Газета
 06 ноября 2006, 00:00   1208

Северный цветок

Киносалон «Премьер» открыл пермякам финский кинематограф.
Киносалон «Премьер» открыл пермякам финский кинематограф.

В киносалоне «Премьер» с 27 октября по 9 ноября прошла Неделя финского фильма. Эта совместная акция «Пермской синематеки» и Посольства Финляндии в России, своего рода преддверие Фестиваля финского кино. Последний пройдет в Перми в январе 2007 года при участии советника по культуре Посольства Финляндии в Москве госпожи Черстин Кронвалл.
Самый любопытный фильм Недели «Моя лучшая мама» (режиссер Клаус Хярё) интересен как с художественной, так и с национальной точки зрения, поскольку российский зритель вряд ли избалован финским кино.
Название фильма «Моя лучшая мама» парадоксально: как известно, родителей и родину не выбирают. Кроме того, такое название не в традициях задумчивой и флегматичной Финляндии, но тем интереснее.
Основной сюжет психологической драмы «Моя лучшая мама» приходится на годы Второй мировой войны. Но в фильме нет ни одной батальной сцены, более того, это взгляд «с той стороны», с позиции тех, кого победили. Впрочем, это не главное. В фокусе внимания — девятилетний мальчик Ээро, вынужденный покинуть родной дом и жить в шведской семье. Как известно, в годы войны нейтральные Дания, Швеция и Норвегия приняли более 70 тысяч детей из воюющих стран. Фильм «Моя лучшая мама» рассказывает о судьбе только одного такого ребенка.
Ээро прибывает в совершенно чужую страну, где все кажется ему непонятным и даже агрессивным: природа, язык, люди, а главное — его приемная мать. Она трет ему руки грубой щеткой: «Нельзя ходить в школу с такими руками». Она селит его на кухне, хотя в доме пустует детская. Она заставляет Ээро учиться, но мальчика, привыкшего к бомбежкам, остальные дети только высмеивают. Невозможно поверить, что именно эта женщина, кажущаяся такой бездушной и черствой, станет для Ээро мамой, лучше той, которая его родила.
«Мама Син», как потом назовет ее Ээро, — женщина трудной судьбы. Она винит себя в трагической гибели шестилетней дочери. Она ждет, что комитет по защите детей пришлет им с мужем из Финляндии девочку, которая заменит ей дочь. В шкафу своего часа ждет новое желтое платье для приемной дочери, но приезжает... мальчик Ээро. Син предстоит пройти долгий и тяжелый путь от неприязни и обманутого ожидания до искренней любви и расставания с нареченным сыном. Казалось, все уже было: подаренный от чистого сердца велосипед, семейная фотография на память, пикник на берегу моря... Но Ээро, наконец-то почувствовавшему себя любимым, приходится вернуться в Финляндию: его родная мать, слезно просившая приемных родителей приютить Ээро навсегда, передумала.
Родная мать героя Кирсти — натура противоречивая. Она и в старости не теряет легкомыслия и некоторого кокетства. Ее позиция больше женская, чем материнская: устраивая свое личное счастье, она на какое-то время забывает о сыне. Для «лучшей мамы» Син, пережившей потерю двух детей — родной дочери и приемного сына, это просто невозможно. «Неужели ее можно простить и снова назвать мамой?» — в отчаянии кричит она перед расставанием с Ээро.
«Моя лучшая мама» — фильм-воспоминание, фильм-покаяние и фильм-благодарность. Тема биологического и истинного материнства, тема самого близкого и родного человеку в этом фильме решается очень по-фински. Сравнить этот подход можно только с неяркой красотой северных цветов: нет особого блеска и изыска, но хочется задержаться взглядом, всмотреться. А потом незаметно втянуться и поразиться суровой и трогательной красоте.
Поделиться:
Все новости компаний