Газета
 20 ноября 2006, 00:00   1221

За свой счет

За свой счет
Стоимость кампании политических партий на выборах в ЗС эксперты оценивают от 500 тысяч до 5 миллионов долларов. При этом большинство пермских партий идут на выборы в Законодательное собрание края без инвестиций со стороны федерального партруководства.
Стоимость кампании политических партий на выборах в ЗС эксперты оценивают от 500 тысяч до 5 миллионов долларов. При этом большинство пермских партий идут на выборы в Законодательное собрание края без инвестиций со стороны федерального партруководства.

На преодоление семипроцентного избирательного барьера пермским региональным отделениям политических партий потребуется от пятисот тысяч до пяти миллионов долларов, считают эксперты «bc». При этом в большинстве случаев финансовая составляющая зависит исключительно от региональных представителей партий, помощь федерального центра является, скорее, чисто технической. Пермские политологи считают это вполне логичным, поскольку большинство региональных партячеек давно «приватизированы» местными бизнес-структурами и активное вмешательство центрального политсовета в ход кампании, по большому счету, может только навредить этим объединениям. Накануне выборов в Законодательное собрание Business Class решил выяснить, сколько реально потратят пермские партии на предстоящих выборах и насколько существенной окажется в этом процессе роль центрального руководства.
По словам руководителей пермских партий, федеральные партийные функционеры помогают им в ходе избирательных кампаний, однако значительной эту поддержку не назовешь. Многие региональные лидеры признались, что финансовой поддержки из Москвы они не ощущают.
Один из лидеров пермского регионального отделения «Партии Пенсионеров» Алексей Грибанов в интервью «bc» заявил, что кампания находится под контролем федеральной «Справедливой России» (объединила в себе «Партию Пенсионеров», «Родину» и «Партию Жизни»). «Мы постоянно находимся в диалоге, информируем федеральную партию о том, как идет кампания, — заявил «bc» Алексей Грибанов, — урегулировали все юридические вопросы для того, чтобы избранная в региональный парламент партия была легитимной. Сейчас ожидаем визита в Пермь лидеров «Справедливой России». Как сообщил г-н Грибанов, кампанию в Перм-ском крае региональное отделение «Партии Пенсионеров» осуществляет самостоятельно. «Мы сами определялись с концепцией кампании и командой политтехнологов (см. справку), да и финансирование, к сожалению, полностью осуществляем самостоятельно», — заявил «bc» Алексей Грибанов.
Руководитель пермского регионального отделения партии «Родина», депутат Государственной думы Валентина Савостьянова заявила, что ей федералы вообще никак не помогают – ни морально, ни материально.
Лидер пермского регионального отделения ЛДПР Андрей Аликин в интервью «bc» сообщил, что федеральное руководство вмешивается в ход кампании достаточно активно, однако финансирование в полном объеме осуществляет региональная парт-ячейка. «Федеральное руководство достаточно активно участвует в избирательной кампании, — отмечает Андрей Аликин, — в частности, они дали нам команду политтехнологов, ту же, что занималась кампанией ЛДПР на выборах в Государственную думу в 2003 году». По словам г-на Аликина, столичные политтехнологи взяли на себя работу с электронными СМИ и наружной рекламой, за остальные участки работы по-прежнему отвечает пермское рекламно-политическое агентство «Кучер». Г-н Аликин также отметил, что финансирование кампании в полном объеме осуществляется на региональном уровне.
В отношении «Союза правых сил» понятия «региональное» и «федеральное» в настоящее время имеют условный характер. Как известно, лидер партии, пермяк Никита Белых, возглавляет список партии и лично контролирует ход кампании. «Эти выборы являются очень важными и для Пермского края, и для СПС, и для Никиты Белых лично, — заявил «bc» высокопоставленный источник в пермском отделении партии, —  поэтому он фактически сам руководит кампанией, лично встречается с избирателями, участвует в политических дебатах». «Что касается средств, то соотношение федерального и регионального финансирования составляет примерно 50 на 50. Но это очень грубо, ведь значительную часть средств выделяют пермские энергетики по команде Москвы. Как определить, кто в этом случае финансирует кампанию, регионалы или федералы?» — говорит собеседник.
Лидер регионального отделения «Единой России» Владимир Рыбакин в интервью «bc» отметил, что «взаимодействие регионального отделения партии и федерального политсовета идет конструктивно, ту помощь, которую мы запрашиваем у них, нам оказывают». На вопрос корреспондента «bc», в чем именно заключается эта помощь, Владимир Рыбакин ответил: «это военная тайна». Но тут же добавил, что центральное партийное руководство, в частности, пообещало обеспечить приезд в Пермь федеральных лидеров партии. Финансирование кампании, по словам Рыбакина, полностью возложено на региональное отделение «единороссов».
Лидер Пермского регионального отделения партии «Патриоты России» Олег Степанов в интервью «bc» заявил, что пермская партячейка взаимодействует с федералами «самым плотным образом». «В московской типографии, например, печатают наш информационный бюллетень, кроме того, помогают финансовыми средствами», — говорит Олег Степанов. В избирательной кампании «Патриотов России», отметил он, участвует в основном местный партактив, сторонние специалисты не привлекаются, однако ход кампании контролируется федеральным партийным руководством. По словам Степанова, примерное соотношение средств членов регионального отделения и федералов в финансировании избирательной кампании составляет 50 на 50.
Представитель «Аграрной партии России», известная пермская журналистка Ирина Колущинская, отметила, что хоть федеральное руководство и оказывает региональному отделению помощь во многих вопросах, кампанию на выборах в ЗС Пермского края пермские партийцы ведут самостоятельно. «Федеральное руководство помогает нам с изготовлением различной агитационной продукции, федеральной газетой, юридической помощью, деньгами, но никаких указок о том, кто должен войти в наш список и как мы себя должны вести на выборах, они не дают, — говорит г-жа Колущинская. По ее словам, большую часть избирательной кампании «Аграрной партии» финансирует малый и средний бизнес Пермского края. «Но нам, в принципе, не нужны большие деньги, поскольку у нас нет наемного персонала, всю предвыборную работу проводят люди, работающие на предприятиях кандидатов, вошедших в список партии», — отмечает Ирина Колущинская. По ее словам, Пермскому региональному отделению аграриев помогают не только центральное партийное руководство («они нам помогли, например, с финансированием телевизионного эфира»), но и региональные отделения Омска, Оренбурга, Нижнего Новгорода и Самары. «Конечно, это небольшие деньги, но сам факт дорогого стоит», — отмечает Ирина Колущинская.
Как считает один из пермских политологов, в тех случаях, когда федеральное руководство партии активно вмешивается в региональный избирательный процесс, ни к чему хорошему это не приводит. «Когда федералы присылают столичных политтехнологов, в избирательных штабах зачастую наступает неразбериха, координация оставляет желать лучшего, и на выборах в ЗС Пермского края уже есть подобные примеры», — отмечает собеседник «bc». «Впрочем, большинство пермских политических партий контролируется местными бизнесменами (например, «Партию Пенсионеров» финансирует бизнесмен Алексей Луканин, а «Аграрную партию» — ряд пермских строителей) и, по большому счету, существенная поддержка из федерального центра им не нужна, более того, по причинам, озвученным выше, она может пойти только в ущерб позициям этих партий», — полагает политолог.
Пермские политологи оценивают реальную стоимость избирательных кампаний политических партий значительно выше, чем их официально заявленные избирательные фонды (см. справку). Так, политолог Олег Борисенко считает, что наиболее дорогую кампанию на выборах в ЗС Пермского края ведет «Партия Пенсионеров». Он оценивает ее в 3-5 млн долларов. На втором месте, по мнению политолога, «Единая Россия», вложения которой в эти выборы, по его оценке, находятся в пределах 1-2 млн, поскольку «больших затрат здесь не видно, ведь многие вопросы решаются при помощи административного ресурса». Кампании остальных политических партий, по мнению г-на Борисенко, не превышают 1 млн долларов.
Другой специалист, представляющий авторитетное консалтинговое агентство и попросивший не указывать его имени, полагает, что лидерство по объему вложенных в избирательную кампанию средств принадлежит «Единой России». «Как ни странно, но, несмотря на наличие административного ресурса, «единороссы» очень много вкладывают в эту кампанию, до 5 млн долларов», — считает эксперт. Второе место, по его мнению, «разделяют» «Партия Пенсионеров» и «СПС», чьи траты, как считает эксперт, составят по 3 млн долларов.
Кампания ЛДПР, по мнению собеседника, стоит от 700 тысяч до 1 млн долларов. «Родина», «Патриоты России», «Аграрная партия» и КПРФ, потратят на выборы примерно 500-700 тысяч долларов, считает эксперт.
 
Справка «bc»
Согласно информации временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края, наибольший избирательный фонд – у Пермского регионального отделения «Партии Пенсионеров» (20,2 млн рублей). У «Единой России» он составляет 16,3 млн рублей, у «Аграрной Партии» — 14,8 млн, у «СПС» — 11 млн, у остальных партий – от 1,5 до 3 млн рублей. Максимально допустимый законодательством размер избирательного фонда составляет 60 млн рублей.
Кампанию «Партии Пенсионеров» на выборах в ЗС Пермского края ведет известное в России пиар-агентство Bakster Group. «Единую Россию» консультирует пермское агентство «Паритет», кроме того, в каждом партийной округе работают специалисты, привлеченные силами кандидатов, вошедших в соответствующие части списка «единороссов». «Аграрная партия» и «Патриоты России» не привлекают сторонних специалистов, всю агитационную работу ведет партийный актив. Аналогичная ситуация сложилась и в региональном отделении «Родины», хотя изначально кампанию начинала известная пермская группа политтехнологов «Борисенко — Соколов». ЛДПР консультируют столичные специалисты и пермское рекламно-политическое агентство «Кучер». В меньшей степени «Кучер» консультирует КПРФ, большая же часть кампании возложена на партактив. 
Поделиться:
Все новости компаний