Газета
 20 ноября 2006, 00:00   1480

Шубину нужен пиарщик

Бывший пресс-секретарь губернатора и советник мэра Перми Николай Иванов — о том, почему нельзя было снимать с выборов Владимира Плотникова, качестве пиара первых лиц Перми и края, а также почему Олегу Чиркунову не нужен пресс-секретарь.
Автор: Кирилл Перов
Бывший пресс-секретарь губернатора и советник мэра Перми Николай Иванов — о том, почему нельзя было снимать с выборов Владимира Плотникова, качестве пиара первых лиц Перми и края, а также почему Олегу Чиркунову не нужен пресс-секретарь.

На минувшей неделе в Пермской городской думе окончательно завершилось формирование управления общественных отношений. Пост его руководителя, полгода остававшийся вакантным, заняла бывший заместитель главы Индустриального района по социальным вопросам Оксана Полторак. Бывший пресс-секретарь губернатора и советник мэра Перми Николай Иванов считает, что пока действия пиарщиков пермской мэрии оставляют желать лучшего. В интервью «bc» он высказал свое мнение о пиаре первых лиц региона и краевого центра. По мнению г-на Иванова, гораздо лучше в этом плане выглядит губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
 
Николай, в свое время Вы поработали пресс-секретарем губернатора Олега Чиркунова и советником главы Перми Игоря Шубина. Почему решили покинуть госслужбу?
— Задачи, которые передо мной стояли, были выполнены. На пост пресс-секретаря губернатора меня пригласили летом 2005 года. Тогда в Пермском крае сложилась очень сложная политическая ситуация. Чиркунов занимал пост губернатора Пермской области с приставкой и. о., активизировалась оппозиция. Многие мне в то время говорили: зачем ты туда идешь, ведь непонятно, как будет развиваться ситуация дальше. Но, во-первых, мне сам Чиркунов был интересен — к другому главе региона я, может быть, и не пошел бы. Во-вторых, я понимал, что опыт работы на госслужбе лишним не будет, хотя мне всегда казалось, что это не мое. В итоге, кстати, я окончательно убедился, что работать чиновником не мое призвание. В тот момент, когда я пришел в обладминистрацию, основной задачей было создание благоприятного фона в региональных и федеральных СМИ накануне процедуры утверждения Олега Чиркунова губернатором Пермского края. Сложно оценить, кто какую роль сыграл в этом процессе, но результат был достигнут.
Когда я перешел в мэрию, речи не было о том, что я буду там работать на штатной основе. Я являлся внештатным советником и. о. главы Перми Игоря Шубина, оставаясь пресс-секретарем губернатора. Дело в том, что после отставки Каменева встал вопрос о том, что нужно выстраивать в городе информационную политику. И по договоренности между Шубиным (с которым я четыре года проработал в «Пермрегионгазе») и Чиркуновым я стал отвечать за это направление. Еще до выборов мэра я решил, что, независимо от их исхода, покину госслужбу и перейду на работу в крупную бизнес-структуру, тем более, что соответствующее предложение поступило ко мне еще в конце 2005 года. И Чиркунов, и Шубин отнеслись к моему решению с пониманием. Кстати, думаю, что пост пресс-секретаря губернатора совершенно правильно был упразднен после моего ухода. Может быть, на каком-то этапе в нем и была необходимость, но в целом логичнее, чтобы за всю информационную политику в краевой администрации отвечал один человек — руководитель пресс-службы, а ныне департамента информационной политики. В противном случае происходит «размывание» полномочий, что значительно усложняет работу органов краевой власти с журналистами и вызывает негативную реакцию с их стороны.
 
Вы говорите, что стоявшие перед Вами задачи выполнены, но не секрет, что Шубин победил на выборах очень неуверенно, практически на грани. В чем, на Ваш взгляд, причины этого?
— В 2005 году проблема будущего Перми стояла очень остро. Ведь не секрет, что в тот момент пермская мэрия по сути контролировалась группой Владимира Плотникова. Против действующего мэра Аркадия Каменева были возбуждены уголовные дела, пермская элита раскололась и не могла консолидироваться вокруг какого-то единого кандидата на пост главы Перми. Эксперты прогнозировали, что основная борьба на выборах развернется между Павлом Анохиным и Владимиром Плотниковым.
Мне сразу казалось, что наиболее оптимальной фигурой в качестве кандидата в мэры в, данных условиях может стать Игорь Шубин, способный эффективно противостоять как Анохину, так и Плотникову. На мой взгляд, это прирожденный политик: человек обладает искусством компромисса, для него не составляет труда найти общий язык с совершенно разными группами интересов. И после длительных консультаций выбор, как известно, был сделан именно в пользу кандидатуры Игоря Николаевича.
На мой взгляд, очень удачно миновал первый этап, когда была проведена стремительная, неожиданная для всех рокировка: Каменев покинул пост мэра, а его преемником с приставкой и. о. был назначен Шубин. В этот момент все козыри были на руках Игоря Николаевича. Но в дальнейшем, к сожалению, оппозиции удалось перехватить инициативу. Впрочем, происшедшее вполне объяснимо: ведь оппозиция, в отличие от Шубина, готовилась к выборам в течение года. Кроме того, Игоря Николаевича сразу же избрали главной мишенью, против него тогда было задействовано очень много «грязных» технологий. Такого объема негатива, откровенной лжи и клеветы он, по-моему, не ожидал. Я помню его в те дни, он был подавлен, как, наверное, любой нормальный человек, попавший в такую ситуацию. Наверное, эмоциональное состояние Игоря Николаевича тоже сыграло свою роль в ходе избирательной кампании. В первые дни он полагал (и я, в общем-то, тоже), что удастся обойтись одним туром. Но события стали развиваться совсем по-другому. Признаю, что мы недооценили противников. Им удалось вызвать у населения отвращение к выборам и власти, что повлекло за собой высокий уровень протестного голосования. Кроме того, на мой взгляд, переборщили с административным ресурсом, который принес только обратный эффект. Это была инициатива не Шубина, а отдельных не в меру ретивых чиновников, которые явно перестарались и перегнули палку. Например, были случаи, когда некоторые чиновники угрожали работникам бюджетных учреждений увольнением, если они не проголосуют за Шубина. Это было абсолютно недопустимо и вызвало, скорее, обратный эффект. Считаю, что большой ошибкой был силовой захват предвыборных тиражей «Вечерней Перми» и «Пермского обозревателя». В результате был получен обратный эффект: на эти газеты возник ажиотажный спрос, люди расхватывали их как горячие пирожки и запоем читали. Ну и, с моей точки зрения, не надо было снимать с выборов Владимира Плотникова. Я и тогда, и сейчас убежден, что в случае выхода во второй тур Плотникова и Шубина, Игорь Николаевич обязательно победил бы. Только его победа была бы куда более значимой и весомой, а ее «чистота» уж точно никем не ставилась бы под сомнение. Кстати, очень сложно оценить, как бы развивались события, если бы на момент выборов в избирательных бюллетенях уже была отменена графа «против всех». Скорее всего это пошло бы на пользу Анохину. И исход выборов мог быть совсем иным.
 
Как Вы сегодня оцениваете качество работы по направлению связей с общественностью в органах власти региона и краевого центра?
— Считаю, в краевой администрации сегодня создана оптимальная структура. Четко разделены полномочия: глава администрации губернатора Николай Яшин отвечает за стратегию, а более конкретными вопросами занимается руководитель департамента по работе со СМИ Анна Климова. На мой взгляд, освещение деятельности губернатора ведется на качественном уровне. О деятельности PR-подразделений главы города такого сказать пока нельзя.
Лично я, когда еще являлся советником Шубина, был сторонником того, чтобы отдать все направление, связанное с пиаром городских властей, на аутсорсинг. Если в краевой администрации есть необходимость в департаменте по связям с общественностью, поскольку в их компетенции находится большой блок работы с районными СМИ, то в мэрии необходимости в большом количестве штатных специалистов по пиару я не вижу. На мой взгляд, сегодня в горадминистрации есть очень много «центров», которые отвечают за пиар. Это и руководитель пресс-службы Марина Мальцева, и советник главы Перми Елена Бусарова, и заместитель начальника управления общественных отношений Андрей Федосеев, и только что назначенная начальником этого управления Оксана Полторак. Все они в той или иной степени, видимо, курируют пиар, при этом, похоже, слабо координируют свою деятельность друг с другом. И порой создается впечатление, что правая рука не знает о том, что делает левая.
На мой взгляд, за работу со СМИ должен отвечать один человек, обладающий устойчивыми связями в политической, журналистской и пиар-среде и, что самое важное, пользующийся в этой, очень специфической, сфере уважением, сходящий там за своего. В противном случае происходит распыление полномочий, пиаром занимаются все, кому не лень, а ответственности за результат никто не несет. Думаю, Игорь Николаевич, как мудрый человек, поймет, что нужно эту ситуацию менять, поскольку такое положение дел вредит прежде всего ему как главе города. Был, например, такой случай.
В октябре в первый раз в Перми выпал снег, зима как всегда пришла неожиданно, общественный транспорт встал. Городские пиарщики, на мой взгляд, придя утром на работу, первым делом должны были организовать и осветить в СМИ совещание, на котором Шубин «вставил» бы всем, кто отвечает за благоустройство и дороги. Но этого сделано не было, хотя я знаю, что в этот день Игорь Шубин находился в Перми.
Между тем аналогичное совещание провел Чиркунов, который вызвал к себе начальника управления внешнего благоустройства Перми Анатолия Дашкевича, представителей городских служб и устроил им разнос. Классно поработала пресс-служба краевой администрации, и рейтинг Чиркунова благодаря этому событию наверняка вырос. Но многие жители краевого центра задались вопросом: а где же в это время был глава города, почему разнос его подчиненным устраивает губернатор? Считаю, это большой прокол пиар-подразделения городской администрации. Можно привести и другие факты.
 
Как Вы оцениваете прошедший недавно на телеканале «Рифей» цикл программ «Выходные с губернатором»?
— Считаю, что это очень удачный проект, хотя, к сожалению, я не смог посмотреть все выпуски. Когда я работал у Чиркунова, мне казалось, что его нужно чаще показывать как человека, а не как политика, чтобы люди больше понимали ход и логику его мыслей и смысл принятия тех или иных политических решений. К Чиркунову можно по-разному относиться. Для меня, например, он человек с европейским менталитетом, который хочет, чтобы в Перми жили так же, как живет весь цивилизованный мир. Для меня как раз было проблемой сделать так, чтобы люди понимали, чего хочет теми или иными действиями добиться Чиркунов. Пока сложно сказать, насколько удалось раскрыть этот образ. Чиркунов стал главой региона в очень непростое время: реализация закона о монетизации льгот, реформы Козака, реальное объединение с Коми округом, наконец, дестабилизирующая приставка и. о в течение полутора лет, появление мощной деструктивной оппозиции...  Да и грязи на него вылили столько, сколько не обрушивали ни на одного главу Прикамья за все постсоветское время.
При этом непредвзятой объективной оценки работы Олега Анатольевича во главе региона в сегодняшнем историческом контексте, по-моему, до сих пор никто не дал. Может, профессионализма не хватает. А может, время еще не пришло.
 
Политологи и наблюдатели отмечают, что Чиркунов и многие решения принимает, исходя из чисто человеческих, а не политических соображений. Может, например, спонтанно собрать совещание, когда к нему никто не готов. На Вашей работе в обладминистрации это отражалось?
— Кстати, вот и еще один довод, почему ему не нужен пресс-секретарь, — он сам себе пиарщик. Да, он действительно очень любит импровизации, причем, на мой взгляд, в большинстве случаев они удачные. Безусловно, сложно работать с таким человеком. Сложно, но очень интересно. Он может, например, позвонить в 11 вечера, сообщить, что поехал инспектировать уборку дорог или, например, вылавливать нарушителей, незаконно вывозящих песок из заповедных зон. И срочно нужны камеры всех ведущих пермских телеканалов. Это очень импульсивный человек, при этом его импульсивность, на мой взгляд, только идет ему на пользу.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний