Газета
 26 февраля 2007, 00:00   1107

Красноречие цифр

Красноречие цифр
Ежегодно на социологические исследования по заказу политиков тратятся десятки миллионов рублей. Но по мнению специалистов, доверия достойна лишь одна треть результатов, опубликованных непосредственно перед выборами.
Автор: Кирилл Перов
Ежегодно на социологические исследования по заказу политиков тратятся десятки миллионов рублей. Но по мнению специалистов, доверия достойна лишь одна треть результатов, опубликованных непосредственно перед выборами.

Несмотря на то что официально до выборов в Государственную думу остается еще более полугода, многие компании, занимающиеся проведением социологических опросов, уже активно предлагают политикам свои услуги. По мнению специалистов, каждым из кандидатов в депутаты на проведение социсследований с целью выяснения мнения избирателей в период предвыборной гонки будет потрачено не менее 1,5 млн рублей. Расходы партийных организаций, как региональных, так и федеральных, специалисты не называют, но говорят, что они измеряются десятками миллионов рублей. Кроме того, не стоит забывать об исследованиях, касающихся политических аспектов, которые проводят местные органы власти и разнообразные фонды непосредственно перед выборами.
 
Хлебное место. По словам заведующего лабораторией социологии Пермского государственного технического университета Геннадия Разинского, в качестве основных заказчиков крупных социологических исследований чаще всего выступают местные органы власти и корпорации. Совершенно не пользуются таким способом получения информации общественные организации. А вот политические партии и отдельно взятые политики обращаются к социологии лишь в период предвыборной гонки.
В Пермском крае самым крупным заказчиком, вкладывающим в проведение масштабных социологических исследований миллионы рублей,  является администрация губернатора Пермского края. Как пояснил Виктор Бурко, заведующий сектором социологического мониторинга отдела по связям с общественностью администрации края, «ежегодно социальной службой краевой администрации в соответствии с нормативными документами обязательно планируется проведение трех социологических исследований.  Но как правило, этим дело не ограничивается. «В зависимости от изменений политической или экономической ситуации, — поясняет Бурко, — губернатор может заказать исследования, посвященные отдельной узкой проблеме. Так, в 2006 году было проведено шесть соцопросов».
Вероятнее всего, 2007 год не останется внакладе. Уже в начале февраля администрацией губернатора был объявлен прием заявок на участие в конкурсе на проведение социологических исследований. Уже в начале года на эти цели планируется выделить в совокупности почти 5 млн рублей. Победители, получившие возможность провести опрос  «Оценка. Зима-2007», получили 650 тыс. рублей. Столько же заработают социологи, которые будут проводит поквартирный опрос «Весна-2007». В 2006 году на проведение аналогичного исследования была выделена сумма значительно большая — 1,1 млн рублей. Однако, пояснил Виктор Бурко, «соразмерно снижению платы за услуги уменьшился и объем выполняемых работ». А вот компания, которая сумеет выиграть тендер на проведение опроса «Общественное мнение-2007 — 10 волн», получит в свое распоряжение 3,6 млн рублей.
 
Фактор погрешности. Специалисты вынуждены признать, что в России, и Пермь в этом плане не исключение, доверять результатам социологических исследований можно далеко не всегда. О том, что в нашей стране эта наука начала развиваться относительно недавно, вообще мало кто любит вспоминать. Эксперт «bc», пожелавший остаться не названным, рассказал, что в России профессиональная социология начала появляться лишь в конце 80-х годов ХХ века, в то время как за рубежом к этому времени она имела уже трехсотлетнюю историю. «Люди, создававшие в стране первые социологические школы, в большинстве своем не имели к этой науке прямого отношения. Более того, до сих пор отечественные школы не имеют собственных устоявшихся традиций», — утверждает эксперт «bc».
Вторая, но не менее важная, причина недоверия самих социологов к большинству проводимых в Перми соцопросам — имеющее место недобросовестное выполнение работы. Ситуация такова, что сейчас заниматься проведением социологических опросов могут все желающие. Достаточно лишь приобрести программное обеспечение, и новый социологический центр готов. Как следствие, сейчас в Перми работают больше сотни компаний, предлагающих услуги по проведению социсследований, среди них консалтинговые и PR-агентства, а также кафедры социологии при учебных заведениях.
«Чтобы оценить достоверность полученных данных, — советует Игорь Германов, доцент кафедры социологии ПГУ, — необходимо разграничивать то, какое исследование и для чего проводится. Если исследование проводится с соблюдением всех стандартов, опытной организацией, которая не хочет рисковать собственным имиджем, то этим данным, безусловно, стоит доверять. Другое дело, что за социологические исследования берутся организации с разным опытом работы».
Зачастую не соблюдается основное условие проведения качественного исследования —наличие квалифицированного состава интервьюеров. Поэтому погрешности в результатах бывают очень велики.
О том, что не стоит доверять большинству результатов политических соцопросов, опубликованных в СМИ незадолго до выборов, говорит Олег Подвинцев, доктор политических наук, директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН:
— Социологические исследования, проводимые перед выборами, можно разделить на 2 типа. Первые создаются для внутреннего пользования и осуществляются с целью собрать информацию о расстановке политических сил, выяснить настроение избирателей. Если результаты этих исследований соответствуют интересам заказчика и могут произвести положительный агитационный эффект, то они разглашаются. В противном случае их скрывают. Но есть еще и «мнимые» опросы, зачастую их просто придумывают либо задают вопросы в такой форме, чтобы результат был предопределен. Естественно, что их публикуют с целью агитации.
По словам Олега Подвинцева, примерно 3/4 данных социологических исследований, опубликованных накануне выборов, являются фиктивными. Вместе с тем, уверен специалист, причина столь высоких показателей кроется не в социологах, а в ангажированности СМИ.
Тем не менее нельзя сбрасывать со счетов и интересы самого заказчика. Среди политиков встречаются и такие, кто вообще не доверяет подобным исследованиям, поскольку считает, что положительный результат получают те, кто «платит за музыку».
Валентина Савостьянова, депутат Государственной думы РФ:
Я не доверяю соцопросам, потому что считаю их недостоверными. Тот, кто заказывает опрос, оказывается в невыигрышном положении, он получает не объективный результат, а  желаемый.
 
Сила факта. Однако даже сомневающиеся обращаются к результатам соцопросов.
Наталья Несевря, преподаватель кафедры социологии и политологии философско-социологического факультета ПГУ, кандидат социологических наук:
— Я считаю, что социсследования в значительной мере объективны. Хотя достоверность некоторых порой не превышает 1 %, но в целом есть смысл обращаться к данным социологических опросов.
Но не только социологи доверяют собственным исследованиям.
 «Исследования дают возможность прогнозировать ситуации в обществе, отслеживать определенные тенденции, — уверен Владимир Рыбакин, депутат ЗС, — и доверять им можно, если они сделаны качественно». С г-ном Рыбакиным соглашается и  первый вице-спикер ЗС  Дмитрий Скриванов:
— Я политик, который напрямую общается с избирателями, и обязан понимать, правильно ли я поступаю, какое формируется отношение ко мне и моим действиям. Поэтому я пользуюсь опросами в любом случае, но, исходя из собственного опыта, корректирую их в соответствии с неким «коэффициентом обмана».
Не обходятся без соцопросов и те, кто занимается проведением предвыборных кампаний. «Работать в политике вслепую невозможно, — говорит Олег Подвинцев. — Политическая битва сопоставима с военным сражением. А на его результатах сказывается не только учет собственных возможностей, но и знание расстановки сил противника».
Несмотря на то что недоверие граждан к результатам соцопросов достаточно велико, количество компаний, занимающихся их проведением, растет на пермском рынке год от года. При этом тенденции к снижению стоимости подобных услуг по-прежнему не наблюдается.
 
Справка «bc»
 
Проводимые пермскими социологами исследования носят самый разнообразный характер и затрагивают практически все сферы современной жизни. Рассматриваются социальные (показатели здоровья населения или уровень занятости трудоспособных граждан) и экономические (благосостояние и материальные ожидания населения) аспекты. Значительная часть опросов направлена на изучение политических интересов: изучается оценка населением работы государственных органов власти, восприятие преобразований государственных структур на местном уровне, также выясняются предпочтения населения накануне предстоящих выборов. Ни для кого не секрет, что накануне выборов количество соцопросов, проводимых с целью изучения мнения электората и дальнейшей корректировки предвыборной кампании, увеличивается в разы. Похожие цели преследуют и социологические исследования, проводимые по заказу крупных корпораций.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний