Газета
 30 октября 2006, 00:00   958

Бледный вид

Бледный вид
Отрасль перевозок, как пассажирских, так и грузовых, в Пермском крае не блещет стабильностью. Финансовое состояние перевозчиков также неустойчиво.
Отрасль перевозок, как пассажирских, так и грузовых, в Пермском крае не блещет стабильностью. Финансовое состояние перевозчиков также неустойчиво.

Транспортная отрасль входит в систему инфраструктурных отраслей экономики, создающих необходимые внешние условия для развития бизнеса. Однако нельзя не признать, что в современной России состояние инфраструктуры, в том числе транспортной, скорее препятствует дальнейшему развитию экономики, чем благоприятствует ему. Все сказанное относится и к Пермскому краю. Оба сегмента транспортной инфраструктуры нашего региона — пассажирские и грузовые перевозки — сегодня нельзя назвать не только достаточно развитыми, но и просто стабильными.
 
Грузы. Ежегодно организации Пермского края осуществляют перевозку 50–58 млн тонн грузов. Несмотря на то что для показателя грузооборота характерна незначительная тенденция к росту, его динамика неравномерна, и за успешным годом зачастую следует период обратного движения. Например, в течение 2005 года произошло сокращение объема перевезенных грузов на 12 %, тогда как по итогам предшествовавшего ему 2004 года был зафиксирован максимальный с середины 90-х годов результат. Впрочем, текущий год в значительной мере исправит ситуацию: по итогам января-августа темпы прироста грузооборота в Пермском крае составили 10,3 % к соответствующему периоду прошлого года, и, учитывая фактор сезонности, до конца декабря этот показатель, скорее, увеличится, чем пойдет на спад.
И все-таки на фоне общероссийских показателей сфера грузоперевозок Прикамья выглядит бледно. Для страны в целом характерен пусть не очень значительный, но уверенный ежегодный рост, который за период 2000–2005 годов вылился в увеличение объема грузоперевозок почти на 20 %.
Перевозка основного объема грузов в Пермском крае, как и по всей России, осуществляется железнодорожным транспортом. Если конкретнее, именно железная дорога обеспечивает перемещение двух третей всех грузов, так что значение этого вида транспорта для экономики региона переоценить трудно. Кроме того, перевозки на дальние расстояния также в основном осуществляются железнодорожным транспортом.
Следом за ним, но на значительной дистанции, следует автомобильный транспорт. С его помощью в Прикамье производится перевозка порядка трети грузов. Оставшиеся считанные проценты приходятся на воздушный и внутренний водный транспорт.
Объем грузов, перевозимых отдельными видами транспорта, нестабилен и подвержен колебаниям. Наиболее волатильны грузоперевозки внутренним водным транспортом, в 2005–2006 годах положительный импульс получили до сих пор стабильные объемы использования воздушного транспорта. Впрочем, ввиду незначительности абсолютных показателей этих двух видов транспорта их динамика не сказывается на состоянии транспортного сектора Прикамья. А вот динамика автомобильных перевозок на фоне практически стабильных объемов железнодорожных перевозок практически полностью определяет колебания рынка.
 
Пассажиры. Сектор пассажирских перевозок Пермского края выглядит куда более удручающе. Только за период 2000–2005 годов ежегодное количество пассажиров, перевозимых транспортными организациями Прикамья, сократилось в 3,5 раза — до 223 млн человек.
Достаточно сильное сокращение перевозок происходит в сфере городского транспорта. Количество пассажиров, перевозимых троллейбусами и трамваями, сократилось по сравнению с 2000 годом более чем в два раза. В этих условиях для сохранения степени загрузки транспортного парка пришлось сократить количество выполняемых ими маршрутов.
Однако на особенно крутом пике находится сектор автобусных перевозок (по всем направлениям): даже с учетом активно растущего сегмента частных перевозок их объем неуклонно сокращается из года в год. А количество пассажиров, перевозимых муниципальными автобусами, за период 2000–2005 годов сократилось в пять раз. В итоге рыночная доля автобусного транспорта в секторе пассажирских перевозок региона снизилась на треть — с 67 % до46 %.
Единственным видом пассажирского транспорта, показавшим в течение этих лет положительную динамику, стал воздушный: он увеличил пассажиропоток почти в два раза. Однако доля авиации в общем объеме перевозок столь ничтожна (0,2 %), что ее успехи не в состоянии хоть как-нибудь повлиять на негативную рыночную тенденцию, а тем более скорректировать ее.
Впрочем, текущий год обещает, наконец, стабилизировать рынок. Общее количество пассажиров по итогам января-августа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось лишь на 5,5 %. Тем не менее, большинство видов пассажирского транспорта по-прежнему находится в состоянии стагнации.
 
Дороги. Одной из причин негативной динамики рынка является рост стоимости пассажирских и грузовых перевозок. С начала 2000 года цены этой группы услуг увеличились в 3,8 и 2,4 раза соответственно. Параллельно существует и другая тенденция — рост количества автомобилей, находящихся в собственности населения, причем по ряду причин с каждым годом этот процесс только ускоряется. Несмотря на то что первая тенденция сама по себе снижает мобильность населения, а вторая увеличивает, обе они способствуют сжатию рынка пассажирских перевозок, которое мы наблюдаем сегодня.
Несмотря на постоянный (и очень активный) рост тарифов на грузовые и особенно пассажирские перевозки, финансовое состояние отрасли остается нестабильным. При этом количество прибыльных и убыточных организаций в транспортном секторе примерно равно.
Кроме того, развитие транспортной отрасли — и грузового, и пассажирского сегментов — сдерживает недостаток дорог: их протяженность в последние годы практически не увеличивается.
Очевидно, сам по себе этот клубок проблем не распутается, и вопрос развития транспортной инфраструктуры действительно стоит очень остро. Не случайно и Президент России уделил ему особое внимание в ходе недавней «прямой линии». В частности, Владимир Путин признал, что ограничения инфраструктурного характера становятся фактором, существенно сдерживающим экономический рост в стране, и отметил, что российские власти будут уделять этому все больше внимания. Президент пообещал, что расходы федерального бюджета на дорожное строительство в 2007 году будут увеличены вдвое — до 200 млрд рублей.
Одновременно Президент РФ назвал географические направления, в которых развитие транспортных коридоров будет осуществляться в первую очередь, однако все они расположены далеко от Прикамья. А жаль, ведь, несмотря на отдельные позитивные тенденции транспортной отрасли нашего региона и усилия мэрии и краевой администрации, надеяться на скорое разрешение транспортных проблем не приходится.
 
Бледный вид
Бледный вид
Бледный вид
Поделиться:
Все новости компаний