Газета
 19 марта 2007, 00:00   1357

Непрестижные корочки

Непрестижные корочки
Значение диплома о высшем образовании при приеме на работу снижается. Более важным для работодателя является опыт работы.
Значение диплома о высшем образовании при приеме на работу снижается. Более важным для работодателя является опыт работы.

Сфера высшего образования Пермского края приобретает все более отчетливые рыночные черты. Конкуренция между учебными заведениями усиливается, активно растет спрос на их услуги и соответственно увеличивается число вузов. В целом эксперты «bc» отмечают, что система высшего образования Пермского края развивается в русле общероссийских и мировых тенденций, среди которых и активное увеличение его массовости, и его быстрая коммерциализация, и корректировка учебной программы в соответствии с меняющейся действительностью.
 
Растущий рынок. Число самостоятельных вузов, работающих в Пермском крае, за последние пятнадцать лет увеличилось вдвое и сегодня составляет 14 учебных заведений. Кроме того, по информации Министерства образования Пермского края, в регионе действуют 19 филиалов инорегиональных вузов и 6 филиалов пермских. Две трети из этих 39 образовательных учреждений расположены в г. Перми, остальные — в крупнейших городах Пермского края: Березниках, Соликамске, Чайковском, Чусовом, Гремячинске, Кунгуре, Осе.
Несмотря на значительное увеличение числа высших учебных заведений, работающих в Пермском крае, серьезной конкуренции на рынке пока не наблюдается.
Евгений Малянов, ректор Пермского государственного института культуры:
— Собственно, конкуренция возникла тогда, когда в разных вузах появились одинаковые специальности, а абитуриентам разрешили сдавать документы и соответственно вступительные экзамены в несколько учебных заведений одновременно. В настоящее время в связи с узакониванием эксперимента в части поступления в вуз по результатам ЕГЭ масштабы такой практики, по-видимому, возрастут.
По словам Ильдара Илалтдинова, начальника учебно-методического отдела Пермского государственного университета, определенная конкуренция по родственным специальностям, которых, впрочем, не так много, действительно есть. Однако многие вузы имеют свою специфику подготовки (педагогическая, научная, инженерная и т. д.), что в значительной мере снижает остроту соперничества и не дает упасть вступительному конкурсу.
Невысокий уровень конкуренции объясняется и значительным расширением рынка: в последнее десятилетие наблюдается стабильная тенденция увеличения числа студентов, обучающихся в вузах Пермского края. По состоянию на конец 2005 года численность обучавшихся в вузах региона составляла 95,2 тыс. человек, что в 2,3 раза превосходило уровень 1994 года. Данные официальной статистики подтверждают слова Ильдара Илалтдинова. Он рассказал «bc», что приток студентов в Пермский государственный университет не снижается, даже несмотря на резкий демографический спад конца восьмидесятых — начала девяностых годов, когда ежегодная рождаемость в Пермском крае снизилась более чем на треть. Интересно, что эта тенденция пришла на смену противоположной. Согласно данным Минобразования Пермского края, в течение предыдущего десятилетия (1985–1994 годы), численность студентов упала на 17,4 %.
Причину роста популярности высшего образования эксперты «bc» видят, прежде всего, в существующих требованиях рынка труда: устроиться на перспективную работу, не имея высшего образования, просто невозможно. Тем не менее значение диплома тоже не стоит переоценивать, поскольку работодатели придают большое значение наличию опыта работы.
Антон Куксин, системный аналитик ООО «Майвижн текнолоджис»:
— Как показывает наша практика, большинство претендентов на должность программиста вообще не имеют опыта работы. А наличие лишь академического опыта, да еще при отсутствии нацеленности на результат, является очень негативным моментом. Таких людей мы не берем к себе даже на испытательный срок.
Герман Иванов, исполнительный директор кадрового агентства «Бизнес-Персонал», подчеркивает, что времена, когда наличие высшего образования требовалось практически от любого специалиста, прошли. Сегодня главным требованием большинства работодателей является наличие опыта работы, и по сравнению с выпускником вуза несомненным преимуществом в их глазах будет обладать выпускник среднего профессионального учебного заведения с опытом работы.
 
Иные. Наиболее активными темпами в течение последнего десятилетия развивался сектор негосударственного высшего образования, как за счет организации региональных частных вузов, так и за счет открытия филиалов и представительств вузов других регионов. В результате в Пермском крае численность студентов, обучающихся в частных учебных заведениях, за последнее десятилетие увеличилась более чем в 10 раз и к 2006 году составила 8,9 тыс. человек, то есть чуть менее 10 % от общего числа студентов Пермского края (1,8 % в 1995 году). Скорее всего тенденция усиления присутствия негосударственных игроков на рынке высшего образования Пермского края на этом не исчерпана: средняя по России доля негосударственного высшего образования (по числу студентов) равна 15 %, а во многих регионах она составляет даже 20–30 %.
Несмотря на это, государственные вузы, признавая наличие конкуренции со стороны негосударственных учебных заведений, пока не чувствуют в этом серьезной угрозы.
Ильдар Илалтдинов:
— Негосударственные вузы действительно забирают себе часть абитуриентов, но, поскольку образование в них платное, мы не видим в этом проблемы для себя. Пока что все вузы уживаются на рынке, студентов хватает всем.
По мнению Евгения Малянова, жесткой конкуренция между государственными и негосударственными вузами действительно нет, поскольку первые из них пока имеют «бюджетные» планы приема. Кроме того, большая часть профессорско-преподавательского состава, работающего в негосударственных вузах, являются штатными преподавателями государственных вузов.
Татьяна Попкова, проректор по научной работе Уральского гуманитарного института, также не видит в государственных и негосударственных вузах соперников: и те, и другие имеют свои преимущества, как раз и определяющие выбор абитуриентов. Негосударственные учебные заведения имеют возможность привлекать более низкой стоимостью обучения (если речь идет о платном образовании), индивидуальным подходом к своим студентам, более низкой планкой приема.
Однако в пользу государственных вузов говорит тот факт, что их дипломы по-прежнему обладают наибольшей ценностью в глазах работодателей, тогда как к дипломам негосударственных учебных заведений и филиалов иногородних они относятся с некоторой опаской. Об этом «bc» рассказал Герман Иванов. Его слова подтверждаются результатами общероссийского исследования, проведенного независимым рейтинговым агентством «РейтОР». По его данным, 60,4 % работодателей предпочитают принимать на работу специалистов, окончивших государственный вуз, еще для 39,3 % компаний правовой статус вуза не имеет значение, и только 0,3 % работодателей предпочтут выпускников негосударственного учебного заведения. С выбором работодателей согласны и представители высшей школы. Марина Абашева, декан филологического факультета Пермского государственного педагогического университета, уверена, что качество образования в негосударственных вузах оставляет желать лучшего, и по этой причине составляет весьма слабую конкуренцию государственному образованию.
Тем не менее сегмент платного высшего образования активно расширяется. Причина кроется не только в увеличении числа некоммерческих вузов, но и в росте доли обучающихся на коммерческой основе в государственных учебных заведениях. «Количество учебных мест, обеспеченных государственным финансированием, постоянно снижается. А разницу между максимально возможным числом учащихся (ограничено лицензией вуза) и числом бюджетных мест мы заполняем, принимая студентов на коммерческой основе», — рассказал «bc» Ильдар Илалтдинов.
 
Трудности перевода. Представители вузов в беседе с «bc» назвали несколько проблем, препятствующих более активному развитию высшего образования. Интересно, что среди них недостаток финансирования и современного оборудования занимал далеко не первые места.
Ильдар Илалтдинов рассказал «bc», что одной из наиболее острых проблем высшего образования является последующее трудоустройство выпускников вузов. Государственная поддержка в этом вопросе отсутствует, а самостоятельные действия вузов не способны полностью решить эту проблему. «ПГУ заключает соглашения с потенциальными работодателями, но такое трудоустройство не может носить массового характера», — говорит он.
По словам Ильдара Илалтдинова, сегодня большинство студентов старших курсов уже где-либо работают. После получения диплома многие их них остаются на этих же рабочих местах либо там, где проходили производственную практику. Это касается всех специальностей, отметил он. Сказанное подтверждает представитель компании в сфере разработки и внедрения автоматизированных информационных систем. По словам Антона Куксина, большинство студентов к окончанию учебы уже имеют опыт практической деятельности по специальности порядка двух лет. И чаще всего именно по этой причине по окончании вуза они не ищут работу, поскольку она у них есть.
Герман Иванов отмечает, что особенно остро проблема трудоустройства стоит в отношении выпускников экономических и юридических специальностей. Спрос на эти «модные» профессии очень невысок, и в условиях, когда вузы ежегодно штампуют огромное число этих специалистов, последние имеют значительные проблемы с трудоустройством. В большой мере это касается и свежеиспеченных переводчиков. В свою очередь Агентство по занятости населения Пермского края сообщает, что в 2004–2006 годах отмечен рост числа обращений выпускников экономических и гуманитарных специальностей, а также снижение обращений выпускников педагогических и естественнонаучных специальностей. В 2006 году наиболее часто в органы занятости обращались выпускники с экономическим, гуманитарным, педагогическим и естественнонаучным образованием.
Наиболее многочисленными группами выпускников вузов являлись выпускники следующих специальностей: юриспруденция, экономика и управление на предприятии, менеджмент организации и бухгалтерский учет, анализ и аудит. Наиболее часты обращения выпускников ПГУ, ПГТУ, сельхозакадемии, педуниверситета.
«По опыту работы нашего агентства знаю, что сегодня гораздо большим спросом пользуются выпускники инженерных и технических специальностей вузов», — заключает в беседе с «bc» Герман Иванов.
Еще одна проблема высшего образования — старение преподавательского состава. «ПГУ не ощущает дефицита преподавательского состава, но его старение действительно имеет место», — рассказывает Ильдар Илалтдинов. Очевидно, подобная тенденция характерна не только для этого вуза: по информации Минобразования Пермского края, 49,9 % штатного профессорско-преподавательского персонала находятся в возрасте от 40 до 59 лет, и только 12,9 % — до 30 лет. Одну из причин такого соотношения эксперты «bc» видят как в общем низком уровне заработной платы работников высшей школы, так и в очень значительном разрыве в уровне оплаты труду преподавательского и профессорского составов.
Некоторые эксперты «bc» отмечают инертность высшего образования. Невозможность оперативной корректировки учебных программ приводит к тому, что полученные в высшей школе знания не всегда соответствуют реально необходимым на практике, делится своими наблюдениями Герман Иванов. Сразу несколько экспертов «bc» отметили, что ситуация еще сложнее. «Несовпадение требований высшей школы и современных работодателей — одна сторона, а с другой стороны, мы имеем несогласованность стандартов средней и высшей школы», — рассказала «bc» Марина Абашева.
Тем не менее представители вузов считают, что необходимые меры в этом направлении принимаются. В частности, по мнению Евгения Малянова, свою роль играют существующие требования аккредитации и лицензирования вузов, а также разработка все новых государственных образовательных стандартов. В свою очередь Ильдар Илалтдинов рассказал «bc», что сделать учебную программу современной позволяет существующая у вузов возможность самостоятельного ее формирования — почти наполовину. Кроме того, многое зависит и от конкретной специальности: ранее эксперты «bc» в области сельского хозяйства в интервью изданию отмечали, что аграрное образование в Пермском крае остается на высоком уровне, в том числе и по сравнению с соседними регионами.
Тем не менее эксперты уверены, что проблема существует. По мнению Татьяны Попковой, ее острота может быть снята с помощью увеличения доли спецкурсов и предметов по выбору в общем объеме учебной подготовки. Кроме того, должны быть увеличены объемы практической подготовки студентов, а также стажировок, позволяющих не только применить полученные знания на практике, но и нести ответственность за результаты.
Марина Абашева высказывает более пессимистичный взгляд. «Если общество имеет некий образ мира, представление о ценностях, задачи на будущее, все это в конечном счете и отразится на качестве обучения. Ну а если такого представления нет (а это, увы, так) — чего же особенного ждать от программ?» — сказала она.
 
Непрестижные корочки
 
Непрестижные корочки
 
Непрестижные корочки
 
Непрестижные корочки
Поделиться:
Все новости компаний