Газета
 04 декабря 2006, 00:00   926

Преступление и искупление

Павел Лунгин популяризирует непопулярные жанры и идеи.
Автор: Кирилл Перов
Павел Лунгин популяризирует непопулярные жанры и идеи.

23 ноября в российских кинотеатрах состоялась премьера фильма Павла Лунгина «Остров». Уже само обращение режиссера к непопулярному жанру притчи (если бы за кадром был текст, в нем непременно были бы слова: «В то время жил один праведный человек...») можно назвать достаточно смелым решением.
Кроме того, актерам Виктору Сухорукову и Дмитрию Дюжеву пришлось выступить в амплуа святых отцов. И ту легкость перевоплощения, которую продемонстрировали актеры, тоже можно отнести к несомненным плюсам этого фильма.
Основная смысловая нагрузка, естественно, приходится на образ главного героя — отшельника отца Анатолия, талантливо сыгранного Петром Мамоновым. Предыстория такова: в 1942 году молодой матрос, чтобы сохранить свою жизнь, по приказу немецкого офицера убивает своего командира Тихона. То мгновение, когда раненый Тихон падает за борт корабля, будет преследовать матроса, ставшего отшельником, всю жизнь: все сны, все молитвы отца Анатолия будут подчинены только мотиву искупления греха. Со временем у него обнаружится дар предсказания и исцеления. С разнообразными просьбами на остров постоянно будут приезжать миряне, попавшие в ту или иную неразрешимую жизненную ситуацию. Одним из тех, кто приедет за милостью к старцу, окажется некий адмирал, дочь которого страдает психическим расстройством, случившимся с ней после гибели мужа-подводника. Излечив дочку, в которой, по мнению отца Анатолия, «бес сидел», отшельник узнает, что ее отец — чудом спасшийся Тихон, которого на самом деле только ранило, а вовсе не убило. Получив его прощение, отец Анатолий умирает.
Образ отшельника в фильме Павла Лунгина отличается от привычного образа сурового старца. Это не святой, сознательно ушедший в скит от мирских забот. Отец Анатолий прибегает к одиночеству как к самонаказанию и искуплению греха, но, помимо смирения, его характерной чертой можно назвать юродство, очень традиционное для Руси. Почтенный старец мажет ручки келий монастыря углем, морочит головы прихожанам, толком не знающим, кто вообще такой отец Анатолий, поет во весь голос и запускает кораблики. Тем не менее в нем очень сильно начало лесковского «очарованного странника», которому, как известно, «очень за народ помереть хотелось». Вера отца Анатолия сильна, она им выстрадана. Это признают даже негативно относящиеся к нему священники. Отшельник не признает никакого комфорта, никаких поблажек: спит на куче угля, постоянно работает и молится, молится...
Особая статья — это необыкновенно красивая северная природа, на фоне которой разворачивается почти двухчасовое действие фильма.
Несмотря на то что фильм производит исключительно сильное впечатление, его финал кажется смазанным. Слишком явные параллели с библейским сюжетом и ненужный пафос несколько портят его очарование.
Тем не менее большинство зрителей признают, что «Остров» — несомненно удачная актерская и операторская работа.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний