Газета
 25 декабря 2006, 00:00   1086

Край без комплексов

Местный рынок ждет крупных инвестиций в развлекательную недвижимость, экспансия из других регионов уже началась. А власти не исключают начало реализации одного из крупнейших проектов в сфере развлечений — аквапарка.
Автор: Кирилл Перов
Местный рынок ждет крупных инвестиций в развлекательную недвижимость, экспансия из других регионов уже началась. А власти не исключают начало реализации одного из крупнейших проектов в сфере развлечений — аквапарка.

В декабре ряд крупных российских инвесторов заявил о намерении строить развлекательные центры в регионах. Перми экспансия москвичей пока не угрожает — они не могут найти привлекательную площадку, а от земли, предложенной властями, отказываются. Вместе с тем эксперты говорят о неизбежности прихода больших денег в развлекательную недвижимость Перми — практически все сегменты свободны. При этом наиболее крупный из таких проектов, региональный аквапарк, может стартовать уже в I квартале следующего года.
 

Ходоки в Сибирь. К концу года сразу несколько крупных российских инвесторов объявили о планах экспансии в регионы с развлекательными проектами. Во-первых, компания «Многофункциональные центры» заявила в федеральных СМИ о намерении построить в течение пяти лет 5–10 развлекательных центров в провинциях. «Якорными» арендаторами называются «Рамстор», «Космик», «Каро-фильм», «Эльдорадо» и, возможно, Adidas. По данным газеты «Ведомости», объем инвестиций в проект составит около 500 млн долларов. Объявленные планы — только начало, в перспективе компания может истратить до 1 млрд долларов на развлечения. Второй из «ходоков» — фонд Russia New Growth с планами развития сети развлекательных центров Crazy Park и магазинов одежды Mobis на всей территории страны. На эти цели компания уже направила 30 млн долларов. Пока открыто 11 центров, а до конца 2007 планируется довести их число до 30. Наконец, Building b.c. стало известно о намерении девелоперской компании Leon Building, входящей в группу компании LEON построить в региональных центрах торгово-развлекательные комплексы. Компания продвигает два формата ТРЦ: площадью 25–35 тыс. кв. м (на земельном участке 3–7 га) и второй, более крупный, от 50 (8–11 га). Предполагаемые инвестиции в торговые центры составят около 0,5 - 1,2 млрд. рублей (в зависимости от региона и типа торгово-развлекательного центра) в каждый.

Ажиотаж московских инвесторов не коснулся Пермского края. Интересы «Многофункциональных центров» пока ограничиваются Сибирью (идет строительство в Новосибирске и Кемерово, ведется поиск площадок в Омске, Томске), а Russia New Growth объявила о конкретных планах только в отношении Петербурга и Тулы. География интересов Leon Building  включает в том числе Пермь. На минувшей неделе в компании сообщили, что подбирают здесь участок.

Максим Марухленко, директор департамента развития Leon Building:

— Идея состоит в том, чтобы построить комплекс, ориентированный на людей, которые совершают ежедневные покупки. Нами разработана модель торгово-развлекательного центра с атриумами, продовольственными супермаркетами и мелкими арендаторами на первом этаже, с продавцами бытовой техники — на втором. Третий этаж отдается под развлекательный центр — бильярд, боулинг, рестораны. На сегодня во многих регионах этот сегмент представлен старыми домами быта, ветхими постройками советского времени и рынками. В связи с этим и появился интерес инвесторов к региональным проектам. Конкретная его реализация зависит от особенностей территории, взаимоотношения с властями. Если в Волгограде у нас площадка 20 гектаров, то здесь не требуется строить больше двух этажей.

Приход инвестиций в этот сегмент, как московских, так и пермских, неизбежен, считает маркетолог-аналитик Корпорации «Перспектива» Регина Давлетшина. «Рынок коммерческой и жилой недвижимости рано или поздно насытится, в связи с этим инвесторы обратятся к «развлекательному» сегменту. Выход на свободную нишу, где услуги востребованы населением, способен обеспечить хорошую рентабельность бизнеса. Начало изменений положено, по крайней мере, средства уже инвестируются в ряд крупных проектов. Фактически развлекательные центры появятся со следующего года», —  считает эксперт. Вместе с тем, отмечают специалисты консалтингового агентства «Эр-Капитал», насыщение рынка офисов и торговых помещений произойдет лишь после 2007 года, пока эти сегменты будут активно развиваться параллельно с увеличивающимся интересом к инвестированию в индустрию развлечений. «Местная индустрия развлечений только в начале своего развития, поэтому кто раньше встанет на это поле, тот и получит максимум прибыли. По большому счету, эффективные модели в этом сегменте уже давно придуманы. Процесс проникновения бизнес-идей начался, к примеру, местная «Семья» построена по западному принципу. Человек в выходной день идет в гипермаркет не только ради покупок, по пути он обязательно зайдет в кино, кафе и так далее», — считает директор ООО «Торговый дом ПЗСП» Алексей Демкин.

 

На суше. Пермь пока не включена в планы крупнейших российских инвесторов, однако это не мешает местному рынку активно развиваться, считают эксперты Building b.c. Строятся торговые и офисные центры, положительные изменения заметны и в сегменте недвижимости социально-культурного назначения, отмечают в «Эр-Капитал». 

«Условно можно выделить несколько видов развлекательной недвижимости, достаточно широко представленных в Перми. Это боулинг; залы для занятия фитнесом, теннисом; игорный бизнес; бары, рестораны, кафетерии, ночные клубы», — говорит Регина Давлетшина. Эти сегменты растут, и уже в следующем году рынок ожидает появление достаточно крупных развлекательных центров, представляющих каждый из этих видов.

По данным аналитиков консалтинговой группы «Эр-Капитал», сейчас в Перми действуют 8 кинотеатров. Кроме того,  на стадии строительства находятся еще четыре крупных проекта. Речь идет о девяти – и восьмизальных площадках в ТРЦ «КУМ» (вторая очередь «Колизея») и гипермаркете «СемьЯ», а также пятизальном «Кристалле», реконструкцию которого его владелец Александр Флегинский обещал закончить к концу 2006 — началу 2007 года. Напомним, что ранее интерес к пермскому рынку кинопроката проявляла структура, аффилированная Владимиру Потанину, — «Синема Парк». Компания планировала наряду с «Российским индустриальном альянсом» участвовать в строительстве мультиплекса в «Колизее». Однако впоследствии партнеры не нашли взаимопонимания. На презентации торгово-развлекательного комплекса глава «РИАЛа» Юрий Борисовец заявил Building b.c., что оператором мультиплекса станет местная сеть кинотеатров «Панорама», а вариант сотрудничества с москвичами больше не рассматривается. Аналитики уверены, что этот проект станет одним из крупнейших, реализованных в Перми, объем инвестиций может достигнуть 20 млн долларов.

Боулинг, еще один из популярных видов развлечения в Перми, представляют 10 предприятий, отмечают специалисты «Эр-Капитал». В их числе один из крупнейших игроков  — «Планета боулинг-Пермь», расположенный в ТРК «Столица», а также «Триада», ТКЦ «Барс», «Жемчужина», СРЦ «Звезда», «АМАКС Премьер-отель» и др. Что касается остальных типов развлекательных объектов, то в Перми имеется около 30 бассейнов, 10 казино, 10 площадок для игры в пейнтбол.

Тенденцией на рынке стало размещение нескольких развлекательных объектов под одной крышей, считают собеседники издания. Покупателей интересуют развлекательные объекты, размещенные  в торговых развлекательных центрах, так как там можно удовлетворить практически все потребности. Спрос на фуд-корты и рестораны есть, рынок ждет инвестиций в эту отрасль, считает генеральный директор MVM Андрей Ярославцев. «Покупатель приходит в торгово-развлекательный центр не только ради покупок, но и для отдыха. Создание комфортной атмосферы — важная составляющая такого проекта», — говорит Максим Марухленко. «Пока мы рассматриваем несколько вариантов развития бизнеса в регионах. Необходимо, чтобы площадка находилась в жилом массиве и рядом не было достаточно крупных торговых центров», — продолжает эксперт. Сами арендаторы заинтересованы в том, чтобы быть представленными в крупном центре, это повышает их имидж, считают в «Эр-Капитал». В ближайшем будущем планируется появление таких объектов в м/р Парковый (компанией BridgeHead начато строительство торгового-развлекательного  центра площадью 10 240 кв. м в самом центре микрорайона), также возможно строительство еще одного крупного торгово-развлекательного центра — Park House в Индустриальном районе. А на территории «Велты» компания «Седьмой континент» планирует реализовать проект торгово-развлекательного центра «Шоколад» к ноябрю 2007 года. Рентабельность таких ТРЦ может достигнуть в среднем 15 %.

 

И на море. Одним из самым громких проектов, объявленных властями, является аквапарк. Ранее Building b.c. анализировал перспективы строительства парка водных развлечений (см. «bc», № 12 (12) от 19 декабря 2005 г.). Год назад тогда еще первый вице-губернатор Николай Бухвалов заявлял в интервью Building b.c., что «вопрос создания в регионе аквапарка действительно обсуждается довольно давно», и рассказал о вариантах расположения объекта на границе Перми и Перм-ского района, в районе Мулянки. На минувшей неделе председатель Правительства Пермского края Николай Бухвалов от комментариев по этому поводу отказался, посоветовав обратиться в пермскую городскую администрации. Мэр Перми Игорь Шубин заявил Building b.c., что о планах строительства аквапарка ему ничего не известно. В Управлении территориального планирования администрации Перми также о реализации проекта пока не слышали. Начальник департамента экономического развития Правительства Пермского края Денис Лямин затруднился ответить, какие конкретные проекты аквапарка в настоящее время рассматриваются властями. Чиновники пояснили, что «в краевой и городской администрациях происходили структурные изменения, теперь этим вопросом занимаются другие подразделения». А один из собеседников Building b.c., курирующий строительную отрасль, отметил, что «только ленивый не слышал об аквапарке в Перми, однако так ничего и не сделано в этом направлении». На вопросы издания ответил губернатор Перм-ского края Олег Чиркунов, ранее заявлявший о возможном приходе в Пермь «Диснейленда».

Олег Чиркунов:

— Ранее один из инвесторов предлагал строительство парка развлечений в Перми. Мы зарезервировали ему площадку, но впоследствии бизнесмены перестали проявлять интерес к проекту. Думаю, если земля будет выставлена на конкурс сейчас, бизнес-структуры не будут строить парк развлечений. Однако от этих планов мы пока не отказываемся. Есть площадка (речь идет об участке земли в районе Красавинского моста, напротив Metro — прим. «bc»). Ряд ритейлеров готовы построить на ней торговые центры. Эта земля будет выставлена на конкурс в I квартале 2007 года. Надеемся, что на ней все-таки построят парк развлечений.

По словам высокопоставленного источника в областной администрации, в свое время была договоренность с Action Park о предпроектных работах, выбрали одну из площадок, предложенных главой Пермского района Александром Кузнецовым. «Action Park регион интересовал как рынок сбыта. Изначально они приглашались просто как эксперты, поэтому за консультации они попросили всего порядка 12 тысяч евро. Серьезной работы над проектом аквапарка не было», — пояснил собеседник издания.

В то время, пока осуществлялся поиск инвесторов, местный игроки решили занять свободную нишу.
В декабре спортивный комплекс «Олимпия» откроет мини-аквапарк, с которым его руководство связывает возможное двукратное увеличение потока посетителей. Объект включит в себя надувной мини-аквапарк, прыжковый бассейн с акваразвлечениями, дайвингом и зоной пляжного загара и отдыха.

«Рынок развлечений на воде в Перми на данный момент совершенно неразвит. Люди едут в соседние регионы не потому, что там лучше, а потому, что здесь аквапарков нет. Пока услугами надувного мини-аквапарка можно пользоваться только по воскресным дням и в новогодние каникулы. Мы прогнозируем рост количество посетителей во время работы аквапарка с нынешних 800–900 до 1200–1500», — рассказал коммерческий директор СК «Олимпия» Станислав Угрин.

По мнению эксперта, спрос на услуги круглогодичного отдыха на воде будет только расти. «Рынок водных развлечений в Перми не занят — людям интересны эмоциональные развлечения, связанные, в том числе, со здоровым образом жизни. Интересны развлекательные комплексы, куда можно было бы прийти всей семьей, с детьми, друзьями и провести время с пользой. О том, почему аквапарк еще не построен, спрашивайте у властей», — говорит г-н Угрин. По мнению собеседников Building b.c., слабый интерес инвесторов связан с высокой «платой за вход» для крупных инвестпроектов. Иногородние компании чаще всего получают площадки на вторичном рынке, где они стоят в несколько раз дороже.

Еще один незанятый сегмент, связанный со спортивными развлечениями, — ледовые катки. «В выходные, чтобы покататься на стадионе «Юность», нужно постоять в очереди. Спрос есть, нет достаточного предложения», — признает Андрей Ярославцев. Затраты на организацию небольшого катка (порядка 60 тыс. рублей) окупятся за месяц при условии организации проката коньков, доходность более крупных заведений еще выше, уверяют специалисты. «В Перми сейчас есть место на рынке развлечений, и инвесторы идут. Например, если говорить о катках, то люди испытывают ностальгию по советскому времени — они  хотят кататься на коньках, как в фильме «Покровские ворота». Спрос на эти услуги подстегивает еще и телешоу «Танцы на льду». Нужно просто инвестировать в эту отрасль», — считает г-н Угрин. С этим мнением соглашается Алексей Демкин: «Мы уже наблюдали развитие маленьких кафе, ресторанов. То же самое происходит с-егодня со сферой развлечений. Спрос не удовлетворен, и в ближайшее время инвесторы придут на этот рынок. На сегодня это один из самых привлекательных сегментов в Перми».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний