Газета
 02 апреля 2007, 00:00   1073

Чтобы финансы не пели романсы...

На Западе основам финансового учета учат в средней школе независимо от того, куда пойдет работать человек, так как финансовая грамотность необходима не только будущим руководителям компаний, но и наемным работникам.
Автор: Кирилл Перов
На Западе основам финансового учета учат в средней школе независимо от того, куда пойдет работать человек, так как финансовая грамотность необходима не только будущим руководителям компаний, но и наемным работникам.

В России же существует тенденция обучения финансовой грамотности только представителей службы продаж, людей, которые обеспечивают денежный поток компании. Именно поэтому нередки в российской практике грустные примеры, когда в компании есть несколько мнений относительно того, какая же была выручка за прошлый месяц, когда данные управленческого учета не совпадают с цифрами службы продаж.
Сегодня мы беседуем с Павлом Лебедевым, автором семинаров, посвященных финансовому, инвестиционному и стратегическому менеджменту.
 
Павел, как Вы считаете, необходима ли современному руководителю финансовая грамотность?
С какими проблемами могут столкнуться руководители без знаний в этой области?
— Я остановлюсь на одной общей и болезненной проблеме, которая есть в компаниях независимо от их масштаба и уровня. Эта проблема является следствием отсутствия комплексного финансового взгляда на бизнес с точки зрения основных финансовых форм: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Зачастую все три формы на управленческом уровне, к сожалению, не востребованы. К чему это приводит? Когда руководитель рассказывает о своем бизнесе, он с гордостью говорит о своих планах на следующий год, о том, что будут огромного масштаба инвестиции, которые приведут компанию на самые лучшие позиции на рынке. А когда переходим к цифрам, получается, что источников для инвестиций попросту нет: прибыль и денежный поток не сбалансированы, оценки прибыли слишком оптимистичны, а лимит по заимствованиям установлен акционерами. Таких примеров можно приводить множество, поэтому я всегда возвращаюсь к сбалансированности в развитии бизнеса.
 
В последнее время в области финансового менеджмента появилось много новых инструментов. Какие методики, на Ваш взгляд, самые популярные?
— Я бы начал с управления стоимостью, это является, пожалуй, целью даже высшего уровня, чем получение прибыли в краткосрочном масштабе, потому что стоимость тесно связана с конкурентной позицией и новыми возможностями, стратегией развития.
Система сбалансированных показателей — еще один востребованный инструмент, она позволяет интегрировать нефинансовые данные в оценку деятельности компании, думать о бизнесе системно, сбалансированно! В результате подразделения, деятельность которых трудно измерить финансово, вносят свой вклад в финансовые цели бизнеса.
 
Павел, Вы являетесь автором обучающей программы «Финансы для нефинансистов». Расскажите о вашей программе, какие навыки и знания получают участники?
— Вообще, цель семинара — в формировании у слушателей понимания принципов и возможностей использования финансового управления в работе компании. Участники получают системные знания о том, как с точки зрения управления финансами лучше сбалансировать три ключевых блока управленческих задач: рост организации, ее развитие и прибыль. На фоне этой дискуссии имеет смысл говорить о затратах, по сути они отражают стоимость управленческих решений, стоимость действий и потребленных ресурсов при достижении поставленных целей. Большое внимание уделяется денежным потокам, потому что деньги являются тем самым фактором, который дает возможность вести бизнес, а их отсутствие можно сравнивать с отсутствием воздуха, в то время как отсутствие прибыли — с отсутствием пищи; системе сбалансированных показателей, управлению стоимостью; обсуждаем такой важный блок, как оценка решений по инвестированию. Один из блоков семинара посвящен стратегическим финансам.
Вообще одна из задач этого семинара — помощь топ-менеджменту в нахождении общего языка с финансовой службой. Такие семинары позволяют помочь руководителям более осознанно формировать в организации спрос на действительно необходимую в управленческом процессе финансовую информацию. Если сказать буквально: «Ребята, а давайте посчитаем этот и этот показатели, сделаем такой обзор или такую форму».
 
На кого рассчитана Ваша программа?
— Программа адресована руководителям компаний, которые непосредственно не связаны с финансовой деятельностью, но должны ориентироваться в финансовых показателях, использовать финансовую информацию для принятия управленческих решений. Семинар дает возможность найти общий язык на уровне организации, что помогает повысить эффективность бизнеса.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний