Газета
 20 ноября 2006, 00:00   1297

Пик макулатуры

Пик макулатуры
В Пермском крае еженедельно накануне выборов издается около трех миллионов экземпляров агитационных печатных изданий. На их распространение в сутки тратится около полумиллиона рублей.
Автор: Кирилл Перов
В Пермском крае еженедельно накануне выборов издается около трех миллионов экземпляров агитационных печатных изданий. На их распространение в сутки тратится около полумиллиона рублей.

По данным экспертов, в неделю в Прикамье издается и распространяется более трех миллионов экземпляров изданий агитационного характера. Суммарно они приносят полиграфистам, журналистам и распространителям не менее трех миллионов рублей в неделю, считают  эксперты «bc». Цена изготовления и распространения информационного бюллетеня для кандидата-одномандатника колеблется в пределах 40–80 тыс. рублей за номер.
 
Продаются идеи. Среди агитационной продукции, выпускаемой сейчас в Пермском крае, наибольшую долю занимают издания, рекламирующие региональные партийные организации. Они имеют самые большие тиражи и распространяются по всей территории края (смотри справку).
Большинство кандидатов-одномандатников предпочитает выпускать информационные бюллетени, которые, в отличие от газет, не требует регистрации в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и дает возможность работать с избирателями не только в обозначенный законом месяц до выборов, но и до официального старта избирательной кампании (например, «Домашний адрес» Александра Бойченко, «Мы — соседи» Николая Демкина, «Место жительства» Юрия Борисовца). Еще одной формой ухода от «излишнего» внимания контролирующих органов является занижение тиража издания в выходных данных по сравнению с реальным. Это практика распространена в тех случаях, когда часть тиража оплачивается «черным» налом, то есть не из избирательного фонда кандидата или партии. Эксперты «bc» затруднились оценить приблизительное соотношение «официальных» денег и «черного» нала в производстве печатной продукции.
По мнению политолога Олега Лысенко, основное достоинство подобных изданий — создаваемый ими эффект узнаваемости, основанный на том, что каждому более интересно читать о родном районе и людях, живущих в нем, чем о событиях в столице или кабинетах чиновников. «Приятно, когда в газете напишут о тебе, твоей жизни, твоих проблемах. Это делает издание ближе, понятнее и интереснее. Подобные издания могут иметь вид открытки-благодарности и не пропагандировать какие-либо идеи (или делать  это крайне сложно, непонятно или вообще не нести информации, говорит специалист).
Оценки эффективности работы с печатными агитационными материалами, данные  экспертами, коренным образом разнятся: часть специалистов оценивает данный вид агитации как достаточно эффективный, другие считают агитационные издания анахронизмом.
«Если политические партии могут размещать свои материалы в уже действующих газетах, то для одномандатников это нецелевое использование средств, — отмечает Олег Лысенко. — Эффективность в краевом издании для одномандатника будет составлять 1/30 (кроме «нужного» округа, материал кандидата прочитают еще в 29 «ненужных»). Поэтому рациональным для претендента на депутатское кресло в одномандатном округе является выпуск собственного издания, которое будет распространяться в рамках округа».
«Кандидатам в одномандатных округах необязательно работать с краевой прессой, —  считает политолог Олег Подвинцев. — Им более выгодно сотрудничать с местными СМИ (актуальными в основном для округов за пределами Перми) или с собственными изданиями».
Региональные партийные организации также могут использовать как трибуну страницы существующих краевых газет, говорит Олег Подвинцев, выкупая у них площади для размещения собственных материалов (иногда до 1–2 полос). Особенно популярной для этих целей, по мнению экспертов «bc», является газета «Местное время», в последнее время до четверти своих площадей отдающая под рекламу политических партий. 
В свою очередь главный  редактор газеты «Пятница» Валерий Мазанов считает, что печатная агит-продукция с каждым годом все менее эффективна. «Многие ее просто не читают, выбрасывают прямо из почтовых ящиков, — говорит участник многих избирательных кампаний. — Практически все подобные издания неинтересны читателям — они строятся на клише, которые использовались в подобных материалах 97–98 годов и совершенно не меняются качественно».
 
Опиум для народа. Суммарно агитационная печатная продукция, по оценке экспертов «Политика b.c.», достигает 3–3,5 миллиона экземпляров еженедельно и продолжает расти. Нестабильность цифр связана с недостаточной периодичностью выхода некоторых изданий, нестабильностью тиражей подобных изданий и приближением выборов.
По словам представителя руководства ООО «Типограф» Нины Мынка, мелкие и средние типографические предприятия — основные исполнители предвыборных заказов; лидеры полиграфической отрасли, такие как ОАО «ИПК «Звезда», не особенно охотно берутся за подобные заказы, так как их мощности загружены на протяжении всего года, и работа достаточно жестко спланирована. Но даже у таких предприятий растет объем заказов —  растут объемы газет, нередко и у них  размещаются крупные предвыборные заказы (к примеру, в ИПК «Звезда» печатается газета «Пермский край»).
Как говорит госпожа Мынка, в ООО «Типограф» всегда готовятся к выборам. «Мы закупаем вдвое больше, нежели обычно, расходных материалов, — продолжает Нина Мынка. — Во время предвыборных кампаний предприятие работает без выходных и отпусков».
По словам полиграфистов, объем заказов у мелких и средних типографских предприятий во время местных предвыборных кампаний высокой интенсивности возрастает на 60–70 %. У крупных полиграфических организаций этот прирост составляет около 30 %.
Объемы одного заказа колеблются от 40–50 тыс. экземпляров для кандидата-одномандатника до миллионных заказов отдельных партий.
Стоимость заказа полиграфических услуг, по данным экспертов «Политика b.c.», колеблется от 10 до 20 тыс. рублей за 10 тыс. экземпляров формата А 3 черно-белой печати. При больших объемах заказа типографии предоставляют существенные скидки.
Также важной составляющей стоимости издания является написание материалов и изготовление макета. Иногда региональные отделения политических партий сами делают подобную работу, но значительно чаще они и кандидаты, идущие по одномандатным округам, обращаются к услугам профессионалов.
Сегодня на пермском политическом рынке сложились определенные цены на подобные услуги: статья стоит от 500 рублей до 100 долларов США (цена зависит от известности и популярности журналиста, получающего заказ на эту статью, а также от специфики материала. Изготовление компрометирующих статей, к примеру, стоит дороже стандартных агитационных). Может приглашаться специалист на должность редактора газеты и работать на ставку или сдельно (от 5 до 30 тыс. рублей за номер). Достаточно высокие цены и на работу других профессионалов — корректора и верстальщика: верстка стоит от 300 рублей за газетную полосу (с работой корректора — 500 рублей) до 1000 рублей (также с работой корректора).
 
Радость разносчика. По мнению экспертов «bc», распространение — одна из самых сложных частей процесса донесения до избирателя идей субъекта избирательного процесса. Даже сделанное на высоком уровне издание, имеющее на своих страницах интересную и актуальную информацию, может превратиться в макулатуру, если опоздает к потенциальному читателю на день-два, считают специалисты.
Основными методами распространения подобной продукции, считают политологи,  является разноска по почтовым ящикам, раздача с агитпостов и в форме компании «от двери к двери» (проводящаяся в форме опросов или сбора подписей поквартирная агитация высокой эффективности).
Самым простым в исполнении, но, по мнению экспертов «bc», наименее эффективным по конечному результату является работа с почтовыми ящиками. Среди достоинств методики — ее простота, что облегчает работу руководителей полевых сетей и штабов с агитаторами. Среди минусов — отсутствие интереса у большинства потенциальных читателей к содержимому своих почтовых ящиков во время предвыборных кампаний, что делает эту методику одной из самых малоэффективных.
При раздаче с агитпостов значительно больше изданий находят своего читателя, поэтому эта методика более эффективна. Но она требует более подготовленных агитаторов, способных поддержать разговор, убедить в правоте своей партии или кандидата, стоять на морозе. Следовательно, это более дорогие кадры для агитационной работы. В случае экономии на подготовке агитаторов эта форма работы превращается в бездумную раздачу, что резко снижает эффективность данной методики.
Самой сложной, но также и наиболее эффективной является работа по распространению печатной агитационной продукции в рамках кампании «от двери к двери». Сложности в данном случае велики из-за необходимости тщательной подготовки и дороговизны услуг агитаторов, невысокого темпа их работы
(в среднем 5–7 минут в каждой из квартир, в которую заходит агитатор). Практически это самый дорогостоящий и медленный метод работы, но его эффективность максимальна — почти каждый экземпляр из розданных прочитывается.
Различна и стоимость работы — от 50 копеек до 1 рубля за экземпляр при разноске по почтовым ящикам (аналогичная работа в районах индивидуальной застройки оценивается в 1 рубль за экземпляр). Также от одного рубля стоит разноска «от двери к двери» в самой простой форме — адресной доставки — без общения с жителями квартиры.
 
Справка «bc»
«Единая Россия» «рекламируется»  газетой «Пермский край» тиражом 1 миллион экземпляров. В то же время продолжает издаваться и собственно партийная газета «Единая Россия Прикамья»
Пермское краевое отделение КПРФ использует как свою предвыборную трибуну информационный бюллетень «Коммунист Западного Урала». Тираж издания   достигает 400 тыс. экземпляров.
Информационный бюллетень Пермского регионального отделения политической пар-тии «Союз правых сил» «Правое дело» имеет тираж 400–500 тыс. экземпляров.
Пермское региональное отделение политической партии «Родина» совместно с краевым отделением «Российской партии жизни» выпускает информационный бюллетень «Время честных». По объемам тиража это издание среди лидеров — 700 тыс. экземпляров.
Пермское региональное отделение «Российской партии пенсионеров» имеет печатный орган «Голос поколений». Тираж достигает 800 тыс. 
Суммарный тираж изданий кандидатов-одномандатников превышает, по оценкам экспертов «bc», полтора миллиона экземпляров в неделю.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний