Газета
 26 марта 2007, 00:00   893

Эффект роста

Эффект роста
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Игорь Фомин — об итогах года, проблемах с выделением площадок под строительство АЗС и возможном слиянии с конкурентами.
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Игорь Фомин — об итогах года, проблемах с выделением площадок под строительство АЗС и возможном слиянии с конкурентами.

Игорь Викторович, как Вы оцениваете общие итоги 2006 года? Какие задачи ставились, насколько удалось их реализовать?
— Предприятие отработало год очень хорошо, практически все задачи, которые ставились, были решены. Хотя начинался год достаточно сложно: были определенные проблемы с объемами реализации, получаемый в розничном секторе маржинальный доход не соответствовал плановым показателям. Однако во второй половине 2006 года конъюнктура серьезно изменилась, достаточно вспомнить, что мы смогли даже снизить цены на автозаправочных станциях предприятия, и маржинальный доход был значительно выше. Можно сказать, что этот показатель стал лучшим за последние несколько лет.
В итоге в 2006 году в розницу было реализовано 636 тысяч тонн нефтепродуктов, прирост к 2005 году составил 12 %, задачи по показателям прибыли, которые были поставлены, также достигнуты (подробнее см. справку — прим. «bc»). Мы надеемся, что темпы прироста в 2007 году окажутся не ниже, чем в 2006.
Инвестиционная программа также была выполнена, мы построили те объекты, которые планировали, часть из них не удалось запустить в эксплуатацию, но это произойдет уже в 2007 году.
 
С чем связана задержка с запуском АЗС?
— В стране сегодня все государственные органы уделяют большое внимание вопросам строительства, в том числе это касается и АЗС. Пока идет постоянная реорганизация ведомств, которые занимаются вопросами контроля, надзора, согласования, на сегодня эти структуры находятся в стадии формирования. Безусловно, подобная ситуация влияет на сроки строительства. С особыми трудностями мы столкнулись в Свердловском регионе, где организационные вопросы не решались достаточно долго. В 2007 году проблемы с получением разрешительной документации остаются, более того, ситуация усложняется. Проблема не в том, что наше предприятие пытается осуществлять какие-то мероприятия с нарушением действующего законодательства, проблема — в существовании пробелов в законодательной базе.
 
Сколько сегодня составляет доля ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефте-продукт» в регионах его присутствия?
— Наша доля по итогам 2006 года не изменилась. Задачу по наращиванию мы не ставили, поскольку в Пермском крае и Кировской области она и сейчас достаточно высока (от 45 до 60 %). Увеличивать этот показатель нецелесообразно, поэтому и велась работа по удержанию своей доли. Что касается Свердловской области, то здесь есть желание прирастать как можно быстрее, ведь пока «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» контролирует только около 20 % местного рынка. Но прирастать более высокими темпами нет возможностей. Сегодня в Свердловской области отсутствуют новые площадки под строительство АЗС, и мы планируем покупать готовые объекты, но пока интересных предложений не поступало.
 
«ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» приобрел 42 % акций ОАО «Удмуртнефтепродукт». Вы говорили, что есть задача по увеличению этой доли до 100 %. Как продвигается ее решение?
— Да, мы стремимся к полному контролю над «Удмуртнефтепродуктом». Это серьезный и длительный проект, думаю, закончим его в ближайшие годы. В настоящий момент мы ведем переговоры с собственниками акций, ищем консенсус по стоимости пакетов. Скорее всего, в 2007–2008 годах эта работа будет закончена.
 
Насколько успешно идут переговоры с собственниками?
— Как известно, ничего непродаваемого в мире не существует, все имеет свою цену. Сегодня вопрос в установлении цены и согласовании расчетов. «Удмуртнефтепродукт» —  открытое акционерное общество, его акционерами являются более 600 человек, и со всеми мы ведем переговоры, поскольку хотим достичь стопроцентного результата. При этом в законодательстве прописаны механизмы, когда при достижении определенной доли в АО можно вести речь о принудительном выкупе акций. Такой вариант мы также учитываем. Но думаю, с абсолютным большинством акционеров будет достигнуто согласие.
 
Увеличение доли уже согласовано с антимонопольным ведомством?
— Да, такое согласие мы получили в 2006 году, думаю, если по каким-то причинам процесс увеличения доли затянется, то срок действия разрешения ФАС будет продлен.
 
Как сегодня идет процесс взаимодействия с исполнительной дирекцией «Удмуртнефтепродукта»?
— Мы работаем в очень тесном сотрудничестве. Сегодня «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» хоть и является самым крупным собственником, но не участвует в прямом управлении предприятием, наших представителей нет в совете директоров. Но в этом пока и нет необходимости, поскольку мы имеем полную информацию о работе «Удмуртнефтепродукта» во всех ее аспектах. Предприятие имеет прозрачную систему управления, и нынешняя ситуация нас вполне устраивает.
 
В прошлом году Вы говорили о проблемах выделения площадок под строительство АЗС в Перми, ситуация как-то изменилась?
— Нет. В 2006 году не было выделено ни одной площадки, более того, мэрия отказалась от исполнения ранее заключенного соглашения о выделении трех участков для строительства АЗС. Администрация не сочла нужным или возможным исполнять это соглашение. Мы заключили мировое соглашение о его расторжении, предприятию был компенсирован причиненный ущерб. Говорить о перспективах на 2007 год я пока не могу. Прошел первый квартал, но мы не имеем представления о том, сколько участков мэрия планирует выделить под строительство АЗС, какие торги власти намерены проводить. Да, мэрия демонстрирует открытость к диалогу, мы много совещаемся, но пока результатов этого взаимодействия нет.
В Кирове ситуация лучше, мы строим здесь две новые АЗС.
У мэрии Кирова гибкий подход, она готова идти навстречу интересам всех сторон. В этом регионе ситуация предсказуемая, и в ближайшие 7–9 лет мы планируем ввести в строй 16 автозаправочных станций, не только в областном центре, но и в других городах региона.
 
Если вернуться к ситуации в Перми, кому достались те три участка, которые мэрия не предоставила под строительство АЗС?
— Они остались несформированными. Этих участков не существует, они не поставлены на кадастровый учет, не подготовлены под какую-либо застройку.
 
Какова компенсация за земельные участки?
— «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» получил 5,5 миллиона рублей. Договор, который был подписан еще в 2003 году, стороны расторгли в 2006-м.
 
Помимо выделения земельных участков, какие еще проблемы есть в Перми и Екатеринбурге, препятствующие развитию сети?
— Других проблем нет. Мы вышли на достаточно высокий уровень организации бизнеса. Поэтому единственная проблема — отсутствие четких перспектив с выделением участков. Можно сказать, что у предприятия нет запаса таких участков, и это тревожащий фактор. Но с другой стороны, практика показывает, что периодически поступают предложения о приобретении крупных сетей. Пока эти предложения нас не устраивают, поскольку есть вопросы к эффективности сетей, выставляемых на продажу. Но если ситуация с выделением площадок под строительство не изменится, видимо, мы будем рассматривать и подобные предложения.
 
Можно ли сказать, что сегодня Вы ведете конкретные переговоры на предмет покупки сетей?
— Никаких серьезных переговоров сегодня не ведется. Мы присматриваемся ко всем операторам, которые работают на всех рынках, оцениваем регион, где работает предприятие, и всегда рассматриваем возможность слияния с тем или иным оператором отрасли. Но в данный момент ни о каких конкретных договоренностях и, тем более, сделках говорить не приходится.
 
А чем Вы объясняете нежелание властей выделять землю под АЗС?
— Учитывая площадь участка, возведение АЗС аналогично строительству жилого или офисного здания. Но естественно, городу выгоднее строить именно дома.
В этом, на мой взгляд, и кроется основная причина. Я думаю, мы должны просто пережить этот этап. Ведь количество транспорта растет, и вскоре люди начнут стоять в очередях на АЗС. Властям это надоест, и они поймут, что нужны инфраструктура, комфорт. Тогда мы и вернемся к этому вопросу.
 
Существуют ли планы по развитию сети газонаполнительных станций?
— Мне кажется, экономической выгоды в этих проектах нет. Сегодня в Пермском крае работают три производителя сжиженных газов, все они имеют собственные розничные сети. И мы не видим перспектив для роста этого сегмента. То же самое можно сказать и о газе как автомобильном топливе. Проводились специальные маркетинговые исследования, которые подтвердили отсутствие больших перспектив. Этот рынок сформировался и фактически не растет. Газ — основной конкурент бензина АИ-80, а его потребление постепенно сокращается. Например, в Свердлов-ской области реализация этого топлива прекратится, видимо, уже к 2008–2009 годам, в Перм-ском крае — после 2010 года. Основной растущий сегмент — 95. Это также доказывает, что нет смысла вкладывать средства в развитие реализации газа.
 
С программой развития реализации на АЗС нетопливных продуктов ситуация аналогична?
— Да, мы просчитывали эту программу, но сегодня этот сегмент не востребован ни в одном из регионов нашей деятельности. Он не пользуется популярностью и пока приносит не доходы, а одни расходы. Опыт показывает, что это неэффективно.
 
Основные показатели развития по итогам 2006 года:
– объем розничной реализации в 2006 году составил 636 тыс. т, прирост по отношению к 2005 году составил 12 %;
– доля АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в Пермском крае — 38,7 %, в Кировской области — 27 %, в Свердловской области — 11,7 %;
– среднесуточный объем продаж АЗС предприятия по итогам 2006 года составил 8,4 т.
 
Основные задачи на 2007 год:
– обеспечение запланированного объема розничной реализации нефтепродуктов —709,5 тыс. т;
– повышение среднесуточного объема продаж АЗС до 9,2 т;
– развитие сбытовой сети в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
 
Справка «bc»
Сегодня ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» — один из крупнейших межрегиональных сбытовых операторов компании «ЛУКОЙЛ». Предприятие реализует продукцию компании на территории Приволжского и Уральского федеральных округов, в регионах Западной и Восточной Сибири. При этом целевыми рынками являются Пермская, Кировская, Свердловская области и Республика Удмуртия с общей емкостью рынка основных нефтепродуктов 4,5 млн т в год. На сегодняшний день в собственности предприятия сеть из 207 действующих АЗС, из них в Пермском крае — 113 АЗС, в Кировской области — 41 АЗС, в Свердловской области — 53 АЗС; и 14 действующих объектов нефтебазового хозяйства.
Поделиться:
Все новости компаний