Газета
 15 января 2007, 00:00   990

Успех «варягов»

Успех «варягов»
Выборы в Законодательное собрание Пермского края показали, что тенденция увеличения «варягов» на пермском рынке политического консалтинга и снижения роли местных крупных игроков не только сохранилась, но и получила продолжение.
Выборы в Законодательное собрание Пермского края показали, что тенденция увеличения «варягов» на пермском рынке политического консалтинга и снижения роли местных крупных игроков не только сохранилась, но и получила продолжение.

На прошедших выборах в Законодательное собрание тенденции, наметившиеся на пермском рынке политического консалтинга, не только продолжились, но и получили развитие. Как отмечали эксперты отрасли в сентябре (см. «Меньше идей — больше денег», «bc» № 36 (101) от 4 сентября 2006 г.), в последние годы на пермском рынке политконсалтинга сложились три основные тенденции: активный приход «варягов», отсутствие свежих идей, а также значительный рост цен на услуги политического консалтинга.
Нужно отметить, что, по крайней мере, в половине одномандатных избирательных округов на выборах в ЗС Пермского края не было серьезной конкуренции, и нередко кампании «однозначно проходных» кандидатов вели люди из их окружения, в основном пиар-специалисты предприятий, которые они представляют (на этом принципе были основаны, в частности, кампании генерального директора ОАО «Перм-энерго» Олега Жданова, генерального директора «Пермтрансгаза» Виктора Чичелова, главного инженера «Сильвинита» Ростяма Сабирова и т. д.). Они если и привлекали политконсалтинговые агентства, то только на субподряд по отдельным направлениям (например, таким как печать агитационных листовок или работа со СМИ). Впрочем, были исключения: кампании ряда кандидатов, в округах которых не было жесткой конкуренции, по данным «bc», были сданы под ключ рекламно-политическому агентству «Кучер» (в их числе депутаты ЗС прошлого созыва Юрий Борисовец, Александр Флегинский, а также ректор медицинской академии Ирина Корюкина). Во всех неконкурентных округах перед политтехнологами стояла единственная задача — преодолеть 25-процентный порог явки, и с ней все успешно справились.
Впрочем, эксперты склонны оценивать эффективность работы политконсалтинговых агентств по результатам выборов в конкурентных округах и по партийным спискам. Как и предсказывали специалисты, екатеринбургское агентство Bakster group, успешно зарекомендовавшее себя в регионе в марте, на выборах в Пермскую городскую думу, активное участие принимало и в выборах депутатов Законодательного собрания края, по данным «bc», руководя кампаниями ряда кандидатов-одномандатников (например, Валерия Чупракова, Равката Разутдинова) и «Партии Пенсионеров». Эксперты издания в оценке эффективности деятельности Bakster group разошлись. Один известный пермский политтехнолог, попросивший не указывать его имени, считает, что в активе «бакстеров» — рекламная кампания «пенсионеров» (грамотное составление списков, яркая рекламная кампания, особенно на фоне других партий). Но в то же время екатеринбургское агентство, по словам этого же собеседника, «в очередной раз продемонстрировало свою слабость в «поле» в кампаниях одномандатников (суета, сумбур, отсутствие четкой системы работы, устаревшие технологии работы и т. д.). Другой специалист по политтехнологиям, также согласившийся дать комментарии на условиях анонимности, напротив, полагает, что «бакстеры» внесли яркий колорит в кампанию кандидатов-одномандатников, используя нетрадиционные для Пермского края технологии. Он также отмечает, что на минувших выборах Bakster group работала в тесной связке с администрацией края (свидетельством тому является и информация о расположении офиса агентства в период кампании по адресу Куйбышева, 14) и грамотно распорядилась имеющимся административным ресурсом. Провал «Партии Пенсионеров», набравшей всего 11,65 % при планировавшихся 20 %, эксперт не считает следствием неэффективных действий «бакстеров», поскольку «снижение рейтинга партии было искусственным и выполнялось по указанию обладминистрации, не исключено, что самим избирательным штабом «пенсионеров».
Однозначно успешной собеседники «bc» считают кампанию СПС, которой, как известно, руководил депутат Госдумы Антон Баков и подконтрольное ему известное екатеринбургское агентство «Май».  «Группа Бакова» на минувших выборах однозначно работала эффективно, — отмечает советник генерального директора ООО «Пермрегионгаз» по связям с общественностью Дарья Худякова, — с точки зрения технологий они отработали очень грамотно и четко. Была ясно сформулирована задача — преодоление
7-процентного барьера «с запасом», и грамотно организован процесс. По моей информации, фактически за две недели до выборов в регион приехали специально обученные люди, примерно столько, сколько было нужно для организации грамотной работы в «поле» в день выборов, и сделали все, что требовалось».
В целом эксперты отмечают как количественный, так и качественный рост доли «варягов» на пермском рынке политического консалтинга. Как отмечают собеседники «bc», иногородние специалисты приходят в регион с одобрения краевой администрации.
Руководитель рекламно-политического агентства «Кучер» Григорий Куранов считает, что  главная причина прихода на перм-ский рынок политического консалтинга «варягов» заключается в большой загруженности местных игроков.
Григорий Куранов:
—  В Перми во время выборных компаний нет достаточного количества профессиональных команд. На выборах в Законодательное собрание все пермские организации, занимающиеся политическим консалтингом, были загружены по полной программе. Приехавшие из других регионов команды не потеснили местных игроков, а скорее, заняли свободные ниши. Это, например, известное агентство Bakster group, а также фрилансеры из Ижевска и Красноярска.
Вместе с тем ряд экспертов отмечает, что на фоне увеличения активности «варягов» значительно снижаются позиции крупнейших местных игроков, в частности «Кучера», в прошлые годы занимавшего едва ли не монопольные позиции на пермском рынке политического консалтинга. «Выступление» «Кучера» на выборах в ЗС края эксперты оценивают неоднозначно. Один собеседник полагает, что «Кучер» работал в своем стиле, просто и эффективно: все цели, которые стояли перед агентством, были выполнены. Другой отмечает, что «хоть проигранных кампаний у «Кучера» нет, но в силу отсутствия конкуренции в округах у тех кандидатов, которых агентство вело, нет и по-настоящему выигранных». «Не стоит преувеличивать роль «Кучера» и в преодолении 7-процентного барьера консультируемыми им региональными отделениями КПРФ и ЛДПР. Первое преодолело нужный процент скорее не благодаря «Кучеру», а вопреки, а второе просто взяло свое — наверняка так же ЛДПР выступила бы и без этого агентства», — считает эксперт. В «Кучере», напротив, заявляют, что результатом минувших выборов «очень довольны, такого успеха на выборах в Пермском регионе у агентства еще никогда не было». Однозначным провалом минувших выборов специалисты считают кампанию «Единой России», одним из координаторов которой выступало известное рекламное агентство «Паритет».
Впрочем, и среди пермских политических агентств, считают эксперты, есть те, кто на выборах в ЗС края однозначно выступил успешно. Наиболее эффективно на минувших выборах, по мнению специалистов, выступили команда известного политтехнолога Юрия Исаева (руководила кампанией депутата прошлого созыва ЗС Дмитрия Скриванова), агентство «Площадь круга» (заместитель генерального директора ПФПГ Вадим Чебыкин), а также «Фристайл и Ко» (представители «Пермрегионгаза» Андрей Агишев и Сергей Черезов). Все эти кандидаты, как известно, одержали убедительные победы в условиях серьезной конкурентной борьбы, причем последним двоим пришлось бороться не только с соперниками, но и жестким административным ресурсом.
Отсутствие новых идей и очень высокие цены, по мнению специалистов, в очередной раз стали характерными чертами кампании в Пермском крае. «На выборах в очередной раз ощущалась острая нехватка креатива, — считает один из известных пермских политтехнологов, — использовались в основном шаблонные схемы, одни и те же технологии, в разных округах создавались похожие образы кандидатов». «Немного «повеселились» иногородние специалисты, но их технологии (в основном заключавшиеся в распространении бредовых листовок от имени соперника) тоже были достаточно однотипны», — полагает эксперт.
Специалисты отмечают, что стоимость депутатского мандата кандидата в депутаты по одномандатному округу на прошедших выборах варьировалась от 3 до 30 млн рублей, в зависимости от узнаваемости кандидата и степени конкуренции в его округе. При этом, отмечают специалисты, дороже всего обошлись кампании, координируемые пермскими командами, умеренные и адекватные цены за услуги политконсалтинга брали иногородние специалисты, а меньше всего средств потратили те, кампании которых проводились людьми из их окружения (в последнем случае стоимость кампании, по оценке экспертов, не превышала 8–10 млн рублей). Стоимость партийных кампаний собеседники издания оценивают в 30–90 млн рублей.
Поделиться:
Все новости компаний