Газета
 11 декабря 2006, 00:00   939

Кругом вода

«Первый российский фильм ужасов» снят для американского кинопроката.
Автор: Кирилл Перов
«Первый российский фильм ужасов» снят для американского кинопроката.

30 ноября в пермских кинотеатрах состоялась премьера «первого российского фильма ужасов» «Ведьма». Работа режиссера Олега Фесенко — еще один пример вспыхнувшего интереса к классике: в последнее время активно экранизируют Достоевского, Булгакова, Пастернака. В этот раз под прицел режиссерского внимания попал Гоголь.
Насколько хороша была интерпретация Александра Птушко (1967 год), настолько посредственна современная работа. Можно долго говорить о том, что Гоголь —  признанный мастер деталей, понять (а тем более поставить) произведения которого невозможно без учета малороссийского колорита. Можно спорить о том, подходит ли вообще Евгения Крюкова на роль очаровательной ведьмы, а Валерий Николаев — на роль главного героя, вынужденного познавать, что такое борьба света и тьмы. Но непосредственно к фильму все эти замечания не будут иметь никакого отношения, потому что «Ведьма» изначально рассчитана на американский рынок. Действие фильма перенесено в захолустный американский городок, вместо семинариста Хомы Брута действует беспечный и слабоватый журналист Айван Беркхофф, а трагический финал «Вия» вообще переписан: изрядно поседевший герой не умирает, а покидает городок победителем. По сути, от гоголевского текста в «Ведьме» осталась только эта самая седина, появившаяся после второй ночи отпевания, и летающая ведьма, пытающаяся отомстить главному герою за собственную смерть.
Помимо вольного обращения с оригинальным текстом, режиссером очень точно схвачены акценты американского массового кино. Очень часто завязка таких фильмов связана с явно нелогичным поведением героев. Зачем, например, герой Валерия Николаева в сильнейший ливень вылезает из машины? Зачем по темному полю он идет в поисках какого-то полузаброшенного дома, одиноко стоящего на отшибе? Зачем, наконец, в малознакомом доме, где открывшая ему старуха не говорит ни слова, герою непременно хочется принять ванну? Все эти вопросы остаются без ответов, зато убогость образов и сюжетных линий оказывается щедро сдобренной звуковыми и световыми спецэффектами, призванными воздействовать на зрителя. Правда, искушенный киноман, «отведавший» японских «пропущенных звонков», останется к этим ухищрениям равнодушным, потому что последние «пугают» очень профессионально: не просто где-то скрипнуло или пискнуло, не просто резко стало темно, не просто кто-то на кого-то страшно посмотрел. В японских «звонках» активно действует сама идея зла, разрабатывать которую тяжело. Гораздо легче показать концентрические огненные круги, пылающие слезы на щеках Марии Магдалины и «поиграть» с нарастанием-убыванием басов, что и было сделано в «Ведьме».
Помимо уже упомянутого отсутствия логики и нормальной мотивации в поведении героя, фильм продолжает славную американскую традицию наставлений. «Слуги Тьмы подстерегают нас на каждом шагу. Без веры нет силы», — внушает легкомысленному журналисту мудрый священник. «Я не знаю, откуда берется вера, — философствует полубезумец Патч, тоже некогда бывший священник, — возможно, из любви, возможно, из страданий или угрызений совести… Я не знаю».
Анализируя фильмы, принято говорить о ключевых мотивах. Но «Ведьма» снята настолько ходульно, что даже как-то неловко говорить о главных героях и лейтмотивах. Журналист Айван Беркхофф (Валерий Николаев) то безумно расширяет глаза, то хлещет виски. Ему боятся сделать замечание, потому что он «спасает всех нас». Ведьма Мэрил (Евгения Крюкова) вообще ничего не говорит, а только обольстительно и коварно улыбается герою на протяжении всего фильма. А еще везде и всюду льется вода: сильнейший ливень, грандиозный потоп, бурлящая река — кругом вода. Не являясь никаким символом, она тем не менее проходит через весь фильм. Точно так же растекаются ничем не связанные между собой эпизоды «первого российского фильма ужасов», не идущего ни в какое сравнение с первым советским фильмом ужасов.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний