Газета
 20 ноября 2006, 00:00   1174

Нестыковка

За 9 месяцев 2006 года доходная часть бюджета перевыполнена на 2,4 % от плана, а расходная, напротив, недофинансирована на 17,2 %.
Автор: Кирилл Перов
За 9 месяцев 2006 года доходная часть бюджета перевыполнена на 2,4 % от плана, а расходная, напротив, недофинансирована на 17,2 %.

Исполнение бюджета за 9 месяцев 2006 года демонстрирует тенденции с различными векторами: доходы перевыполняются, расходы не доходят даже до плановых показателей.
 
Доходы растут. Исполнение бюджета Пермской области за
9 месяцев 2006 года происходит по схеме, аналогичной прошлогодней. В частности, значение налоговых доходов по-прежнему остается высоким для бюджета нашего региона и продолжает расти.
По итогам 9 месяцев 2006 года именно налоги сформировали
86 % всего дохода Пермской области (без Коми-Пермяцкого автономного округа), что превышает аналогичные показатели прошлых лет, колебавшиеся в пределах 70-80 %. Причина – в динамике сбора нескольких основных видов налогов.
В числе налоговых поступлений статус основных по-прежнему сохраняют налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц. На долю первого из них приходится 42 % всех поступлений регионального бюджета, второго – 21 %. И если последняя цифра в новейшей истории Прикамья остается практически неизменной, то доля налога на прибыль в 2005-2006 годах значительно превысила показатели прошлых лет. Этот всплеск связан с исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой внешних рынков нефти и нефтепродуктов, являющихся важнейшими экспортными площадками для предприятий Прикамья. В целом в течение последних лет имеет место такая тенденция: среднегодовая цена нефти на мировых рынках демонстрирует тенденцию к росту — растет и значение налога на прибыль для бюджета Перм-ской области.
Следующие по значимости источники дохода региона – налоги на имущество и акцизы, обеспечивающие 11 % и 7 % доходов бюджета соответственно. Доля налога на имущество в общей сумме бюджетных поступлений не имеет устойчивого длительного тренда, однако за последние два года она увеличилась почти в два раза.
Несмотря на снижение доли акцизов в доходной части бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общей тенденцией остается увеличение этого показателя: в 2001 году он составлял лишь 2,1 %.
По сравнению с прошлым годом в структуре доходной части бюджета увеличилась и доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – с 2,3 % до 4 %.
По итогам 9 месяцев 2006 года фактический объем доходов бюджета Пермской области составил 26 967,9 млн рублей, что на 2,4 % превышает план, установленный на этот период, и составляет
79 % от годового назначения.
Одной из причин перевыполнения плана стал высокий объем сборов платежей за пользование природными ресурсами. Здесь сыграла свою роль и хорошая собираемость платежей за пользование недрами, однако основной причиной высоких показателей явилось в среднем трехкратное превышение плана по сбору платежей за пользование лесным фондом. Благодаря ему годовой бюджетный план по сбору платежей за пользование всеми природными ресурсами уже сейчас перевыполнен на 16 %.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении единого налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения. Превышение его сбора над плановой росписью на первые три квартала на треть позволило уже к началу октября выполнить годовое бюджетное задание на 93,4 %.
Значительное перевыполнение бюджетного плана на год зафиксировано и по следующим строкам: «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» (в 30 раз); «Прочие неналоговые доходы» (в 3,4 раза); «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» (в 1,2 раза).
 
Расходы отстают. В то же время сохранилась ситуация недофинансирования расходов при одновременном перевыполнении доходной части бюджета. Расходная часть выполнена лишь на 82,8 % от плана на этот период и на 60,3 % к заданию на год. При этом ни одно из направлений расходования региональных средств не было профинансировано полностью.
Ближе всего к выполнению утвержденных планов оказались направления «Здравоохранение и спорт» (91,6 % к запланированным на 9 месяцев расходам), а также «Межбюджетные трансферты» (90,2 %). Гораздо меньше повезло жилищно-коммунальному хозяйству области – расходы на его развитие едва превысили половину запланированных сумм. Лишь на две трети профинансированы национальная безопасность и правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, а также направление «Общегосударственные вопросы».
В результате профицит бюджета Пермской области по итогам девяти месяцев 2006 года составил 3 639,8 млн рублей (12 % доходной части), что на треть превышает аналогичный показатель прошлого года. Однако позитивность этих цифр – кажущаяся. Учитывая, что в целом в бюджет-2006 заложен дефицит, столь серьезное превышение доходов над расходами означает не что иное, как недофинансирование ряда важнейших направлений, в частности, региональной экономики, социальной сферы, а также обороны, безопасности и правоохранительной деятельности.
Аналогичная ситуация складывалась и в прошлом году. По итогам 9 месяцев, расходы бюджета были профинансированы лишь на 84,4 % от планового объема на этот период. Полностью выровнять ситуацию до конца года так и не удалось: по его итогам выполнение расходной части бюджета составило 92 %. Неисполненными оказались планы по бюджетной поддержке всех направлений, выделяемых в структуре основного финансового документа региона. Больше других повезло таким направлениям, как «Охрана окружающей среды» (финансирование составило 97 % от плановых сумм), «Здравоохранение и спорт» (96 %), «Национальная оборона» (95 %). А вот национальная безопасность и правоохранительная деятельность были профинансированы лишь на 81 %, жилищно-коммунальное хозяйство – на 45 %.
 
Зарубежная зависимость. Бюджет сохраняет зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам
9 месяцев 2006 года, объем доходной и расходной частей бюджета Прикамья превысил аналогичные показатели прошлого года на
27 %. Не секрет, что причины этого роста не следует искать внутри региона — они лежат за его пределами.
Доходы бюджета Пермской области по-прежнему в значительной мере зависят от внешнеэкономической конъюнктуры, и в первую очередь – от ситуации на рынке нефти. Статистика последних лет неопровержимо свидетельствует в пользу этого тезиса: увеличение цены на черное золото ведет к росту доходов региона, ее снижение – к сокращению активной части бюджета.
Аналогичную зависимость от ситуации на внешних рынках имеет и профицит бюджета. В наименее удачные с точки зрения конъюнктуры годы Перм-ская область сводила его с дефицитом, составлявшим, например, в 1999 году — 2,9 млрд рублей.
Высокие мировые цены на нефть трансформируются в доходы бюджета благодаря добывающей и нефтехимической отраслям промышленности Прикамья, являющимся крупнейшими плательщиками налога на прибыль. По итогам января-августа текущего года суммарный сальдированный финансовый результат этих отраслей составил 55 % от финансового результата всех предприятий и организаций региона. Соответственно, они обеспечивают примерно такую же долю всех поступлений налога на прибыль в бюджет Перм-ской области. Иначе говоря, только выплачивая налог на прибыль (не считая других налогов и платежей), эти две отрасли уже формируют четверть доходов региона.
Промежуточным итогам исполнения бюджета трудно дать однозначную оценку. Позитивные моменты, конечно, есть. Это и перевыполнение плана по доходам, и пропорциональное увеличение доходной и расходной частей бюджета по сравнению с прошлым годом (на 27 %).
Однако более или менее значительное недофинансирование всех статей расходной части вызывает недоумение, и в особенности потому, что происходит в годы, когда мировая внешнеэкономическая конъюнктура благоприятствует наполнению его доходной части. Полная реализация заложенных в бюджете-2006 планов по расходованию средств позволила бы использовать ситуацию на благо региона. При этом сам факт дефицита, заложенного в утвержденный бюджет Пермской области, учитывая наличие резервов для его восполнения, не вызвал бы опасений.
 
Исполнение бюджета Пермской области за девять месяцев 2006 года
Статья бюджета Фактическое исполнение В % к итогу Процент исполнения к годовому назначению Процент исполнения к плану отчетного периода
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
Налоги на прибыль, доходы 18 905 205,9 62,6% 83,0% 106,3%
Налог на прибыль организаций 12 657 416,5 41,9% 87,0% 108,0%
Налог на доходы физических лиц 6 247 789,4 20,7% 76,0% 103,1%
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 2 077 890,0 6,9% 71,3% 100,6%
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 2 077 890,0 6,9% 71,3% 100,6%
Налоги на совокупный доход 662 812,2 2,2% 93,4% 130,2%
Налоги на имущество 3 225 481,5 10,7% 66,2% 85,7%
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 078 405,3 3,6% 80,3% 105,7%
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 120 636,8 0,4% 0,0% 0,0%
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 599 112,7 2,0% 73,9% 107,3%
Платежи при пользовании природными ресурсами 133 641,4 0,4% 115,5% 181,8%
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 4 970,7 0,0% 124,3% 166,2%
Административные платежи и сборы 0,0 0,0% 0,0% 0,0%
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 32 539,4 0,1% 2999,0% 4002,4%
Прочие неналоговые доходы 90 991,5 0,3% 342,3% 342,3%
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата субсидий и субвенций прошлых лет 36 224,4 0,1% 0,0% 0,0%
Безвозмездные поступления 2 356 868,1 7,8% 73,9% 91,6%
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 898 824,6 3,0% 59,8% 79,7%
ВСЕГО ДОХОДОВ 30 223 604,5 100,0% 79,0% 102,4%
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
Общегосударственные вопросы 603 724,7 2,3% 28,9% 61,3%
Национальная оборона 34 947,6 0,1% 61,7% 79,4%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 647 788,9 2,4% 50,8% 64,9%
Национальная экономика 4 408 736,9 16,6% 60,5% 71,5%
Жилищно-коммунальное хозяйство 100 477,1 0,4% 43,8% 54,5%
Охрана окружающей среды 26 227,8 0,1% 47,1% 68,2%
Образование 1 750 484,1 6,6% 59,4% 88,4%
Культура, кинематография и средства массовой информации 360 409,6 1,4% 60,3% 77,7%
Здравоохранение и спорт 3 330 132,6 12,5% 67,7% 91,6%
Социальная политика 3 066 788,9 11,5% 59,6% 87,1%
Межбюджетные трансферты 11 247 805,9 42,3% 64,3% 90,2%
Фонд регионального развития 541 166,4 2,0% 47,8% 58,6%
Региональный фонд муниципального развития 465 093,5 1,7% 54,8% 67,4%
ВСЕГО РАСХОДОВ 26 583 784,0 100,0% 60,3% 82,8%
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) 3 639 820,5      


Нестыковка
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний