Газета
 05 февраля 2007, 00:00   756

В ответе за все

В ответе за все
Только наличие серьезных политических партий способно «вылечить» «Единую Россию».
Только наличие серьезных политических партий способно «вылечить» «Единую Россию».

Новорожденность Законодательного собрания Пермского края по-прежнему дает о себе знать, по-прежнему является Темой. Хотя с момента рождения прошло уже почти два месяца. Состоялось несколько пленарных заседаний: одно, так называемое «нулевое», — 15 декабря, потом первое — 21 декабря, еще одно — почти в самый канун Нового года, затем уже в январе. Наконец, в прошедший четверг, 1 февраля, должно было состояться пленарное заседание, на котором — вероятно! — будет поставлена точка в затянувшемся процессе внутреннего структурирования законодательного и представительного органа власти Пермского края (читатель уже может знать результат, поскольку статья писалась раньше).
Все эти заседания были посвящены одному и тому же — определению организационной структуры (количество и сферы компетенции комитетов, заместителей председателя), процедур выдвижения и избрания на руководящие должности и, собственно, персонального состава этих должностей, т. е. выбору председателя, его заместителей, председателей комитетов. Однако все, что удалось сделать до 1 февраля, — это избрать председателя Законодательного собрания и одного его заместителя из двух запланированных.
В чем, спрашивается, проблема? Разумеется, не в том, что Заксобрание никак не может начать «реальную», «настоящую» работу, а все занимается непонятно чем. Впрочем, почему непонятно чем? Как раз понятно чем. В классическом вокабулярии происходящее называется борьбой за власть (насколько классическая терминология подходит для описания пермских политических процессов и подходит ли вообще, это отдельная тема). Довелось услышать, как один журналист искренне и неистово возмущался «бездельем» депутатов и утверждал, что будь он работодателем, он таких долгораскачивающихся работников держать бы не стал. Собственно, согласно распространенному поверью, он как налогоплательщик и гражданин и так является работодателем для слуг народа, коими являются депутаты. Вот только таких активных политических работодателей у нас немного, а те, что есть, как правило, имеют превратное представление о работе депутатских собраний. Они должны просто штамповать хорошие законы. Но в этом случае проще и надежнее нанять хороших юристов. Правда, тому же журналисту, как и многим другим, не нравится, когда депутаты разных уровней действительно просто штампуют законы, предлагаемые исполнительной властью. Но это означает лишь то, что он считает штампуемые законы неправильными. Если вдруг случается наоборот, то люди, как правило, уже не против штамповки. Весь вопрос в том, что считать правильным и нужным. Если бы на него отвечали только профессиональные юристы, то это справедливо сочли бы узурпацией политической власти одним профессиональным сословием. Что, по меньшей мере, несовременно.
В конце концов любое собрание депутатов, помимо реализации законодательной функции, еще и представляет общество.
И первое тесно связано со вторым, то есть первое есть только потому, что есть второе (и опять же, качество представительства — отдельная тема). Поэтому можно даже сказать, что нынешние трудности Законодательного собрания с внутренней структуризацией являются отражением точно таких же трудностей в обществе. Мысль эта хоть и верна, но банальна и слишком неконкретна.
В качестве конкретной причины того, что борьба за власть (если уж использовать этот термин) никак не может привести к какому-нибудь результату, довольно быстро указали на увеличившееся количество партий. Дескать, партий стало больше, потому и сложно договориться. Версия не выдерживает критики по простой, технической причине. Процедура принятия львиной доли персональных решений в Законодательном собрании предусматривает общее голосование депутатов, большинство которых входят в одну фракцию. Поэтому проблем у этой фракции быть не должно. Если только нет проблем внутри самой фракции. А они, конечно, есть и связывают их обычно с личными амбициями и отсутствием (или недостаточностью) начальственного окрика (который возможен из двух мест: от губернатора и федерального руководства партии). Но это еще не проблема. Точнее, проблема самой пермской «партии власти», ей ее и решать. Но неструктурированность «партии власти» ведет к тому, что и весь парламент структурируется с трудом.
Вопрос еще и в том, что эта ситуация может и будет воспроизводиться, потому что причины, ее вызвавшие, никуда не денутся. В других обстоятельствах повторение может вызвать уже более серьезные последствия, нежели затягивание срока начала «настоящей» работы. Рецепт лечения (и излечения), в общем-то, прост: политическая конкуренция. Только наличие серьезных противников заставит партию (все партии) выступить единым фронтом или рассыпаться, образовав новые структуры, или вовсе в прах. Тогда и будет настоящая борьба за власть.
Поделиться:
Все новости компаний