Газета
 06 ноября 2006, 00:00   1230

Банк всегда прав

Банк всегда прав
У клиентки Пермского филиала «Славянского банка» с пластиковой карты пропала крупная сумма. Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, вернуть деньги практически невозможно.
Автор: Кирилл Перов
У клиентки Пермского филиала «Славянского банка» с пластиковой карты пропала крупная сумма. Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, вернуть деньги практически невозможно.

На прошлой неделе было вынесено решение суда по иску Евгении Репиной к АКБ «Славянский банк». Г-жа Репина просила взыскать с ответчика102 тыс. рублей «в счет возмещения убытков, причиненных вследствие незаконного списания денежных средств». По словам Геннадия Церковникова, адвоката г-жи Репиной, с 9 по 14 августа клиентка «Славянского банка» находилась на территории Франции, где в качестве одного из способов расчета пользовалась своей банковской картой «Виза классик». После того как истица вернулась в Россию, во Франции без ее ведома и согласия со счета была списана сумма в размере 2800 евро, утверждает адвокат. Банком установлено, что для снятия денежных средств использовался пин-код пластиковой карточки. С целью урегулирования конфликта г-жа Репина направила письмо в АКБ «Славянский банк» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и возвратить денежные средства. Банк свою вину в исчезновении денег отрицал, поскольку в банковской системе сбоя не происходило, средства были сняты путем введения личного идентификационного номера, который, согласно правилам банка, могла знать только клиентка. В итоге г-же Репиной была выплачена лишь часть требуемой суммы — комиссия в размере 1632,85 рубля за снятие денежных средств через банкомат. Поскольку конфликт не нашел мирного решения, клиентка подала в суд, но Ленинским районным судом в иске было отказано.
По словам экспертов «bc», случаи пропажи денег с карточек у пермяков в последнее время участились. И вопрос о том, кто должен отвечать за пропажу денег с пластиковых карт — банк, выдавший деньги, или клиент, нарушивший правила пользования карточкой, — очень актуален.
По статистике банков, деньги с пластиковых карт пропадают в двух случаях. К первой группе можно отнести эпизоды, когда деньги пропадают в супермаркетах. Для мирного разрешения подобных вопросов банк заключает с супермаркетом договор, по которому деньги, снятые в супермаркете без ведома держателя, возвращает пострадавшей стороне магазин.
Другое дело, если деньги были сняты в самом банке. Если списанные со счета средства не были получены клиентом, банк обязательно проверит исправность банкомата, через который происходил расчет, и в случае если это произошло из-за технической неисправности, деньги клиенту возвратят. Если же будет установлено, что транзакция происходила путем введения пин-кода, который априори может быть известен только владельцу карты, то банк полностью снимает с себя ответственность, поскольку персональный индентификационный код является аналогом личной подписи владельца карты. Из «Отзыва» пермского филиала «Малахит» «Славянского банка», направленного в Ленинский районный суд: «Если Держатель не принял мер к обеспечению сохранности в тайне пин-кода и он стал доступен посторонним лицам, Банк никакой ответственности не несет». Опыт показывает, что в большинстве подобных случаев денежные средства пропадают по вине пользователя. Банк предоставляет запись видеокамеры, если ею был оборудован банкомат, в результате, как правило, выясняется, что деньги снимали родственники или знакомые владельца карты, тогда все вопросы отпадают сами собой. Но есть 2 % эпизодов, когда мошенникам удается заполучить пин-код и снять деньги. Как пояснили «bc» в пресс-службе «Камабанка», «если деньги были сняты мошенниками с вводом пин-кода, это свидетельствует о том, что клиентом не соблюдались правила безопасности. Дело в том, что пин-код не известен никому, кроме клиента, узнать его можно только у самого держателя карты, например, подсмотреть во время выполнения им операции в банкомате. Но и после этого для совершения операции одного пин-код недостаточно, нужна и сама карта. Карта плюс пин-код — это очень надежная защита денег клиента». В неофициальных разговорах банкиры признают, что держатель карты не всегда виноват в том, что ее пин-код стал известен третьим лицам: мошенники могут установить муляж банкомата со встроенным считывающим устройством, такой банкомат денег никогда не выдаст, а все данные по карте, в том числе и пин-код, сохранит. Сделать поддельную карточку и воспользоваться ею мошенникам не составит труда, такой вид мошенничества особенно популярен в западных странах.
В этих случаях решение о том, возвращать ли списанную со счетов сумму, банк принимает по своему усмотрению, все зависит от того, насколько клиент дорог банку. По словам Ирины Грачевой, начальника отдела маркетинга и продвижения продуктов «Перминвестбанка», «если банки во всех подобных случаях будут выплачивать деньги, они тем самым спровоцируют вал мошенничества». Если же клиент не найдет с банком общего языка, то ему остается один путь — в суд. Но в суде истцу согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса придется доказать, что он не нарушал правила пользования карточкой. По мнению юристов и представителей банков, пожелавших остаться неизвестными, доказать, что карточка никому не передавалась, пин-код вслух не назывался, практически невозможно.
Адвокат Евгении Репиной и сама истица в ближайшее время собираются обратиться в областной суд, чтобы опротестовать принятое решение. АКБ «Славянский банк» свою позицию по данному вопросу комментировать отказался.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний