Газета
 20 ноября 2006, 00:00   1263

Эффект синергии

Андрей Туев: «Разрабатывая новый образ «Экопромбанка», мы шли от будущего. Мы четко видим тот горизонт, к которому стремимся».
Андрей Туев: «Разрабатывая новый образ «Экопромбанка», мы шли от будущего. Мы четко видим тот горизонт, к которому стремимся».

Пермский ОАО АКБ «Экопромбанк» объявил о новом позиционировании на рынке. Компания провела ребрендинг, который демонстрирует готовность банка акцентировать свою деятельность на работе с малым и средним бизнесом.
По словам председателя правления «Экопромбанка» Андрея Туева, сомнений в верности выбранной стратегии нет, а программа мероприятий, меняющих стратегию банка, уже реализуется.
 
Андрей Александрович, почему было принято решение о новом позиционировании на рынке?
— Можно выделить две основные причины, я бы назвал их исторической и стратегической. «Экопромбанк» — один из старейших пермских банков, он был образован в 1992 году, в следующем году мы будем праздновать 15 лет со дня его создания. Фирменный стиль, который имел банк, был создан в далеком теперь уже 1992 году и попросту устарел. Считается, что фирменный стиль нужно обновлять минимум раз в десять лет, но, учитывая российскую экономику, которая является, наверное, самым динамично развивающимся рынком в Европе, обновление должно происходить чаще. То есть необходимость изменений вызвана временным фактором.
Но есть и стратегическая причина. У «Экопромбанка» был непростой путь, наша команда пришла сюда в 1999 году, с тех пор банк достаточно динамично развивается и сейчас входит в тройку лидеров регионального рынка как по уровню привлеченных активов, так и с точки зрения величины собственных средств (на протяжении последних двух лет эти показатели мы ежегодно удваиваем). Сегодня собственные средства составляют уже более полумиллиарда рублей, в планах акционеров — увеличение этой цифры еще в два раза. Возможно, это произойдет уже в следующем году.
Другого пути просто нет, ведь если не решить этот вопрос, то динамичное развитие, которого мы добились в последнее время, не получит продолжения. Приведу в качестве примера еще один показатель: запланировано, что по итогам 2006 года балансовая прибыль «Экопромбанка» составит 47 миллионов рублей. За десять месяцев прибыль уже составила 45 миллионов, и, думаю, в целом в 2006 году мы выйдем на цифру 60–65 миллионов. Сегодня, по статистике, банк демонстрирует хорошие показатели рентабельности активов и инвестиций — они выше среднеотраслевых. Как известно, принята стратегия развития ОАО АКБ «Экопромбанк» на период до 2011года, где поставлены очень амбициозные задачи, говорящие о том, что мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Новая стратегия, активная позиция на рынке требуют нового позиционирования.
 
В чем основные моменты этого позиционирования?
— Суть — в четком определении целевой аудитории, с которой работает банк. Сегодня в регионе есть несколько десятков крупных корпоративных клиентов — промышленных предприятий, которые имеют длительные партнерские отношения с банками. Есть подобные партнеры и у «Экопромбанка», прежде всего, среди компаний-экспортеров. Но мы уверены, что средние банки, к которым относится «Экопромбанк», должны делать упор на работу с малым, средним бизнесом и даже микробизнесом (с численностью персонала в несколько человек). И наш банк принял принципиальное решение развиваться именно в этом направлении. Мы все подчиняем объявленной цели: меняем внутренний распорядок работы компании, делаем ставку на специальные продукты, применяем совершенно новый подход к обслуживанию (например, наш операционный зал сейчас переживает серьезную перестройку). В «Экопромбанке» не будет барьеров, которые мешают клиентам получать те услуги, которые бы они хотели. Слоган, который появился у банка, полностью отражает этот подход: «Свой бизнес — свой банк».
 
То есть можно говорить, что первопричиной перемен была именно новая стратегия, и ребрендинг явился следствием ее принятия? Вы имели четкое понимание, к какому результату ребрендинга должны прийти?
— В этой работе мы шли от будущего. Мы четко видим тот горизонт, к которому стремимся, и, исходя из этого, ведем всю работу.
 
Насколько плавным и планомерным был переход к новому позиционированию и новому образу?
— Безусловно, это был не революционный путь. Имела место определенная эволюция нашего сознания, взглядов на ведение бизнеса. Постепенно мы понимали, как нужно работать с клиентами, осознавали, что многих элементов в текущей работе не было. Имеющиеся опыт и идеи позволяли оценить, куда идет рынок, и в определенный момент это начало складываться в общую картину. Рождалось понимание, куда должен идти банк, как выстраивать стратегию и все оперативные планы по ее реализации. Повторю, принципиальный момент в том,  что это был эволюционный путь, к решению мы шли постепенно, ни в коем случае не стремились рубить шашкой сплеча и проводить эксперимент ради эксперимента.
 
Как будет меняться корпоративная культура? Насколько сотрудники банка готовы к перепозиционированию?
— Очень интересный и важный вопрос. Корпоративная культура или, говоря проще, набор ценностей, которых придерживается коллектив, безусловно, является сплачивающим фактором для любого коллектива. И от того, как реагируют сотрудники на перемены, зависит очень и очень многое. Но поскольку, как я уже говорил выше, «Экопромбанк» меняется эволюционно, то и коллектив постепенно адаптируется к новой ситуации. К тому же перемены начались в банке лишь с того момента, когда мы поняли, что абсолютное большинство работников поддерживают изменения и готовы к ним. Алгоритм здесь предельно прост: сначала идеологию реформ начинает разделять большинство сотрудников, затем ценности оформляются на бумаге, следом начинается реализация мероприятий, внедряющих новую идеологию. Здесь важно добиться синергетического эффекта, к чему мы и стремимся.
 
Представители многих банков говорят сегодня, что не разрабатывают программы для малого бизнеса. Какие преимущества есть именно у «Экопромбанка»?
— «Экопромбанк» — региональный пермский банк. Естественно, что проблемы наших клиентов, располагающихся в Пермском крае, мы знаем лучше, чем любые филиалы иногородних банков. Оперативность принятия решений у региональных банков, в том числе и у «Экопромбанка», намного выше, чем у филиала. Кроме того, считаю, что мы можем более реально оценить бизнес клиентов и помочь им принять верные решения. Если вернуться к разговору о новом позиционировании, то «Экопромбанк» старается быть помощником для наших партнеров. Порой мы досконально погружаемся в бизнес-планы предприятий, вместе выбираем оптимальную схему взаимодействия. Принцип здесь один: мы помогаем клиентам и развиваемся вместе с ними. В этом взаимовыгодном сотрудничестве я вижу наше конкурентное преимущество на рынке.
 
Насколько Вы уверены в перспективности сотрудничества с малым бизнесом и как оцениваете существующие риски?
— Действительно, существует мнение, что банкам с малым бизнесом работать невыгодно, поскольку считается, что риски слишком велики. Однако мы не разделяем этого мнения. На наш взгляд, выгода банка может заключаться не только в объемах выдаваемых кредитов, но и в распределении рисков. Когда банк кредитует на большую сумму одного крупного клиента, то существует риск невозврата кредита со всей суммы и от одного кредитополучателя, а когда та же самая сумма выдается большому количеству представителей малого бизнеса, то риск распределяется между ними. В итоге банку выгодно распределять свои риски и, значит, выгодно работать с представителями малого бизнеса.
 
Есть ли особые программы кредитования для малого бизнеса?
— Во-первых, это все стандартные программы кредитования, которые используются в банковском секторе. Но есть одно существенное дополнение, что называется ноу-хау.
Нами была специально создана дочерняя структура «ЭПБ-проект», которая занимается анализом тех идей, с которыми приходят в банк представители малого бизнеса. В итоге прорабатываются подходы к реализации проекта, составляется бизнес-план, готовятся все необходимые документы, после чего принимается решение о запуске проекта.
По большому счету это нельзя назвать кредитованием, ведь «ЭПБ-проект» — это инвестор. Он входит в уставный капитал предприятия, которое организуется вместе с тем предпринимателем, который пришел со своей идеей, инвестирует средства. После того как бизнес становится на ноги, когда наступает срок окупаемости, предпринимателю предлагается выкупить долю «ЭПБ-проекта». Соответственно дальше бизнесмен развивается уже самостоятельно, взаимодействуя с банком как клиент.
 
«ЭПБ-проект» существует уже несколько месяцев, как Вы оцениваете ту работу, которая проведена?
— Очевидно, что мы угадали с потребностями клиентов. Признаюсь, мы были даже несколько удивлены тем, какое количество клиентов обратилось к нам с предложением о сотрудничестве. Сегодня ряд проектов находится в завершающей стадии разработки, начинается финансирование. В их эффективности мы не сомневаемся, потому что специалистами «Экопромбанка» проведен доскональный анализ.
 
Из каких сфер в основном венчурные проекты? Из сферы услуг?
— Да, в основном из сферы услуг.
 
«Экопромбанк» всегда отличали креативные идеи. Есть что предложить рынку в ближайшее время?
— Идей действительно много, и, думаю, в следующем году мы предложим рынку нечто очень интересное. Уверен, это если не шокирует, то удивит точно.
 
Какие цели ставит «Экопромбанк» в работе с малым бизнесом?
— Главное, чтобы представители этого бизнеса поверили в нас, чтобы мы действительно оправдали те надежды, которые они связывают с «Экопромбанком». Мы приложим к этому максимум усилий. Если же говорить об экономической стороне этого вопроса, то одна из задач — ежегодное удвоение объема кредитов, предоставляемых малому бизнесу.
 
ОАО АКБ «Экопромбанк»
Пермь, ул. Большевистская, 120
телефон  219–53–11
www.ecoprombank.ru
Поделиться:
Все новости компаний