Газета
 29 января 2007, 00:00   950

От тысячи озер

Кинематограф Финляндии был и остается тerra Incognito для большинства российских любителей кино. Восполнить этот пробел призвана Неделя финского кино, прошедшая в столице Прикамья.
Кинематограф Финляндии был и остается тerra Incognito для большинства российских любителей кино. Восполнить этот пробел призвана Неделя финского кино, прошедшая в столице Прикамья.

С 24 по 28 января в Перми и Кудымкаре прошла Неделя фин-ского кино в Пермском крае, в рамках которой были показаны пять фильмов современных режиссеров Финляндии. Организаторами  акции выступили Министерство культуры Пермского края, госкиноцентр «Пермкино», НП «Пермская синематека» и Посольство Финляндии в России.
Торжественную церемонию открытия недели посетила советник по культуре Посольства Финляндии в России Черстин Кронвалл. По словам дипломата, акция, проводящаяся сейчас в Пермском крае, — один из шагов финской культуры на пути в Россию, так как большинство культурных проектов Посольство Финляндии проводит в Москве, и «очень интересно побывать в других российских городах, открыв для многих не только финское кино, но и другие грани культуры нашей страны. К примеру, в этом году мы планируем фестиваль финской культуры в Нижнем Новгороде». «У посольства мало денег на культурные программы, — говорит госпожа Кронвалл. — Мы никак не сможем сделать все, что хочется провести в России в этой сфере. Хорошо, что в Пермском крае живет много людей близкой финно-угорской культуры, но нам интересно не только это. Для Финляндии Россия — большая страна, наш сосед».
По словам генерального директора госкиноцентра «Пермкино» Павла Печенкина, интерес пермяков к финскому кино закономерен. «Это кино экстра-класса, побеждающее на Каннском фестивале, и, может быть, еще вчера многие не слышали о нем, но сегодня финны демонстрируют, что Финляндия далеко не кинематографическая провинция, а одна из ведущих кинодержав планеты, — уверен кинорежиссер. — Кино того же Аки Каурисмяки очень близко нам по духу. Это что-то родственное Веничке Ерофееву по эстетике».
Открылась программа картиной ведущего финского режиссера Аки Каурисмяки «Человек без прошлого». Эта лента получила ряд призов и наград международных кинофестивалей: Гран-при МКФ в Канне 2002, Гран-при МКФ в Генте, приз имени Дугласа Сирка МКФ в Гамбурге и целый ряд других премий, включая номинацию на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Этот фильм критики называют «визитной карточкой новой волны финского кино».
На минувшей неделе кино кинематографисты Страны тысячи озер представили немало других  интересных картин, в основном мало знакомых  российскому зрителю.
Это мелодрама Доме Карукоски «Красавица и подонок», романтическая комедия Янне Кууси «Мыльный принц», драма «Матти», поставленная еще одной звездой «новой волны по-фински» Алекси Мякеля, ретроспектива документального кино и многое другое. Это кино, рассчитанное на разную зрительскую аудиторию, представляющее разные жанры и стили современного финского кинематографа, объединяет одно — желание наиболее четко показать свое видение окружающего мира, продемонстрировать понимание его проблем, их сложности и неразрешенности. Притом делается это не в назидательной, сложной форме, а доступным для зрителя в любой стране современным киноязыком.
Прекрасные виды лесных озер, зеленых пастбищ или мор-ских дюн мы наблюдаем едва ли не в каждой ленте. Это почти такая же излюбленная декорация финских кинематографистов, как шумный сумбур ночных клубов. Нередки картины, авторы которых в течение двух часов подробно отвечают на какой-нибудь извечный вопрос в стиле, например, Достоевского: «Тварь я дрожащая или право имею?» или Некрасова: «Кому на Руси (читай, в Суоми) жить хорошо?» Все и затейливо, и просто одновременно, но при этом абсолютно непривычно по ритму, степени эмоциональной окраски и реакциям.
Прошедшая неделя позволила многим пермским любителям кино сделать простое открытие: фин-ский кинематограф — это  не только братья Каурисмяки и любимый многими Вилле Хаапсало. Это целый мир, который пермякам еще предстоит открыть.
 
Справка «bc»
За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15–20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.
Кинематограф Финляндии, прежде практически не известный мировому сообществу, вышел на авансцену европейского киноискусства в начале 1990-х годов, благодаря появлению плеяды молодых талантливых кинематографистов и в результате целенаправленной культурной политики государства. Символом расцвета финского кино стали фильмы братьев Каурисмяки — крупнейших мастеров современного кинематографа, чье творчество рассматривается в ряду наиболее оригинальных и значительных явлений современной культуры. Повсеместный успех их картин и возникшая затем в Финляндии «новая волна» познакомили зрителей не только с одаренными режиссерами, актерами, операторами, но и с самой страной: красотой ее природы и своеобразием ее людей, со сложностью ее истории и проблемами современности.
Поделиться: