Газета
 29 января 2007, 00:00   937

С шашечками наголо

С шашечками наголо
Рынок такси в ушедшем 2006 году претерпел значительные изменения. Но, несмотря на сильную конкуренцию, многие проблемы по-прежнему остались нерешенными. Как выяснилось, теперь в низком качестве обслуживания виноваты пробки.
Автор: Кирилл Перов
Рынок такси в ушедшем 2006 году претерпел значительные изменения. Но, несмотря на сильную конкуренцию, многие проблемы по-прежнему остались нерешенными. Как выяснилось, теперь в низком качестве обслуживания виноваты пробки.

Семимильными шагами. В прошлом году «bc» уже оценивал рынок услуг пермского такси (№ 3 (68) от 30 января 2006 года, «Идеальное такси»). Тогда, подводя итоги 2005 года, специалисты оценили этот рынок как молодой и успешно развивающийся. В 2005 году, по подсчетам консалтинговой группы «Эр-Капитал», на рынке присутствовало около 30 таксомоторных компаний, и в течение года количество перевозчиков существенно не менялось, что, по мнению экспертов, свидетельствовало не о насыщенности рынка, а о большой популярности услуг разовых перевозчиков, так называемых «шабашников». По данным опроса, проведенного «Эр-Капитал» в начале 2006 года, в пользу частников высказалось чуть менее 50 % опрошенных, причем основной причиной популярности «шабашников» была названа низкая стоимость их услуг. Сейчас, спустя год, услуги частников по-прежнему пользуются популярностью. При этом некоторыми из них являются бывшие сотрудники фирм, предоставляющих услуги такси, сегодня работающие с постоянными клиентами. Однако специалисты полагают, что будущее рынка – все-таки за организованными службами такси, и для таких предположений есть веские основания.
Наметившаяся тенденция к снижению спроса на услуги независимых извозчиков позволила специалистам прогнозировать пополнение рынка новыми игроками. По данным «Перм-ского аналитического центра», прогнозы специалистов оправдались: в 2006 году «рынок вырос как в количественном отношении, так и продвинулся по качеству обслуживания».
За прошедший год число компаний-перевозчиков возросло до 40–45, работающих как на территории города, так и локально, в пределах района (например, Гайвы или Закамска). По мнению экспертов, «увеличение количества служб такси напрямую связано с тем, что рынок инвестиционно привлекателен, обладает минимальным входным барьером». Сбылись и прогнозы, касающиеся появления на рынке новых лидеров. Если в 2005 году среди работавших в Перми были наиболее заметны служба такси ООО «Пермавтогазсервис» и  такси «Мигом», то в 2006 году к списку крупных перевозчиков присоединились такси от «Машинного двора» и служба такси 0-74.
Значительно вырос парк таксомоторных компаний. Если в 2005 году количество таксомоторов в городе едва ли превышало 400-500 единиц, то в 2006 году, по расчетам «Первого аналитического центра», их число увеличилось примерно в 2 раза и составило 800–900 единиц.
Растущая конкуренция на рынке Перми не позволила серьезно повысить цены на услуги, хотя и снижены они тоже не были. Как считают аналитики, массового повышения цен на услуги такси не произойдет и в дальнейшем.
Что касается крупных городов области, таких как Березники, Соликамск, Чайковский, то рынок успешно развивается и там, но не столь быстрыми темпами, как в Перми: сказывается более низкий уровень покупательной способности населения.
 
В хвосте колонны. За прошедший год сервис в пермских таксомоторных компаниях претерпел незначительные изменения: увеличилось количество иномарок, что, несомненно, улучшило качество обслуживания. Однако у потребителей по-прежнему остается много нареканий. Обостряет проблему и дорожная ситуация, усложняющаяся с каждым месяцем. Клиенты жалуются, что в часы пик заказанную машину приходится ждать как минимум 30-40 минут. С тем, что «пробки» на дорогах негативно сказываются на качестве работы, соглашаются и сами таксисты. Пока на всех машинах были установлены счетчики, любой простой в «пробке» включался в стоимость поездки. С отменой счетчиков и установкой фиксированного тарифа водители могут остаться внакладе, если машина попадает в «пробку». Чтобы избежать этого, таксисты поднимают стоимость поездки и при этом не могут спокойно объяснить пассажиру, почему это делают, что и вызывает конфликты.
Однако основную причину, влияющую на формирование негативного отношения к такси, компании видят в недостатках законодательной базы.
Михаил Скрипников, один из руководителей службы такси 1-14:
— Последние правила, регулирующие порядок частных перевозок, были написаны 10 лет назад, многие из них уже давно устарели. Нет нормативных документов, в которых оговаривались бы  тарифы. Кроме того, после упразднения лицензирования этого вида деятельности в 2005 году, не стало и органа, контролирующего работу компаний, предоставляющих услуги такси. Теперь рынок открылся  для каждого. А городской комитет по транспорту регулирует только работу общественного транспорта. Отсутствие контроля, на мой взгляд, — главная проблема на этом рынке.
С необходимостью появления контролирующего органа соглашается и директор такси «Автопилот» Лидия Семенцова: «Если бы вновь ввели лицензирование, меня не напугала бы перспектива проходить проверки. Напротив, радовало бы, что с рынка уйдут дилетанты, которые своей недобросовестной работой портят имидж пермских такси. А пока с некачественной работой своих водителей и диспетчеров таксомоторным компаниям приходится бороться самостоятельно».
По мнению директора «Пермского аналитического центра» Сергея Седова, в реальности «контроль качества работы практически не производится, лишь  в единичных случаях существуют телефоны доверия, по которым недовольный потребитель может пожаловаться на качество услуг». По-прежнему на рынке работают компании, пользующиеся достаточно плохой репутацией как у населения, так и у конкурентов. Тем не менее большое количество машин в таксопарке позволяет им быстро выполнять заказы, поэтому на их услуги есть спрос.
Что касается работы по привлечению клиентов, то и здесь, считают аналитики, «пермские компании работают на достаточно примитивном уровне»: небольшие скидки, мелкие подарки, карты вип-клиентов с приоритетным обслуживанием. «Но в рамках системных программ по поддержанию лояльности существующих клиентов и развитию потенциальной клиентской базы никто в настоящее время не работает», — резюмирует Сергей Седов. Кроме того, компании практически не работают с корпоративными клиентами, не развивают систему дополнительных услуг, таких, например, как сопровождение ребенка в школу/секцию или встреча клиента на вокзале.
 
Цена успеха. Несмотря на уверенность специалистов в том, что открытие таксомоторной компании требует минимума затрат, денежная планка на вхождение в этот рынок с прошлого года поднялась более чем в три раза. В прошлом году бывший совладелец Taxi Citi Андрей Тало говорил о вложении в открытие компании около 1,5 млн рублей. На первых порах достаточно было иметь в парке около десяти машин, чтобы в течение года вложенные средства могли окупиться. В наступившем году, по расчетам «Пермского аналитического центра», открыть таксомоторную компанию с парком, состоящим приблизительно из 20 недорогих иномарок, можно, располагая как минимум пятью миллионами рублей. При условии постоянного реинвестирования, использования кредитных и лизинговых схем срок окупаемости составит около трех лет, а чистая прибыль будет составлять примерно около 1 млн рублей в год.
На сегодняшний день наиболее типичным правилом развития местных таксомоторных компаний является успешный старт с широкой рекламной кампанией, при этом первые два-три месяца компания предоставляет вполне достойный сервис, а потом скатывается на общерыночный «средненький» уровень. Причины системные: недостаточные первоначальные инвестиции в проект, первоначальный маркетинг и продвижение на рынке, как правило, ограничиваются рекламой. Более того, слабая обратная связь с потребителем и отсутствие регламентов взаимодействия всех служб компании мешают поднять сервис до высокого уровня.
 
Пустое место. Год назад «bc» публиковал составленное КГ «Эр-Капитал» описание идеальной таксомоторной компании, «способной занять лидирующие позиции на местном рынке». Специалисты экспертно-аналитического отдела компании говорили о таких чертах «идеального такси»: емкий таксопарк (до 100 автомобилей), грамотно проводимая маркетинговая политика и постоянный контроль персонала с помощью тайного клиента. Кроме того, для поддержки и развития компании аналитики советовали внедрить автоматизированные рабочие места диспетчеров. Однако делали оговорку, что для создания такой компании нужны мощные финансовые ресурсы. Эксперты констатируют, что до сих пор ни одна из компаний не достигла описанного уровня.
Место лидера на пермском рынке такси по-прежнему остается вакантным, но требования к новому игроку стали гораздо жестче. Директор «Пермского аналитического центра» Сергей Седов: «Значительно поднять уровень пермской службы такси могла бы компания с количеством машин в таксопарке порядка 200–250 (речь идет только об иномарках) и расстановкой их по всему городу. Обязательное условие работы такой службы — наличие центральной автоматизированной диспетчерской, своего здания таксопарка с ремонтной базой, а также специалиста-логистика для регулярной оптимизации транспортных потоков.  Постоянная рекламная и маркетинговая поддержка, высокое качество сервиса и разработанная дисконтная программа для постоянных клиентов сделали бы компанию очевидным лидером, но и потребовали крупных финансовых вложений». По оценкам специалистов, организация столь серьезного бизнеса с последующим потенциальным захватом рынка потребует долговременных инвестиций в размере 50–80 млн рублей.
Руководители таксомоторных служб по-разному оценивают перспективу появления на рынке столь крупного игрока.
Вероятность создания такой компании не вызывает оптимизма у руководителей относительно небольших служб такси. «С появлением столь крупного таксопарка клиенты только проиграют, — предполагает Лидия Семенцова. — Работа будет поставлена на поток, компания не сможет организовать индивидуального подхода к клиентам, чем в свою очередь отличаются небольшие службы такси».
А вот более крупным перевозчикам идея общегородской службы такси не кажется слишком новой.
Михаил Скрипников:
— Скорее всего мы вернемся к тому, от чего когда-то ушли: один крупный таксопарк на весь город. Возможно, новая служба будет отличаться более развитым сервисом и высокими требованиями к качеству услуг. Появление такой компании могло бы стать результатом взаимодействия или объединения нескольких фирм, но на сегодняшний день между конкурентами совершенно нет взаимодействия.
Но в одном мнения конкурентов сходятся: в ближайшие три года явного лидера на пермском рынке такси не будет.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний