Газета
 29 января 2007, 00:00   960

Уставом единым

Уставом единым
Пермские правозащитники заявляют, что устав края нельзя принимать даже в первом чтении. Разработчики законопроекта обвиняют общественных активистов в плохом знании законов.
Пермские правозащитники заявляют, что устав края нельзя принимать даже в первом чтении. Разработчики законопроекта обвиняют общественных активистов в плохом знании законов.

Принятие основополагающего документа Пермского края — устава, создание которого продолжается с начала 2006 года, неожиданно вызвало к себе внимание перм-ских правозащитников. 19 января председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев собрал пресс-конференцию, во время которой  назвал проект документа, внесенный краевой администрацией на рассмотрение Законодательного собрания Перм-ского края первого созыва, таким, который «не может обсуждаться даже в первом чтении».
«При чтении проекта часто возникает ощущение, что перед тобой не «конституция» Пермского края, а пояснительная записка к бизнес-плану по освоению территории с одноименным названием, — считает правозащитник. — Создается впечатление, что к проекту устава не прикасались ни юристы, ни даже политики. Перед нами технократический документ, написанный политменеджерами, которые, наверное, хотели как лучше. Правовые формальности авторы в основном соблюли, но в формулировках целей, задач, принципов многое вызывает вопросы, особенно если речь идет о гуманитарных, социальных и экологических аспектах жизни края».
Среди главных недостатков данного документа, по мнению Игоря Аверкиева, не столько его содержание, которое, по мнению правозащитника, также не безупречно, а то, «что, во-первых, это не совсем устав, а, во-вторых, «конституцию края» в такой спешке и так кулуарно не принимают». По словам председателя Пермской гражданской палаты, необходимо провести ряд экспертиз, прежде всего судейского сообщества, политологическую, лингвистическую и филологическую, которые дадут всестороннюю оценку документу.
Среди ошибок в содержании документа правозащитник называет отсутствие четкого определения статуса Коми-Пермяцкого автономного округа, наличие в структуре устава главы «Основы стратегии социально-экономического развития края» (что, по мнению председателя  Пермской гражданской палаты, не может быть включено в документ «конституционного формата»), заложенный в документ принцип «максимального использования ресурсов края». Целый ряд замечаний касался статуса губернатора края, социальной защиты населения и прав человека, которые заложены в уставе.
По словам господина Аверкиева, 9 января 2007 года и. о. губернатора края Николай Бухвалов внес на рассмотрение Законодательного собрания проект устава Пермского края с просьбой «рассмотреть соответствующий вопрос на январском пленарном заседании ЗС». До обсуждения в Законодательном собрании, считает правозащитник, проект устава должен быть вынесен на широкие общественные слушания.
Председатель Пермской гражданской палаты заявил, что обратился к руководству Законодательного собрания и губернатору края с просьбой «принять все необходимые меры, обеспечивающие вовлечение широкой общественности и экспертного сообщества в обсуждение проекта устава Пермского края в разумные сроки и до рассмотрения проекта в Законодательном собрании».
В защиту предложенного документа выступили члены рабочей группы, занимавшейся созданием  устава: начальник правового департамента краевой администрации Любовь Калашникова и первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Максим Решетников. По словам чиновников, странно, что именно сейчас на этот документ обратили внимание правозащитники — он доступен широкой публики уже достаточно продолжительное время. «В Прикамье ни одна общественная организация не может заявить: «Мы предложили свой проект устава, однако у нас его не приняла рабочая группа», — говорит Любовь Калашникова. — А хотелось бы внимания и участия со стороны гражданского сектора именно при разработке данного документа».
«Мы видим со стороны правозащитных организаций непонимание характера рассматриваемого сейчас документа, проект  которого они называют «технократическим», — вторит юристу Максим Решетников. — Мы стараемся избежать декларативности и сделать документ более практичным».
По поводу сроков приема данного законопроекта первый заместитель руководителя администрации губернатора уверил, что рассмотрение документа в первом чтении депутатами краевого парламента состоится лишь 21 февраля.
Чиновники попытались ответить и на обвинения в недоработках в уставе, детально рассмотрев каждый из пунктов, указанных Игорем Аверкиевым. По словам чиновников, налицо «слабое знакомство пермских правозащитников с федеральным законодательством, достаточно подробно трактующим статус КПАО, положения о социальной защите, статус губернатора и многие другие пункты, вызвавшие возмущение».
«В то же время целый ряд спорных даже для нас, разработчиков устава, положений остался вне поля зрения правозащитников, — говорит Максим Решетников. — К примеру, положение о запрете на рост бюджета муниципального образования  в процентных показателях, более высоких, чем аналогичная оценка прироста темпов социально-экономического развития данной территории».
«Устав проходит широкие общественные слушания и принимается отнюдь не кулуарно, — считает глава рабочей группы по разработке устава, депутат краевого ЗС Олег Бурцев. — Сейчас сложно судить, насколько данный документ плох или хорош, но считаю, что альтернативный вариант не нужен. Необходимо принимать существующий вариант в первом чтении и в него вносить поправки».
С коллегой солидарен и другой участник разработки документа, депутат ЗС Юрий Борисовец, который также считает ненужным альтернативный вариант данного документа. «Активисты правозащитных организаций протестуют против того, в чем не разбираются, — считает депутат. — Думаю, им стоит немного внимания уделить деятельности Законодательного собрания и разобраться в его регламенте. Приняв закон в первом чтении, мы продолжим обсуждение поправок, и это позволит ликвидировать недостатки в документе», — уверен парламентарий.
Поделиться:
Все новости компаний