Газета
 09 апреля 2007, 00:00   1271

Опасный флот

Опасный флот
Половина судов речного флота в Пермском крае отслужила свой нормативный срок эксплуатации, говорят специалисты Роспотребнадзора. Однако вероятность того, что часть из них будет эксплуатироваться и без соответствующих разрешений, достаточно высока.
Половина судов речного флота в Пермском крае отслужила свой нормативный срок эксплуатации, говорят специалисты Роспотребнадзора. Однако вероятность того, что часть из них будет эксплуатироваться и без соответствующих разрешений, достаточно высока.

Анализ итогов выпуска флота в навигацию 2006 года показывает, что речной флот в Пермском крае изношен и 45 % судов отслужили свой нормативный срок эксплуатации. Об этом заявил главный государственный санитарный врач по Пермскому краю Александр   Сбоев.
Ежегодно подготовка к навигации обнажает ряд проблем речного флота Прикамья. Среди наиболее острых — санитарная неготовность судов к эксплуатации и их изношенность.
При подготовке к навигации суда проходят экспертизу, по результатам которой выдается судовое санитарное свидетельство на право плавания. Лишь наличие подобного  документа дает судовладельцу возможность эксплуатировать судно в навигацию этого года. По данным заместителя начальника отдела надзора на транспорте Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Марины Дзюиной, всего в реестр структуры внесены 689 речных судов. В настоящее время почти 2/3 находится на так называемом «холодном отстое», то есть не эксплуатировались в навигацию 2006 года из-за невостребованности арендаторами.
Основной причиной подобного состояния специалисты считают экономические трудности 90-х. «Флот многие годы не обновлялся. Новые суда в эксплуатацию не вводятся, — говорит Марина Дзюина. — Суда стареют и постепенно выходят из эксплуатации. За прошлый год выдано 263 судовых санитарных свидетельства на право плавания — их получили лучшие суда Камского речного флота, которые востребованы арендаторами».
По сведениям пресс-службы краевого управления Роспотребнадзора, из данных судов 23-м разрешена эксплуатация только после повторного освидетельствования. Основными его причинами были неудовлетворительная подготовка судовладельцами судовых помещений, отсутствие сведений о прохождении гигиенического обучения и медицинского осмотра, нарушение требований санитарных правил по 
очистке и дезинфекции систем водоснабжения и другие причины.
Часть судов, приписанных в Пермском крае,  по данным специалистов Роспотребнадзора, постоянно находятся и эксплуатируются за пределами России, часть  — на территории других субъектов Федерации (к примеру, в нижнем течении Дона, на территории Ростовской области), поэтому на территории края их владельцы заявок на получение санитарных свидетельств не подавали.
«Особенное внимание к состоянию  речного флота объясняется ситуацией, в которой пребывает этот вид транспорта, — говорит Марина Дзюина. — На протяжении 5 месяцев навигации работники этого транспорта не только работают на судах, но и живут там. Практически они проводят на борту всю навигацию, что требует особого внимания к условиям труда, питания  и проживания».
В настоящее время осуществляется подготовка к навигации 2007 года. В ее рамках Роспотребнадзор организовывает координационные совещания с судовладельцами. Проводится анализ недостатков, допущенных при подготовке к навигации прошлого года, выдаются планы-задания для собственников судов. Сейчас подаются заявки, и создается график приема судов в эксплуатацию на навигацию 2007 года.
По словам директора Камского филиала Российского речного регистра Бориса Кобелева, изношенность речного флота в Прикамье очень высока. Руководитель ведомства, которое выдает экологические свидетельства для судов, уверен, что   значительная часть судов Камского речного флота находится в «достаточно плохом состоянии, вплоть до сквозной коррозии корпуса».
Борис Кобелев не исключил возможность того, что некоторые суда эксплуатируются без соответствующих разрешений. «По этому поводу прокуратурой проводятся проверки, и подобные случаи действительно выявляются, — говорит Борис Кобелев. — Такие суда представляют опасность для судоходства в бассейне, и необходимо прекратить их эксплуатацию».
Сами судовладельцы с пониманием относятся к требованиям контролирующих органов. Как сообщили «bc» в судоходной компании «Урал», «данные требования к санитарному и техническому состоянию обоснованны, и те суда, которые эксплуатируются, проходят достаточно серьезную экспертизу». На вопрос о сложностях, возникающих при получении судового санитарного свидетельства, в компании ответили, что «трудности всегда бывают».
 
Справка «bc»
Согласно информации краевого управления Роспотребнадзора,  40 судов из 263, прошедших освидетельствование, пассажирские. Из них 13 — теплоходы, использующиеся на дальних маршрутах и пользующиеся особой популярностью у пермяков. Грузовой безбуксирный флот представлен 68 единицами. Сегодня на водном транспорте в Пермском крае  работают более  4 тысяч человек плавсостава,  4 порта и более 20 предприятий, обслуживающих водный транспорт.
В 2005 году внутренним водным транспортом в Пермском крае перевезено более 126 тысяч пассажиров, из них на экскурсионно-прогулочных линиях почти 100 тысяч. За 10 лет количество перевезенных пассажиров сократилось в 7,5 раза (в 1995 году речным транспортом воспользовалось около миллиона человек). (по данным Пермьстата.)
Поделиться:
Все новости компаний