в среде других. «Вряд ли можно считать пермский рынок радио закрытым», — подчеркнул Максим Кунин в разговоре с «bc».
Елена Рик считает, что, несмотря на насыщенность рекламного рынка и жесткую конкуренцию среди радиостанций, творческая составляющая бизнеса дает возможность для появления нового продукта. «У нас нет радиостанций, специализирующихся на чем-то конкретном, например на джазе или классической музыке. Если радио с подобной направленностью появится, то оно способно занять свое место в эфире», — говорит Елена Рик.  
Все собеседники «bc» сходятся во мнении, что жесткую конкуренцию с «раскрученными» брендами можно преодолеть только за счет эксклюзивного товара, который не предлагает никакое другое радио. Однако, по мнению Дмитрия Колесникова, даже в случае появления нового игрока, обладающего «конкурентоспособным товаром», долгое время продержаться на рынке ему не удастся. «Если и появится команда профессионалов, которая сможет поднять местное радио, то она в полном или почти полном составе переберется в ту же Москву, получив выгодное предложение от столичных компаний. Подобное уже происходило», — заявил господин Колесников.
Таким образом, радиорынок Перми постепенно начинает становиться закрытым, и в скором времени может быть поделен между крупными московскими компаниями. Вопрос о серьезности последствий, связанных со сменой собственников, вызвал в профессиональной среде дискуссию. Одни эксперты «bc» обращают внимание на исчезновение из эфира «Радио Максимум» утреннего шоу с пермскими ведущими, на замену «Мьюзик Радио» на «Хит ФМ», на кадровые перестановки, вызванные приобретением «Максимума» «Российской медиагруппой». Но другие говорят, что отрыв от местных корней может ударить по станциям потерей аудитории, не желающей слушать новости о московских пробках или вечеринках. Они настаивают, что  потребители от перемен на рынке какой-либо разницы не почувствуют.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний