Газета
 06 ноября 2006, 00:00   958

«Наехали» на мэрию

«Наехали» на  мэрию
Пермские перевозчики продолжают противостояние с пермской мэрией. Борьба перешла в судебную плоскость, предлагаемые чиновниками пути выхода из кризиса предпринимателей не устраивают.
Пермские перевозчики продолжают противостояние с пермской мэрией. Борьба перешла в судебную плоскость, предлагаемые чиновниками пути выхода из кризиса предпринимателей не устраивают.

В ближайшее время противостояние пермской мэрии и предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками в краевом центре, достигнет своего пика. По мнению экспертов, дальнейшее развитие ситуации в отрасли во многом зависит от исхода двух громких судебных процессов, на которых столкнулись предприниматели и чиновники. В одном из них пермская мэрия пытается признать нелегитимным самовольный выход на линию частного перевозчика, решившего не согласовывать свои действия с муниципальным комитетом по транспорту. В другом перевозчики пытаются оспорить ряд постулатов главного городского документа, регулирующего сферу пассажирских перевозок, — положение об их организации. В случае если в результате разбирательств в выигрыше окажутся перевозчики, в отрасли могут произойти значительные изменения. Пока же происходящее сами предприниматели громко называют «транспортным кризисом», причиной возникновения которого в первую очередь стали убытки транспортных предприятий от бесплатного провоза по социальным проездным документам и недостаточный объем компенсаций выпадающих доходов. Признают наличие серьезных проблем в отрасли и в пермской мэрии. Однако пути их решения чиновники и предприниматели видят по-разному.
 
Победили все. На минувшей неделе Арбитражный суд Перм-ского края рассмотрел иск Управления государственного автодорожного надзора (транспортной инспекции) к ООО «Эдельвейс». Напомним, эта транспортная компания без согласования с мэрией открыла автобусный маршрут № 100 сообщением «Садовый — Парковый», на котором не действуют проездные документы, а плата за проезд соответствует официально установленному тарифу — шести рублям. Действия «Эдельвейса» вызвали крайне негативную реакцию со стороны большинства пермских перевозчиков и муниципального комитета по транспорту, который и обратился в автодорожный надзор с требованием приостановить лицензию ООО «Эдельвейс». Это ведомство собрало необходимый пакет документов и направило иск в суд. Однако арбитраж отказал в его удовлетворении, признав факт административного нарушения со стороны ООО «Эдельвейс», но ограничившись лишь назначением штрафа в 30 тыс. рублей. «Нас пытались привлечь к ответственности по двум эпизодам: за неточности в двух путевых листах и отсутствие согласования с органами местного самоуправления в паспорте маршрута, — заявил «bc» генеральный директор «Эдельвейса» Павел Ширев. — За что именно нам выписали штраф, я не знаю, так как мотивировочной части решения суда еще нет. В любом случае мы не согласны с решением суда и обжалуем его в вышестоящей инстанции».
Интересно, что и чиновники пермской мэрии, и руководители ООО «Эдельвейс» уверены, что победили в суде именно они. «Лицензия у нас сохранена, можно ездить», — заявил Павел Ширев. Удовлетворило судебное решение и председателя муниципального комитета по транспорту Олега Боровика. «Оно меня вполне устроило, ведь факт нарушения законодательства был установлен, причем не только в части незаконного открытия маршрута, но и в плане выполнения необходимых требований по текущей деятельности перевозчика». Несмотря на то что нарушения, допущенные «Эдельвейсом», по мнению суда, на отзыв лицензии не тянут, г-н Боровик уверен, что в течение недели вопрос будет разрешен в пользу его ведомства. «Суд обязал «Эдельвейс» до 15 ноября устранить указанные нарушения, ведь паспорт маршрута нужно согласовать с комитетом по транспорту, но сделать этого они, естественно, не смогут. Этого будет достаточно для того, чтобы транспортная инспекция приостановила действие их лицензии, а суд впоследствии отменил ее», — прогнозирует Олег Боровик. Павел Ширев, впрочем, в будущее смотрит с оптимизмом и выражает уверенность, что этот сценарий не реализуется.
Так или иначе, но неоднозначное решение суда уже вызвало реакцию некоторых пермских перевозчиков, которые заявили о своей готовности пойти по пути «Эдельвейса». Один из предпринимателей, попросивший не указывать его имени, признался, что такие планы у его организации действительно есть. Правда, в отличие от ООО «Эдельвейс», этот предприниматель не планирует открывать новый маршрут, напротив, он намерен восстановить ряд старых маршрутов (которые существовали до утверждения в краевом центре новой маршрутной сети), поскольку у перевозчика сохранились их паспорта. Социальные проездные на этих маршрутах действовать также не будут. «Насколько я знаю, по этому пути намерены пойти и другие перевозчики, не исключено, что это будет массовая акция», — говорит собеседник газеты.
Руководитель крупнейшего в Перми объединения перевозчиков, НП «Автоликон», Игорь Сасунов считает, что если мэрия не сможет разобраться с «нелегалами», их деятельность ввергнет транспортную отрасль Перми в хаос. «Факт нарушения признан, но «Эдельвейс» и дальше будет ездить, собирая сливки и перекладывая всю льготную нагрузку на других перевозчиков, — заявил «bc» Игорь Сасунов. — Что ж, надо сказать Павлу Ширеву спасибо. Он воспользовался произволом комитета по транспорту, и сейчас, по-видимому, по его пути пойдут и другие перевозчики, что породит хаос в сфере пассажирских перевозок». Г-н Сасунов, впрочем, не исключил, что и перевозчики, входящие в НП «Автоликон», тоже могут реализовать сценарий, аналогичный действиям «Эдельвейса». «Соберемся и решим, как действовать. Без внимания этот во-прос точно не оставим», —  говорит Игорь Сасунов.
 
Постановление под сомнением. Еще одно судебное разбирательство, касающееся сферы пассажирских перевозок, инициировано ООО «Автоликон-Экс-пресс» (не имеет отношения к
НП «Автоликон»), посчитавшим, что ряд аспектов принятого депутатами Пермской городской думы «Положения об организации пассажирских перевозок в Перми» противоречит законам. Первое судебное заседание по этому делу состоится 20 ноября. Между тем предстоящее разбирательство уже вызвало серьезный резонанс. Так, в областной транспортной инспекции «bc» сообщили, что во многом от исхода этого дела будет зависеть позиция ведомства по ряду важных вопросов в сфере пассажирских перевозок Перми. По данным «bc», от того, как будет решен этот вопрос в суде, зависит, в том числе, и будущее ООО «Эдельвейс», по отношению к которому автодорожный надзор пока настроен достаточно благожелательно. Подогревает интерес к делу по данному иску и появившаяся информация, что им заинтересовались и объявили о намерении приехать в Пермь чиновники из Федеральной антимонопольной службы России.
Руководитель ООО «Автоликон-Экспресс» Алексей Вохмянин отказался пояснить суть своего иска, решив не давать каких-либо комментариев до заседания суда. Однако, как сообщил «bc» Олег Боровик, истец, в частности, пытается оспорить порядок тарифного регулирования и открытия маршрутов пассажирского транспорта. По данным «bc», больше всего перевозчиков не устраивает прописанный в документе конкурсный порядок распределения автобусов по маршрутам. Впрочем,
г-н Боровик весьма скептически оценивает шансы ООО на успех в суде. «Не думаю, что представители Фемиды встанут на сторону отдельно взятого перевозчика в ущерб населению Перми», — полагает руководитель муниципального комитета по транспорту.
Так или иначе, но в любом случае в суде будет создан прецедент, который наверняка повлияет на дальнейшие действия перевозчиков и их отношения с пермской мэрией.
 
Разные подходы. Перевозчики не скрывают, что действовать вразрез с комитетом по транспорту их вынуждают два главных фактора: недостаточный объем компенсации убытков и несправедливое, по их мнению, распределение объема работ между перевозчиками. (По данным «bc», перевозчики, сдавшие свои автобусы в аренду ООО «Эдельвейс», пошли на этот шаг именно по той причине, что объемы их перевозок после принятия новой маршрутной сети значительно снизились.)  
Как сообщил «bc» Олег Боровик, в 2006 году перевозчикам из городского бюджета было выплачено 310 млн рублей компенсаций, кредиторская задолженность — 57 млн. Тем не менее перевозчики выражают крайнее недовольство подходами, которые использует мэрия при выплате и распределении компенсаций. «Нам должны платить за каждого перевезенного льготника, но этого нет и в помине», — говорит Игорь Сасунов. Другой перевозчик выражает недовольство принципами распределения дотаций между перевозчиками. «Комитет по транспорту распределяет компенсации по понятной только чиновникам методике, которая для предпринимателей является большой тайной. Иначе как объяснить, что перевозчики, обслуживающие один из наиболее выгодных маршрутов, № 14, получают приличные компенсации, а  работающие на рейсах, где выручка гораздо ниже, практически ничего не имеют?» — возмущается предприниматель.
Топ-чиновники пермской мэрии объявляют о намерении решить наиболее актуальные проблемы отрасли уже в начале следующего года. Так, предполагается, что в ближайшее время распределение объема перевозок будет вестись по понятной и прозрачной, по мнению чиновников, процедуре конкурса. В пермской мэрии намерены справиться и с убытками пермских перевозчиков. «Для нас важно создать механизм самоокупаемости этой отрасли, — заявил в интервью «bc» глава администрации Перми Аркадий Кац, — достичь этого можно разными способами: повышением тарифа, изменением маршрутной сети (за счет уменьшения числа маршрутов) или сокращением числа автобусов». В мэрии уже заявляли, что из всех перечисленных вариантов склоняются к тарифному росту. Впрочем, перевозчики намерения пермских чиновников оценивают по-разному. Игорь Сасунов считает, что рост тарифа действительно необходим, поскольку из-за недостаточных объемов выручки предприниматели терпят убытки и не могут обеспечить безопасность перевозок. Другого мнения придерживаются Павел Ширев и предприниматель, пожелавший не называть своего имени. «В увеличении тарифа нет необходимости, можно получать нормальный доход и при тарифе в шесть рублей, —  считает он. — Нерационально и ограничивать число автобусов и маршрутов, ведь есть спрос населения, должно быть и соответствующее предложение. Мы хотим только одного — отмены бесплатного проезда по социальным проездным. Тогда и компенсаций никаких из бюджета платить не надо, и экономика отрасли придет в нормальное состояние».
Поделиться:
Все новости компаний