Газета
 11 декабря 2006, 00:00   856

Карточная система

Карточная система
«КАМАБАНК» рассматривает возможность установки терминалов для приема пластиковых карт в городском электротранспорте. Финансисты считают это мероприятие финансово выгодным.
«КАМАБАНК» рассматривает возможность установки терминалов для приема пластиковых карт в городском электротранспорте. Финансисты считают это мероприятие финансово выгодным.

Как стало известно «bc», мэрия рассматривает возможность введения новой системы оплаты проезда в общественном транспорте — по пластиковым картам. Это может стать одним из вариантов решения проблемы выплаты транспортной компании компенсаций за проезд льготников. Выход в данной ситуации — установка во всех трамваях и троллейбусах терминалов для считывания информации с карты. По информации «bc», сейчас эта возможность прорабатывается «КАМАБАНКом». В интервью «bc» председатель правления «КАМАБАНКа» Дмитрий Кривенков подтвердил, что в  данный момент рассматривается вариант перевода на «карточную систему» электрического пассажирского транспорта, который останется муниципальным.
Одна из проблем, с которой может столкнуться электротранспорт, — это низкая скорость приема платежей, поскольку для обработки данных и пропуска пассажиров в салон транспорта потребуется время. По информации «КАМАБАНКа», для того, чтобы обеспечить быстрый прием платежей, не подходят карты системы Electron. Возможным вариантом станет применение чиповых карт, например, Visa Classic. Директор по розничному бизнесу Пермского филиала «Альфа-банка» Фаина Митрофанова предположила, что подобная карта может быть выпущена ЗАО «Сберкарт».
По мнению генерального директора ФГ «Ермак» Константина Подвального, если реализацией проекта займутся несколько банков и обслуживание пассажирского потока станет конкурентным рынком, перспективы такого бизнеса не очень интересны. Но при условии, что работа будет доверена одному банку, данный сегмент бизнеса может быть очень привлекательным.
— Фактически для того чтобы проводить расчеты с перевозчиками, «КАМАБАНКу» будут перечислены существенные средства, а для банка это серьезные остатки, которыми он может воспользоваться. Банк, разумеется, должен иметь комиссию от работы по муниципальной программе. Кроме того, если муниципалитет одобрит введение новой системы оплаты проезда в электротранспорте, карты будут розданы всему населению города,  а  это даст банку уникальную возможность для продвижения своих услуг. Ведь банку ничего не мешает «записать» на карту и другие опции и, например, выдавать по ней потребительские кредиты. В этом случае, я нисколько не сомневаюсь, что банк с лихвой окупит все затраченные средства. Вот только я не считаю, что в обязанности мэрии должно входить обогащение «КАМАБАНКа».
Для того чтобы реализовать новый принцип работы, придется провести техническое переоборудование электротранспорта. «Обычно тот, кто предлагает новацию и является ее инициатором, платит за реализацию. Поэтому по логике мэрия должна оплатить установку турникетов для считывания карт в транспорте», — считает управляющий «МДМ-банком» Михаил Сюткин.
Один из экспертов банковского рынка считает, что главной проблемой для банка станет налаживание надежного канала связи. Причина в том, что в транспорте сложно обеспечить постоянный канал связи, который, помимо всего прочего, не будет выходить из строя в моменты пиковых нагрузок — в начале и конце рабочего дня. «Даже в магазинах считыватель порой обрабатывает информацию с карты несколько минут. О транспорте говорить вообще нечего». Впрочем, отраслевой эксперт рынка связи сообщил, что технология надежной передачи данных появится в Прикамье уже в 2007 году.
Проблема заключается и в том, что не у всех жителей Перми есть карты «КАМАБАНКа», которые придется иметь каждому пермяку. В случае введения безналичной оплаты проезда в транспорте финансово-кредитной организации придется дополнительно эмитировать большое количество карт, причем не исключено, что их планируется раздавать бесплатно. Стоимость турникетов и выпуска необходимого числа карт для них эксперты назвать затруднились.
Заместитель генерального директора «Пермгорэлектротранса» Виталий Басс сообщил, что похожий опыт есть в Москве. В частности, в столице турникет для входа установлен в первой двери транспортного средства, а выходят из него пассажиры через средние и задние двери. Однако из-за того, что все пассажиры заходят в одну дверь и при этом оплачивают проезд с помощью карты, стоянки на остановках удлиняются. С 30–50 секунд, как это происходит сейчас, они увеличиваются до нескольких минут. К тому же в Москве парк подвижного состава больше, чем в Перми. И если в Прикамье будет реализован подобный вариант, эксперты считают, что появится потребность в увеличении числа трамваев и троллейбусов на улицах.
Впрочем, в введении оплаты проезда по картам Виталий Басс видит и плюсы, — «власти города смогут получать достоверную информацию о пассажиропотоке, количестве льготников, тогда как мы проводим такие замеры только один раз в полгода».
В данный момент проект находится на стадии проработки. Дата его запуска неизвестна. Впрочем, пока непонятно, будет ли он вообще реализован. 
Поделиться:
Все новости компаний