Газета
 11 декабря 2006, 00:00   1156

Карты сокровищ

Карты сокровищ
Количество пластиковых карт в Пермском крае выросло на 25 %, а объем безналичных расчетов — на 21 %. Эксперты «Финансы b.c.» говорят о важных психологических изменениях у держателей карт и прогнозируют всплеск эквайринга.
Автор: Кирилл Перов
Количество пластиковых карт в Пермском крае выросло на 25 %, а объем безналичных расчетов — на 21 %. Эксперты «Финансы b.c.» говорят о важных психологических изменениях у держателей карт и прогнозируют всплеск эквайринга.

Число пластиковых карт, по данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, выросло за год на 25 %. Теперь каждый второй трудоспособный житель в Пермском крае — обладатель платежной карты. Однако объемы безналичных расчетов пока не превышают 3 %, констатируют эксперты издания. Одни прогнозируют всплеск безналичных расчетов, вызванных федеральными законодательными инициативами. А другие надеются, что развитие этого банковского сегмента приведет к тому, что население будет обрастать долгами.
 
Карту — в каждую семью. «На сегодня рынок пластиковых карт достаточно насыщен, около 40-50 % населения региона уже имеют банковские карточки. В связи с этим возросла и конкуренция между банками», — говорит управляющий пермским филиалом «МДМ-Банка» Михаил Сюткин. Если год назад эмиссией карт и эквайрингом платежных систем занимались 34 кредитных организации (76 % от общего количества), то к октябрю 2006 года — 38 финансовых структур (83 %).
По данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, за девять месяцев 2006 года количество банковских карт в Пермском крае увеличилось на 25 % — с 682 до 852 тысяч. В настоящее время на одну тысячу экономически активного населения в Пермском крае приходится 599 банковских карт (на 1 января 2006 года — 469 карт). Владельцем платежной карты в регионе является примерно каждый второй житель трудоспособного возраста. Таким образом, практически в каждой семье появилась карта банка, констатирует управляющий Пермским филиалом «УРАЛСИБ» Константин Долонин. 
Лидером в секторе пластиковых карт по основным показателям остается Западно-Уральский банк Сбербанка России. Удельный вес банковских карт, эмитированных кредитно-финансовой организацией, составляет, по данным Главного управления Банка России по Пермскому краю,
39 % в общем количестве банковских карт Пермского края. При этом  46 % от общего количества операций в регионе совершается по картам Сбербанка России.
За год произошли изменения в структуре платежных карт, применяемых в Пермском регионе. Удельный вес карточек VISA увеличился с 47,9 % в третьем квартале 2005 года до 61,5 % в третьем квартале 2006 года. Также незначительно вырос MasterCard — c 5,9 % в январе 2006 года до 6 % в октябре. «Раньше в России работало множество платежных систем, теперь же банки отказываются от «своих» карточек и переходят на VISA, это удобнее клиентам, которые могут пользоваться такой карточкой и за границей. Переход на VISA — закономерный процесс», — отмечает Константин Долонин.
Наверняка импульс к дальнейшему развитию получит и Сберкарт. Как известно Сбербанк России совместно с Национальным резервным банком, Межрегиональным инвестиционным банком,  компаниями РГ-Лизинг и BGS Smartcard Systems A.G. (Австрия) создал специальную компанию ЗАО «Сберкарта». Решение позволит выпускать карты этой платежной системы другим коммерческим банкам. В Сбербанке России в течение более чем 10-ти лет развивалась и эксплуатировалась автоматизированная система расчетов АС СБЕРКАРТ на базе смарт-карт, теперь и все российские банки смогут стать равноправными участниками этой системы.
На сегодня в регионе большинство карт — дебетовые, выданные в рамках  зарплатных проектов. В связи с этим активный рост на рынке эксперты связывают прежде всего с развитием зарплатных программ. Предприятия, участвуя в них, уходят от выплат в конвертах, работы с наличными деньгами и содержания целого штата кассиров. А привлечение дополнительных клиентов банка — сотрудников предприятия — влечет за собой увеличение остатков на счетах, рост объема трансакций и соответственно банковских комиссий. «В этом бизнесе существуют два подхода. Одни банки зарабатывают на остатках, другие ориентируются на комиссии. Оба пути имеют право на существование, это своеобразный спор о курице и яйце, — говорит Константин Долонин. — Во-первых, увеличение держателей карт приводит к росту остатков. Вместе с тем возрастают и «тарифные доходы» — большее количество людей совершает больше операций с картой, соответственно объем комиссий увеличивается. На это и рассчитывают кредитные организации, привлекая новых клиентов в рамках зарплатных проектов». Кроме того, дополнительным источником дохода служит овердрафт по карте и сопутствующие сервисы (например, SMS-сервис), продолжает, заместитель председателя правления «Урал ФД» Владилен Автухович.
По оценкам специалистов Сбербанка, достаточно востребованной как владельцами мобильных телефонов, так и  держателями международных банковских карт является услуга «Мобильный банк», с начала 2006 года посредством нее совершено  40 миллионов запросов и платежей, количество пользователей на Западном Урале превысило 15 тысяч человек. Услуга «Мобильный банк» позволяет получать информацию о финансовых операциях по счету банковской карты клиента, оплачивать мобильную связь и другие услуги с помощью мобильного телефона.
За год безналичная денежная масса увеличилась в Пермском крае в 1,1 раза за счет роста остатков средств на счетах физических лиц, но эксперты подчеркивают, что пока бизнес на картах в целом прибылен, однако не приносит высокого дохода банкам. «Для крупного банка доходы от обслуживания пластиковых карт — копейки», — резюмирует Константин Долонин. На сегодня ежегодные банковские доходы от одной карты составляют порядка 50 рублей.
Вместе с тем рынок зарплатных программ уже поделен, практически все крупные предприятия в регионе сотрудничают с каким-либо финансово-кредитным учреждением, отмечает Владилен Автухович. Для дальнейшей экспансии банков есть резервы — средние и мелкие предприятия, однако работа с ними приведет к увеличению затрат по привлечению клиентов. В этом случае проекты будут скорее рекламно-имиджевыми акциями, призванными рассказать о существовании того или иного банка, считают собеседники «Финансы b.c.».
Доля карт, по которым можно получить овердрафт, по оценкам экспертов, составляет порядка 15 %, при этом планируется, что этот показатель вырастет и в следующем году. «Овердрафт выдается под денежный поток — зарплату. Риски банка при выдаче овердрафта выше, чем при потребительском кредите,  в связи с этим выше и процентная ставка, — поясняет Константин Долонин. По некоторым данным, за год объемы предоставления этой услуги выросли в три раза. «Овердрафт удобен тем, что покрывает разрыв между доходами. На сегодня средний размер овердрафта — 20–50 % от заработка физического лица, при этом он не зависит от размера зарплаты, овердрафтом пользуются все», — констатирует Владилен Автухович.
 
Великая банковская мечта. «Зарплатный» путь развития рынка подтверждается тем, что  доля безналичных операций по пластиковым картам крайне мала. На сегодня операции по снятию наличных денег, по данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, составляют 97,4 % от общего объема сделок с платежной картой. Карта банка чаще всего рассматривается как способ хранения денег, резюмируют эксперты издания.
Вместе с тем за год отмечено увеличение объемов безналичных расчетов на 31,3 %, при этом денежная сумма по этим сделкам увеличилась на 21 % (составила 21, 9 млрд рублей). Собеседники «Финансы b.c.» связывают активный рост расчетов по карте с развитием банковской инфраструктуры. Количество банкоматов увеличилось на 225 и составило 718, число электронных терминалов в торгово-сервисных сетях — на 483, достигнув 2391. По словам заместителя председателя правления Западно-уральского банка Сбербанка Росии Алексея Крапивина, сегодня есть смысл задуматься о смещении акцентов: «Да, зарплатые проекты обеспечили большой приток клиентов-держателей карт, но сегодня Сбербанк считает необходимым делать большую ставку на развитие сегмента индивидуальных банковских карт. Открывающие их люди, пользуются картами намного более активно и являются более выгодными клиентами для банков».
«Как банки, так и потребители идут к более цивилизованному рынку, — отмечает Константин Долонин. — Первоначально, получив карточку по зарплатному проекту, человек приходил в банк и полностью снимал все деньги. Далее он решает часть денег оставлять на счете. Потом  он понимает, что карточкой можно еще и расплачиваться». Наконец, завершающий этап — развитие рынка кредитных карт, которые уже появились в регионе, отмечает Михаил Сюткин. По его словам, активный рост на рынке кредиток начался — за минувший год количество выпущенных карт выросло в пермском филиале «МДМ-Банка» в несколько раз (на сегодня 3/4 всех эмитированных филиалом карт кредитные). Но в целом в крае доля сделок по пластиковым (кредитным и дебетовым) картам пока невелика, ее значительного увеличения банкиры ожидают только через несколько лет.
По данным исследования «Эконацбанка», проводимого в октябре 2006 года, лишь 15 %  клиентов пользуются картой для оплаты товаров и услуг в магазине, большинство пока не делают покупок по безналичному расчету. Управляющий Пермским филиалом «Эконацбанка» Михаил Клугман отметил, что увеличение доли расчетов в магазинах — одна из возможных точек роста для банка.
Препятствует динамичному росту базналичных расчетов «системное ограничение» — многие отрасли экономики обладают технологией, которая уступает банковскому бизнесу. В результате этого на сегодня по карте возможна оплата только ограниченного круга услуг. Сдерживает рост объема «карточных» платежей и низкое распространение терминалов в торговле. «В Перми люди часто совершают покупки в торговых центрах, в которых множество мелких арендаторов. Устанавливать терминалы в каждой точке экономически нецелесообразно ни банку, ни продавцу», — говорит г-н Долонин. При этом возможны два пути решение проблемы, полагает Владилен Автухович. Первый — когда торговые точки обяжут устанавливать терминалы, и тогда произойдет всплеск эквайринга (соответствующий законопроект в настоящее время разрабатывается в Госдуме). Согласно второму этот процесс займет более длительное время и будет инициирован самими покупателями. «Приходя в магазин, люди начнут спрашивать, можно ли расплатиться карточкой. Поток таких покупателей увеличится и приведет к тому, что торговцы установят терминал», — говорит Владилен Автухович. Кроме того, стимулом к дальнейшему продвижению услуги являются дисконты, начисляемые при оплате посредством банковских карт.
Однако держатели карт пока не видят смысла активно расплачиваться банковскими картами. «Потребитель будет пользоваться карточкой, когда это ему будет выгодно. Специально держать деньги на дебетовой карте для совершения безналичной покупки бессмысленно — в торговле мало терминалов, оплата «пластиком» не приносит никаких бонусов, а снятие наличных в рамках зарплатных проектов бесплатно. Проще снять деньги в банкомате и рассчитываться наличными», — полагает Михаил Сюткин. 
В ближайшее время эксперты издания прогнозируют дальнейшее увеличение массы пластиковых карт, а также изменение ее структуры.
Михаил Сюткин:
— Кредитные карты предоставляют многие преимущества, и потребители уже начинают ими пользоваться. Важный бонус – грейс-период, во время которого не  надо платить процентов за пользование деньгами банка. Кроме того, технически средства списываются с карты не сразу после покупки, а через какой-то период, иногда до 30 дней. Проценты же по кредитной карте начисляются с момента списания платежа, поэтому выгода очевидна.  Думаю, что в перспективе произойдет скорее не просто увеличение количества эмитированных карт, а изменение структуры – в процентном соотношении станет больше кредитных и меньше дебетовых карт.
Вместе с тем эксперты не исключают и количественного увеличения пластиковых карточек. Эксперты подчеркивают, что в Великобритании в среднем на одного человека приходится 2,5, а в Германии — 6 карт. В перспективе держателями карт должны стать практически все жители нашей страны, как это мы наблюдаем на примере других стран, поэтому дальнейшее увеличение количества обладателей пластиковых карт неминуемо, отмечают в «Хоум Кредит энд Финанс Банк». «Развитие этого направления приведет к тому, что население будет обрастать долгами. У потребителя будет как зарплатная карта с возможностью овердрафта, так и кредитка. Первая — для текущих расходов, вторая — для более крупных покупок. В этом случае эти продукты будут не конкурировать, а дополнять друг друга», — отметил Константин Долонин. В свою очередь развитие сегмента карточек неминуемо приведет к всплеску эквайринга и объему продаж. «По карточке люди в 30 % случаев тратят больше, чем расплачиваясь наличными. Расширение этого сегмента приведет к увеличению объемов продаж», — заключил Владилен Автухович.
Карты сокровищ
Карты сокровищ
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний