Газета
 04 декабря 2006, 00:00   1040

В погоне за лидером

В погоне за лидером
Японские автопроизводители добились высокого уровня контроля качества своей продукции, что дало достойные результаты — менее одной заводской недоделки на три автомобиля. Как применить мировой опыт в России знают в Перми.
Японские автопроизводители добились высокого уровня контроля качества своей продукции, что дало достойные результаты — менее одной заводской недоделки на три автомобиля. Как применить мировой опыт в России знают в Перми.

Мировой опыт организации производства вызывает все больший интерес у российских производственников. Но часто использование иностранных методик организации труда и систем качества не дает ожидаемого результата. Программы, опробованные ведущими мировыми производителями, не оправдывают возлагаемых на них надежд. Это происходит, по мнению пермского инженера и инноватора Игоря Бажутина, из-за бездумного соотнесения этих механизмов с российскими реалиями. По словам  специалиста, использование мирового опыта в условиях российской действительности возможно и будет иметь позитивные результаты при доскональном изучении методик и комплексном подходе в их применении.
«В настоящее время на предприятиях Перми прослеживается тенденция по внедрению прогрессивных систем, используемых успешными мировыми лидерами Toyota, Siemens и многими другими, — говорит Игорь Бажутин. — Среди воплощаемых программ — «Всеобщий контроль качества», «Точно вовремя», «Ноль дефектов» и другие. После досконального изучения данных систем  можно с уверенностью сказать, что  они вторичны и не являют собой целостной системы в том виде, в котором их представляют институты и организации, занимающиеся распространением этих направлений».
«Мной выведен алгоритм работы мировых лидеров, который отличается своей простотой и доступностью, — считает специалист. — Данная концепция направлена на повышение эффективности работы руководителей низшего и среднего звена по претворению в жизнь целей, обозначенных высшим руководством. Но кроме того, найден способ,  каким образом осуществить автозапуск всех этих систем («Точно вовремя», «Ноль дефектов» и других), что сделает все процессы, направленные на постоянное совершенствование организационных структур, необратимыми. При этом практически не требуется финансовых затрат».
«Также без использования концепции данных работ международные системы сертификации, например ISO 9000, QS 9000, в ряде случаев не могут быть задействованы или не окажут положительного воздействия на улучшение деятельности компании, — говорит Игорь Бажутин. — Для воплощения позитивного опыта мировых лидеров нужно следовать алгоритму действий, включающему в себя ряд шагов. Прежде всего высшее руководство должно разработать долгосрочную стратегию с выделением среднесрочных и годовых целей. Топ-менеджеры должны иметь план развертывания стратегии, который следует довести до низших уровней управления, вплоть до цеха (или отдела). По мере того как стратегия спускается на нижестоящие уровни, в план включаются все более и более конкретные мероприятия и действия. Например, пункт «мы должны уменьшить наши затраты на 10 %, чтобы остаться конкурентоспособными», можно довести до рабочих в виде перечня действий, таких как увеличение производительности труда, снижение запасов и брака, а также улучшение компоновки линии».
«Как пример принципов эффективного руководства, разработанных производственниками, можно назвать «Пять целей руководства при управлении заводом», — продолжает специалист, — пять ключевых моментов управления заводом, сформулированных на Mitsubishi Motors (но эти принципы также применимы к работе любого предприятия или организации): стремиться к наивысшему качеству при максимальной эффективности; обслуживать минимум запасов; ликвидировать тяжелую работу; использовать инструменты и оборудование, позволяющие повысить качество и эффективность, одновременно облегчая труд; стимулировать стремление к постоянному совершенствованию на основе командной работы и сотрудничества. За кажущейся простотой сформулированных принципов кроется гигантский опыт эффективного управления производством и высокие успехи».
«Как заметил недавно один из японских менеджеров, «чрезвычайно трудно поднять объем продаж на 10 %. Но далеко не так сложно снизить на 10 % затраты на производство и тем самым добиться не меньших результатов», — говорит Игорь  Бажутин. — Не нужно говорить о том, что мировой опыт неприменим вкупе с российским менталитетом. Есть пример эффективной организации производства того же «Уз-Дэу», где объединены японские методики и узбекский менталитет. Это понимают и руководители ряда крупных пермских предприятий, которые всерьез заинтересовались моей программой. Идут переговоры с топ-менеджментом этих компаний о будущем сотрудничестве и грядущем воплощении принципов эффективной организации работы».
 
Справка «bc»
Именно лидеры японского машиностроения Sony, Toyota, Mitsubishi Motors и Nissan стали первопроходцами в сфере современной организации производства. Топ-менеджмент этих компаний в 50-е годы начал формулировать принципы, которым сейчас в своей деятельности следуют производственники Германии, США, Франции. Именно реализация программ повышения и контроля качества позволила добиться минимизации случаев заводского брака и, как следствие, сделала высокую надежность изделий из Страны восходящего солнца их конкурентным преимуществом.
Поделиться:
Все новости компаний