Газета
 15 января 2007, 00:00   1497

Другой Китай

Другой Китай
Директор по внешнеэкономическим связям Пермского маркетингового центра Дмитрий Середкин — о китайском ширпотребе, развитии торговых связей и «сером» импорте.
Автор: Кирилл Перов
Директор по внешнеэкономическим связям Пермского маркетингового центра Дмитрий Середкин — о китайском ширпотребе, развитии торговых связей и «сером» импорте.

2006 год был объявлен в Китае годом России, кульминацией которого стала Российская торговая выставка, завершившаяся в Пекине в середине ноября. Пермская делегация была самой многочисленной на выставке, и по завершении форума было заявлено о проведении целой серии удачных переговоров промышленников Прикамья и Китайской Народной Республики. По мнению директора по внешнеэкономическим связям Пермского маркетингового центра Дмитрия Середкина, сегодня товар, произведенный в Китае, — это не только ширпотреб, но и современное промышленное оборудование.
 
Дмитрий Юлианович, не секрет, что в обыденном сознании существует устойчивое представление о китайских товарах, как о дешевых и низкокачественных. Насколько это утверждение сегодня справедливо?
— Это представление, безусловно, существует и имеет на то основания.
Во второй половине 80-х  — начале 90-х годов, когда экономические реформы в Китае уже начали давать результаты, местные товаропроизводители стали выходить на международный рынок. Этот процесс затронул и нас, как ближайших соседей.
На тот период весь поток товаров из Поднебесной условно делился на четыре категории: первые две — для Европы, США и Японии, третья — для Китая, четвертая — для России. По ряду причин качественные товары к нам просто не поступали, и это серьезно испортило имидж китайских производителей. Однако сегодня ситуация ощутимо меняется к лучшему.
Мелкие частные предприятия, завалившие наш рынок дешевой, некачественной продукцией, сегодня просто перестали существовать или, пройдя трудный путь становления, вышли на иной качественный уровень.
Например, корпорация по производству швейных трикотажных х/б изделий (костюмы, рубашки и пр.) «Хундоу» («Красные бобы») из мелкого семейного предприятия за 20 лет выросла в одного из крупнейших в стране производителей и экспортеров швейных изделий.
Безусловно, в Китае и по сей день существует масса маленьких частных предприятий, но их товар на внешний рынок уже не поступает.
Выросла и покупательная способность россиян, пресловутыми пуховиками или костюмами «Adidas» их уже не привлечешь.
Таким образом, отвечая на ваш вопрос, можно с уверенностью говорить, что качество китайских товаров в данный момент значительно улучшилось по сравнению с эпохой 90-х, и это трудно не признать.
 
Китай по-прежнему торгует только так называемым «ширпотребом», или есть что-то еще?
— Игрушки, канцтовары, практически весь спектр ручных и электроинструментов, строительные и отделочные материалы, компьютеры — все это приходит в Пермь из КНР. В последние пять лет стали появляться товары промышленного назначения.
 
Но, судя по нашим прилавкам, надпись Made in China встречается все реже. В названном Вами сегменте гораздо чаще можно увидеть европейскую продукцию.
— Здесь все очень просто — работает схема «серого» импорта.
В Китае большую роль играют дешевая рабочая сила и менталитет, особое отношение к труду. В итоге размещать заказы на предприятиях в КНР либо создавать собственные производства для тех же европейцев оказывается рентабельней, чем у себя на родине (иностранный инвестор получает в Китае налоговые льготы и освобождается от фискальных платежей на первые несколько лет).
Благодаря условиям, которые создаются иностранцам для развития бизнеса, суммарный объем инвестиций в китайскую экономику за истекшие три десятилетия превысил 700 миллиардов долларов. Для сравнения, в России аналогичный показатель колеблется в пределах 7 миллиардов.
С учетом всех этих факторов и складывается ситуация, когда Китай буквально заполонил своей продукцией весь мир, по крайней мере Европу.
Мы же, приходя в магазин и покупая товар, зачастую и не подозреваем, что он произведен в Китае.
 
Интересна роль Китая в экономике региона. По данным департамента экономического развития, торговля с КНР уже второй год занимает первое место в структуре экспорта края. Импорт же китайских товаров ежегодно опускается на ступень ниже. При этом внешнеторговый оборот постоянно увеличивается. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
— В этой ситуации понятно, что товарооборот растет в основном за счет сырьевого сегмента экономики края. Падение импорта сложно прокомментировать, не заглядывая в статистику. Могу лишь предположить, что реальная картина не соответствует статистической. Например, как уже отмечалось, практически весь китай-ский ширпотреб идет через Москву, Санкт-Петербург, частично через Екатеринбург и восточную часть страны. В таможенной статистике это уже не импорт. То же касается и промышленного оборудования, иных товаров промышленного назначения, химической продукции.
Также можно отметить, что многие местные компании, которые ранее поставляли оборудование из Китая, сегодня уже могут позволить себе закупать аналогичный товар в Европе, что они успешно и делают. В этом плане наша компания уже потеряла в прошлом году ряд партнеров.
В целом же подобные нюансы на фактическое состояние импорта практически не влияют, и тенденция в перспективе как раз такова, что импорт в наш регион из Китая будет увеличиваться.
 
Чем может быть интересен Китай пермскому рынку?
— Он уже давно интересен дешевыми товарами, так называемым ширпотребом, который, судя по полкам магазинов, занимает
70–80 % рынка.
Сегодня внимание региональных покупателей привлекает промышленное оборудование, как то, которое ранее традиционно поступало к нам через Москву (а теперь может поступать и напрямую), так и то, которое совсем недавно стало появляться на нашем рынке: металло- и деревообрабатывающие станки, грузоподъемная, дорожная, строительная техника, линии по производству стройматериалов, упаковке, фасованию и прочее — трудно все перечислить.
 
Существует ли конкуренция между регионами за китайских поставщиков? Как выглядит Пермь на фоне других регионов?
— На прошедшей Российской торговой выставке Пермь действительная была очень заметна и по площади экспозиции и по ее качеству. Плюс к этому надо отметить, что пермская региональная торгово-промышленная палата провела большую подготовительную работу, в принципе не соотносимую ни по глубине, ни по охвату с работой других российских регионов. В этом плане Пермь выгодно отличалась от таких городов, как Новосибирск, Самара, Волгоград и др.
Но в целом Пермь еще малоизвестна. Почти все китайцы знают наши столичные города, крупные промышленные центры Сибири и Дальнего Востока, Екатеринбург. Что касается Перми, то почти всегда, объясняя, где находится наш город, приходится позиционировать себя то по отношению к Москве, то к границе Европы-Азии, то к Новосибирску.
Что касается конкуренции между регионами за китайских изготовителей того или иного товара, на сегодня она еще в целом отсутствует. Хотя тенденция такова, что конкуренция изготовителей внутри Китая в конечном итоге перейдет и на конкуренцию по тем же товарам и внутри России.
Говорить о региональной конкуренции сейчас можно только применительно к связке регион-центр. В поведении регионов можно отметить тенденцию к попыткам выйти из-под опеки московских и питерских поставщиков китайских товаров, наладить собственные прямые контакты и оптимизировать собственные товарные и финансовые потоки.
 
В грядущем году Россия может вступить в ВTO. Не приведет ли это к тому, что Китай заполонит русский рынок своими товарами?
— Не думаю. Здесь больше нужно опасаться США и стран Европы. Что касается Китая, то он нас уже заполонил, и вряд ли со вступлением в ВTO ситуация кардинально поменяется.
 
Известно, что, несмотря на рыночные отношения, Китай продолжает оставаться коммунистическим и в стране есть проблемы с соблюдением прав человека. Сказывается ли как-нибудь политика государства на торговых отношениях?
— В Китае действительно конституционно закреплена руководящая и направляющая роль КПК. Существуют определенные ограничения на занятие теми или иными видами бизнеса. Иностранные компании не могут присутствовать в сфере информации, телекоммуникационных услуг (вернее до недавнего времени такие запреты существовали), в «оборонке», ряде других сегментов экономики и бизнеса. Запрещено зарубежным предпринимателям создавать торговые предприятия или быть их соучредителями.
 
Завершая беседу, не могли бы Вы дать прогноз торговых отношений Перми и Китая в ближайшем будущем?
— Внешнеторговый оборот, безусловно, будет увеличиваться, в том числе и за счет импорта. Можно прогнозировать расширение существующих связей, возникновение новых, чему в немалой степени, кстати, способствовала и прошедшая пекинская выставка.
В характере же торговых отношений будет преобладать экспортная составляющая. Вероятнее всего, увеличится доля «белого» импорта, а «серый» будет сокращаться.
 
Справка «bc»
 
По данным управления экономической политики департамента экономического развития Пермского края, имеется тенденция к развитию и углублению торговых отношений между Китаем и Перм-ским краем.
В 2004 году экспорт пермских товаров в Китай составил (в тыс. долларов США) 238997,6 (10,8 % всего экспорта края, 2 место среди основных торговых партнеров по экспорту), импорт  —  21988,9 (7,4 %, 3 место среди основных торговых партнеров по импорту), внешнеторговый оборот — 260986,5.
В 2005 году: экспорт — 550051,9 (18,9 %, 1 место), импорт — 17771,7 (6,4 %, 4 место), внешнеторговый оборот — 567823,6.
Данные за 9 месяцев 2006 года: экспорт — 432206,8 (19,8 %, 1 место), импорт — 14398,7 (4,3 %, 7 место), внешнеторговый оборот — 446605,5.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний