Газета
 12 марта 2007, 00:00   1364

Волнение в эфире

Волнение в эфире
Генеральный продюсер радиостанции «Кама ФМ» Елена Рик — о переделе пермского радиорынка, музыке для богатых и предпочтениях рекламодателей.
Автор: Кирилл Перов
Генеральный продюсер радиостанции «Кама ФМ» Елена Рик — о переделе пермского радиорынка, музыке для богатых и предпочтениях рекламодателей.

Мы ждем перемен…
 
Наблюдающим со стороны за развитием пермского радиорынка кажется, что этот бизнес сейчас должно просто лихорадить. Перемены происходят с такой скоростью, что  едва успеваешь перенастроить приемник, как появляется еще одна станция. Вы согласны с этим?
— Перемен за последний год действительно немало. Смена собственников, руководителей, новые игроки на рынке. Однако те, кто делает радио, узнают о грядущих перестановках задолго до того, как информация об этом появляется в СМИ, и успевают подготовиться, встретить изменения во всеоружии. Даже 10 лет назад наивно было полагать, что пяти радиостанций для такого крупного города окажется достаточно. Растет объем рынка радиорекламы, Пермь становится все более привлекательным бизнес-центром, и как следствие увеличивается количество компаний, желающих извлечь из этого выгоду. Анализируя происходящее, представляя себе тенденции развития, «радисты» работают. Времена застоя в эфире миновали. Сегодня станциям приходится быть более гибкими, настойчивыми, творческими. Недостаточно просто ставить в эфир песни, которых никто никогда не слышал, или говорить, как парень из нашего двора, чем подкупали аудиторию первые фм-станции. Надо прыгать если не выше головы, то выше всех. И это нормально.
 
Насколько сильно влияет на рынок экспансия московских медиа-групп?
— Вот это, пожалуй, самое серьезное изменение. Пермский радиорынок всегда был уникален: местные станции были наголову сильнее ретрансляторов центральных каналов, возглавляя рейтинги плотной группой. Отчасти это объясняется высоким уровнем профессионализма пермской радиошколы. Многие наши ди-джеи и менеджеры  радиостанций вполне успешно продолжили свою карьеру в Москве и Санкт-Петербурге. Лучшие же кадры в Перми традиционно концентрировались на местных, более успешных радиостанциях, тогда как владельцы ретрансляторов, уповая на качество москов-ского эфирного продукта, экономили на зарплате тех, кто поставляет его в пермский эфир. Сегодня федеральные радиокомпании приходят в регионы, чтобы самим управлять эфиром и коммерческой деятельностью на местах. Могу точно сказать, в Перми они привлекают лучших из лучших, что в сочетании со столичным качеством делает их если не фаворитами, то точно не аутсайдерами. Для пугливых вариант понятен: продать частоту. Остальным придется играть на сужении формата, более выверенной работе с целевой аудиторией. Московские станции не могут подстроиться под все регионы — будем более гибкими. У нас по-прежнему остается главный козырь: в Перми любят местное радио, тех, кто дышит пермским воздухом, ди-джеев, которые ходят по тем же улицам, что и все пермяки.
 
Я хотел бы подарить тебе песню…
 
От чего зависит выбор пермских рекламодателей?
— Для начала нужно отметить, что наши рекламодатели ЛЮБЯТ радио. Согласно исследованиям, доля средств, которые тратятся на рекламу на радио в Перми, превышает долю, которая достается телевидению. Обычно же в иных регионах куски этого пирога распределяются один к трем не в пользу радио. Это раз. В целом рекламодатели любят станции, которые работают на аудиторию с высокой покупательской способностью, взрослую, состоятельную, — это два. Зачастую не так важна та конкретная позиция, которую радиостанция занимает в рейтинге, сколько популярность в том сегменте слушателей, которые интересны данной рекламирующей себя компании: рабочий с зарплатой в 3000 рублей вряд ли купит тренажер. И третье: они охотнее приносят деньги на те радиостанции, которые нравятся им самим!
 
Очевидно, что все радиостанции не могут работать для одной и той же целевой аудитории. Каким образом, на Ваш взгляд, с этой точки зрения распределяются интересы существующих сегодня радиостанций?
— Конечно, город не может существовать без станций для тех, кто пока не достиг той самой интересующей многих рекламодателей финансовой зрелости. Школьники и студенты — существенная часть радиоаудитории, часто самые преданные слушатели. На них ориентируются питерский «Рекорд» и местный «Болид». В какой-то степени и радио «Мотор», недавно наконец-то оформившее свое звучание, адресовано более молодым. В категории «от 25-ти» будет играть появившаяся не так давно «Европа Плюс» и превращающийся на днях в сетевую станцию «Максимум». Аудиторию «Кама ФМ» я бы охарактеризовала как «30+», но думаю, что реально она разместится в промежутке от 25 до 40-ка. «Взрослое радио», «Радио Альфа» и «Ретро ФМ» в большей степени интересуют тех, кому за 35–40. Можно пытаться всем дружно играть музыку для богатых, но забывать о том, что мы живем в большом промышленном городе, не стоит. Об этом помнят и «Мотор», и «Взрослое радио», да и сетевые «Русское радио», «Наше радио» и «Ретро ФМ» находят себе в Перми поклонников среди тех, кому далеко до российского среднего класса.
 
На пермском рынке 3 из 7 местных радиостанций появились совсем недавно. Как не потеряться в этом потоке своих и москов-ских?
— Скоро будет 3 из 5 — помимо «Максимума», РМГ вмешается в судьбу приобретенного ею «Мьюзик радио». По моим сведениям, на этой частоте планируется вещание «Хит ФМ». У всех новых пермских станций «раскрутка» осуществляется не так быстро, как им хотелось бы, все-таки в финансовых возможностях нам с Москвой пока не тягаться. Чтобы тебя заметили, надо активнее заявлять о себе, выходить в город, жить его жизнью, что и планирует «Кама ФМ». Надо знать своего предполагаемого слушателя. Кто сказал, что 30 лет — это старость? Только не тридцатилетние! Зачастую во многих регионах этой категории приходится довольствоваться медленной и печальной музыкой с жестким уклоном в ретро. Мы решили сломать этот стереотип и предложить динамичную танцевально-развлекательную радиостанцию для «взрослых молодых людей». Сегодня, чтобы выдержать конкуренцию, нужна оригинальная музыкальная концепция, и, как мне кажется, у новых станций с этим гораздо лучше. «Кама ФМ», например, предлагает для разнообразия окунуться не в пресловутое диско 80-х, а в тот свежий, яркий, разнообразный музыкальный поток, который захлестнул Пермь в 90-е с появлением первых фм-станций.
 
Все это слышно по радио…
 
Радиоперсонажи зачастую окутаны завесой тайны, о них ходит немало слухов. Приходилось ли Вам опровергать домыслы о себе, ваших коллегах и радиостанциях, на которых Вы работали?
— Мы, обыватели, почти никогда не обсуждаем личную жизнь директоров заводов и т. п. Телеведущие, звезды кино, популярные писатели — другое дело. Ну и поскольку радио в городе любят, то и ди-джеи тоже. Выбирая публичную профессию, вы по сути невольно становитесь пиарщиком, которому приходится в сотый раз оправдываться, почему твоя радиостанция играет эту песню и не играет другую, выслушивать «гениальные» концепции вещания, мириться с тем, что к тебе подходят незнакомые люди только для того, чтобы сказать, что им не нравится твоя радиостанция. Самые нелепые слухи, которые мне приходится слышать почти ежегодно о всех радиостанциях, на которых я работала, — это скорая кончина оных: ты просто не в курсе, информация из надежного источника! Сотрудника радиостанции-конкурента, не иначе… А все остальное, как мне кажется, — естественная магия средства массовой информации, которое является самым «личным», почти интимным, ведь ди-джей говорит только с тобой за чашкой утреннего кофе! И «невидимым», потому что ни сюжет не покажет, ни фотографию не напечатает. Вот и приходится выдумывать, потому что не верится, что ди-джей может, как и все остальные нормальные люди, в отпуске делать дома ремонт, а не отдыхать на Мальдивах, перекусывать булкой на бегу, а не обедать в модном кафе, уйти в декретный отпуск, а не эмигрировать в Штаты.
 
Чем, помимо вещания в эфире и перекуса на бегу, занимаются люди, работающие на радио?
— Как правило, на радио работают весьма разносторонние люди. Отчасти это связано с тем, что в российских вузах не готовят специалистов по радиовещанию, потому каждый приносит с собой интересы своей основной специальности. Кого там только нет: и филологи, и режиссеры, и инженеры, и даже врачи! Самые популярные совмещения для ди-джеев — музыкант, клубный ди-джей, шоу-мэн. С недавних пор — ви-джей, преподаватель, дизайнер. Что касается меня, то я искренне считаю: главные движущие силы прогресса — лень и любопытство. Закончив факультет иностранных языков, логично отправилась учиться в аспирантуру и преподавать на родной кафедре. После того как пришла на радио, можно было бы и забросить это занятие, но жаль терять язык. А заниматься самой лень — вот и преподаю. Побывав однажды на радиостажировке в США, решила, что любопытно было бы побывать в других городах и штатах — подала заявку на участие в российско-американской программе «Открытый мир», теперь раз в год удовлетворяю свой интерес за чужой счет. Делая рубрики и программы на радио, подумала: а смогла бы я писать статьи? Получилось. Родив ребенка, решила, что в мире есть еще много, мною неиспробованного, — стала генеральным продюсером новой радиостанции «Кама ФМ».
 
Справка «bc»
Елена Рик, генеральный продюсер радиостанции «Кама ФМ». 10 лет в пермском радиоэфире. Начинала на радио «Медиана» ведущей информационных программ и утреннего шоу. В 1998–2006 гг. ди-джей радио «Максимум». Лауреат премии «Золотой абзац» 2005-го года в номинации «Лучший радиоди-джей». Преподаватель Пермского госуниверситета. Журналист.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний