Газета
 19 марта 2007, 00:00   901

Движение к цивилизации

Генеральный директор страховой компании «Адонис» Дмитрий Перхун — о ситуации на пермском рынке страхования, страховой культуре пермяков и «зачистках» недобросовестных компаний.
Генеральный директор страховой компании «Адонис» Дмитрий Перхун — о ситуации на пермском рынке страхования, страховой культуре пермяков и «зачистках» недобросовестных компаний.

Компания «Адонис» — одна из старейших на пермском рынке страхования, как, на Ваш взгляд, изменился этот рынок за 15 последних лет?
— Самое главное, что произошло за это время, — пермский рынок страхования развивался от хаотичного состояния к более организованному. Можно сказать, что постепенно он приобретает цивилизованные формы. Если же говорить об основной тенденции, то она характерна для всех территорий России. На страховом рынке происходит сокращение доли региональных компаний, и соответственно растет доля филиалов федеральных компаний (прежде всего московских и в меньшей степени питерских).
 
По Вашим оценкам, насколько серьезно прогрессирует рынок страхования, насколько быстрыми темпами он развивается?
— Важно понимать, что страховой продукт всегда вторичен по отношению к остальным секторам экономики. Если развивается экономика в целом, ее основные сегменты, то движется вперед и рынок страхования. Кроме того, развитие страхования напрямую связано с ростом потребления. Все эти процессы взаимосвязаны. Страхование идет в данном случае вторым эшелоном как по отношению к экономике, так и по отношению к уровню потребления в обществе. Эксперты дают разные оценки роста страхового рынка за последние три года. Но все эти оценки сходятся примерно в одном диапазоне — рост от 15 до  30 % по разным видам страхования. Показатели «Адониса» свидетельствуют о том, что мы находимся в русле общей тенденции. Например, сборы страховых премий выросли с 85 миллионов рублей в 2005 году до 100 миллионов рублей в 2006. На этот год запланирован рост 25 %.
 
Сегодня надзорные органы достаточно активно «зачищают» рынок. Как Вы оцениваете эти мероприятия?
— Назвал бы эту тенденцию здоровой и понятной. Посмотрите, в банковской сфере Центробанк давно уже взялся за наведение порядка, сейчас у государства дошли руки и до страховщиков. Частично это можно объяснит тем, что Россия готовится вступить в ВТО, и рынок должен иметь понятные очертания и правила игры для западных страховщиков. Также очевидно, что в стране взят курс на искоренение теневых явлений в экономике, а не секрет, что есть страховые компании, которые участвуют в определенного рода операциях. Важно, что шаги по наведению порядка применяются регулярно и грамотно. Единственное пожелание, чтобы во время подобных, как Вы сказали «зачисток», вместе с водой не выплеснули и ребенка. Чтобы, избавляясь от нечистоплотных компаний, не ударили по рынку, по честной конкуренции. Например, ряд мер может нанести вред  средним и мелким страховым компаниям. Не думаю, что их полное исчезновение станет благом для рынка, все-таки здесь должен соблюдаться баланс крупного и среднего бизнеса.
 
Какое направление сегодня развивается более активно: розница или корпоративные программы? За каким направлением будущее? На что делает ставку «Адонис»?
— Динамично развиваются оба направления. Здесь определяющими факторами также является общий рост экономики и уровня потребления. Многие предприятия достаточно серьезно относятся к защите своего бизнеса, разрабатываются целые программы управления рисками, как внешними, так и внутренними (так называемый риск–=менеджмент). И страхование — один из серьезных инструментов для решения этой проблемы. Что касается так называемой розницы, люди в России наконец-то стали понимать, что страхование — это не очередной способ изъятия денег у населения, а получение реальной защиты. Развивается ипотека, автокредитование, неотъемлемой частью экономической жизни стало ОСАГО. Людям нужно защищать свое имущество, поэтому розничное страхование имеет очевидную тенденцию к росту. Если автомобильный парк в городе прибывает на 25 % в год, то, естественно, и автострахование растет аналогичными темпами. Ситуация в Перми в данном случае такая же, как в любом другом крупном городе.
Проблема в том, что у людей, с одной стороны, не полностью сформировалось доверие к страховым компаниям, как к серьезным финансовым институтам, с другой, затраты на страхование до сих пор не являются приоритетной статьей в семейном бюджете. Думаю, локомотивом роста страховой культуры станет ОСАГО, а также КАСКО и страхование, связанное с ипотекой.
Что касается компании «Адонис», то мы традиционно ориентируемся на корпоративного клиента. Это тот сегмент, в котором «Адонис» работает давно и на высоком уровне. Но это вовсе не означает, что мы игнорируем розничные виды страхования, значительная часть поступлений приходит именно отсюда. Хотя «Адонис» особо не рекламируется, прирост клиентов — физических лиц ежегодно составляет порядка 25 %.
 
За счет чего будет повышаться страховая культура граждан?
— Страховая культура будет расти вместе с увеличением в нашей стране числа собственников. Любой собственник заинтересован в сохранении своего имущества, также любой  думает о сохранении своего здоровья. Кроме того, многое зависит от уровня информационной и рекламной поддержки. Сегодня рынок растет, и страховые компании имеют приличные рекламные бюджеты. Благодаря их усилиям, благодаря тому, что интересы страховщиков лоббируются в органах власти, естественно, благодаря росту экономики, постепенно в России начинает формироваться страховая культура. Правда, пока это касается не всех сегментов, например, развитие страхования жизни — это  дело будущего, пусть ближайшего, но будущего.
Как бы ни хотели страховые компании донести до каждого преимущества страхования, сделать это нереально. Здесь показателен пример ОСАГО. Как только автострахование ввели в обязательном порядке, этот сегмент резко начал набирать обороты. Через внедрение обязательного страхования в отдельных сегментах повышается страховая культура граждан. Скоро все поймут, что нужно страховать свои квартиры, дачи и прочее имущество. Про жизнь и здоровье говорить нечего. Всплеск интереса к страхованию жизни произойдет тогда, когда будут приняты законодательные меры, позволяющие минимизировать налогообложение для людей, которые сами беспокоятся о своем здоровье, своем будущем.
 
Можно ли говорить о серьезной конкуренции на страховом рынке Перми? В каких секторах она наиболее сильна?
— Наиболее развит сегмент ОСАГО, но, наверное, это характерно для всех регионов России. На хорошем уровне находится страхование имущества. В общем, конкуренция есть, и она достаточно острая. Главное, чтобы она была здоровой и добросовестной. Надо сказать, что пермский рынок становится все более цивилизованным, поэтому успех сегодня приходит к компаниям, соблюдающим законодательство и играющим честно и по правилам
Поделиться:
Все новости компаний