Газета
 25 декабря 2006, 00:00   859

«Лады» встали

«Лады» встали
На рынке зафиксировано резкое падение продаж отечественных автомобилей. «Лада» продолжает терять позиции.
На рынке зафиксировано резкое падение продаж отечественных автомобилей. «Лада» продолжает терять позиции.

На минувшей неделе федеральные СМИ сообщили о том, что АвтоВАЗу грозит остановка конвейера. Главной причиной этого называлось скопление у дилеров этого производителя 72 тыс. непроданных автомобилей. По данным региональных продавцов, в ноябре 2006 года произошло резкое падение уровня продаж ВАЗов. По различным данным, спад составил 30–40 % по сравнению с октябрем. Такое явление ставит в тупик аналитиков, так как весной-летом 2006 года отечественный автопром в Пермском крае переживал беспрецедентный бум.
Как сообщил «bc» старший менеджер компании «Форвард Гарант» (официальный дилер ОАО «АвтоВАЗ») Андрей Полянин, в первой половине декабря спрос на отечественные автомобили еще снизился: «Декабрь всегда был относительно спокойным месяцем, но только не этот. Сейчас мы наблюдаем спад, обратно пропорциональный летнему ажиотажу».
«Спад был прогнозируемым, однако мы не могли предположить, что он будет настолько мощным: по сравнению с летом уже в ноябре уровень продаж снизился приблизительно на 40 %, и в декабре скорее всего этот процесс продолжится», — говорит представитель одного из дилеров.
По мнению экспертов, основной причиной, повлекшей за собой застой в продажах, стало наращивание доли недорогих зарубежных иномарок стоимостью около 10 тыс. долларов, в частности Hyundai, Chevrolet, Daewoo и Kia. При этом цены на машины российского производства поднимались за 2006 год 4 раза.
В целом тенденция снижения доли рынка отечественных автомобилей отмечается уже на протяжении нескольких лет. По данным аналитического отдела компании «Машинный двор», с 2004 по 2005 год продажи иномарок выросли на 50,5  %, рынок продаж российских автомобилей снизился на 5,09  %. Если в 2005 году доля продаж иностранных автомобилей составляла 42,47 %, то к первому полугодию 2006 года она выросла до 57,8 %. Доля АвтоВАЗа, составлявшая в 2005 году 48,7 % продаж, в первом полугодии 2006 года не превысила отметки в 38 %.
Резкое падение по России продемонстрировал весь отечественный автопром. В 2005 году его доля на рынке превышала 50 %, а в первом полугодии 2006 снизилась до 43 %. В регионе, отмечают эксперты, при общем увеличении количества продаваемых автомобилей отечественного производства их доля на рынке постепенно снижается в среднем на 10 % в год. 
Один из экспертов «bc» осведомленный о ситуации в отрасли: «Сейчас мы ждем появления нового модельного ряда Priora. Эти автомобили по уровню качества будут приближены к зарубежным маркам, а их обслуживание останется таким же простым».
Однако заместитель директора «Экс Авто» Ринат Ахмаров считает, что для возвращения АвтоВАЗа на прежние позиции необходимо активное участие властей: «Думаю, что государство не даст в обиду отечественного производителя. Для этого нужна разработка качественно новых моделей, соответствующих международным стандартам, а Priora вряд ли способна изменить ситуацию. Это простой рестайлинг предыдущих моделей».
Но не все региональные дилеры АвтоВАЗа почувствовали резкое снижение уровня продаж. Вадим Напарьин из «Машинного двора» заявил, что никаких существенных изменений к концу года не произошло: «В нашей компании продажи АвтоВАЗа остались на уровне 2005 года. Думаю, что основной кризис сейчас в Москве, где иномарки более популярны, чем в регионах».
В целом аналитики сходятся во мнении, что доля ВАЗа будет продолжать падать в том случае, если модельный ряд отечественного производителя не расширится. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на президента Российской ассоциации дилеров Олега Наумова, возврат спроса возможен в случае снижения стоимости «десятки» и «Калины» до 7–8 тысяч долларов, однако для этого необходимо внедрение программы сокращения издержек. Как сообщил господин Наумов, такой программы у ВАЗа нет. Эксперты «bc» уверены, что в сложившихся условиях, при постепенном нарастании сегмента недорогих иностранных машин, доля продаж отечественных автомобилей в 2007 году еще снизится. В немалой степени этому способствует и рост сегмента подержанных иномарок.
Поделиться:
Все новости компаний