Газета
 30 октября 2006, 00:00   864

Принципиальные вопросы

Принципиальные вопросы
Аркадий Кац – об источниках покрытия дефицита бюджета, задачах-минимум и -максимум и управлении издержками.
Аркадий Кац – об источниках покрытия дефицита бюджета, задачах-минимум и -максимум и управлении издержками.

Аркадий Борисович, как Вы оцениваете проект бюджета Перми на 2007 год, который только что принят в первом чтении городской думой? Глава города Игорь Шубин в интервью нашей газете говорил, что «пока не до конца понятны источники покрытия дефицита, и это вызывает беспокойство». Какими Вы видите эти источники?
— На самом деле источников возмещения дефицита нет, поэтому для покрытия кассовых разрывов будем обращаться к банковским кредитам. Но это, конечно, временное решение, ведь кредиты необходимо гасить. Сегодня очевидно, что структура доходов и расходов города не сбалансирована в 2006 году, не решена проблема и в следующем. Причем изначально дефицит был больше, но администрация предложила ряд мер, которые, по нашему мнению, могут уменьшить дисбаланс. Это жесткий подход к формированию расходной части, прежде всего мы выходим на безубыточность городского транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, пока отказываемся от дополнительного финансирования учреждений дополнительного образования.
В доходной части есть два основных направления. Первое — очень жесткий план по приватизации муниципального имущества на общую сумму в 531 миллион рублей. Эта задача очень серьезная, требующая высочайшей организации работы. Второе — принципиально новые и достаточно жесткие рыночные подходы к порядку сдачи в аренду муниципальной собственности. Мы предполагаем в два раза увеличить доходы по этой статье. В частности, речь идет  о комплексе мероприятий по пересмотру базовой ставки арендной платы, отмене разного рода понижающих коэффициентов, о переходе от определения цены по особой методике к формированию цены по аукционному принципу. Это целый перечень содержательных и системных мероприятий.
 
Возможно ли было не доводить дефицит до 1 миллиарда рублей, все-таки цифра из разряда психологических?
— Дефицит составляет 725 миллионов. Дело в том, что доходы от продажи земельных участков всегда относятся к источникам погашения задолженности, так положено по закону. В проекте бюджета эти доходы составляют 280 миллионов рублей. Поэтому, вычтя сумму из общего дефицита в 1 миллиард 25 миллионов рублей, мы и получаем реальный дефицит в 725 миллионов рублей. В прошлом году он составлял 670 миллионов, то есть в 2007 году дефицит вырастет на уровень дефлятора. Получается, что, несмотря на реализацию в Перми национальных проектов, сопровождаемую дополнительными значительными расходами, нам удалось удержать дефицит бюджета. Хотя сократить его все-таки не получилось, решением этой проблемы мы будем заниматься в течение года.
 
2008-й финансовый год также пройдет с дефицитом бюджета? Можно говорить, что пока для Перми — это данность?
— Данность, с которой надо работать. Задача-минимум — среднесрочный бюджет (на 2008–2009 годы) свести к бездефицитному. Задача-максимум — в процессе исполнения бюджета выйти на бездефицитные параметры уже в 2007 году. Посмотрите, по итогам 2006 года дефицит составит 670 миллионов рублей, если по итогам 2007 года он составит еще 720 миллионов, то общая сумма вырастет уже до 1,4 миллиарда рублей. Это почти 20 % доходов городского бюджета. Цифра очень большая. Паниковать мы, безусловно, не собираемся, поскольку знаем, в каком направлении работать, но откровенно говорим, что бюджет очень непростой.
 
Резервы для борьбы с дефицитом кроются в приватизации имущества?
— Нет. Тот план, который предлагается на 2007 год, очень жесткий, чтобы справиться, придется приложить немало усилий. Резервы я вижу в нескольких направлениях. Во-первых, это увеличение собираемости земельного налога. Прогресса можно добиться за счет улучшения качества администрирования. Земельный налог новый, при его сборе возникают трудности, здесь задействованы сразу несколько властных и фискальных структур, надо учиться собирать этот налог. Также речь идет об изменении кадастровой стоимости земли. Сейчас идет переоценка земли, прогноз переоценки представлен на согласование в службы городской администрации. Мы его внимательно изучаем, но уже ясно, что произойдет рост кадастровой стоимости земли. Давайте говорить откровенно: кадастровая  стоимость земель пока далека от рыночной.
Во-вторых, в администрации сейчас очень внимательно изучается перечень земельных площадок, которые будут готовиться и выставляться на аукционы в 2007 году. Под ту цифру, которая заложена в бюджет, должен быть четкий пообъектный список, и сейчас мы оцениваем все резервы, думаем, как ускорить процесс формирования и вывода на рынок земельных участков. Это предельно важно и для решения задач строительства, и для бюджета.
Третье направление касается реализации на территории Перми региональных проектов по схеме «40-42-18». Есть направления, которые мы полностью профинансировали из бюджета города, и будем решать вопрос с краевым бюджетом по компенсации этих расходов до определенного уровня. Соответственно появятся свободные деньги, которые мы сможем направить на решение других задач.
Это направления работы в краткосрочной перспективе, но есть серьезнейшие задачи в среднесрочной перспективе, проекты, которые за один год результата не дадут. Они связаны как с увеличением доходной базы, так и с повышением эффективности расходования бюджетных средств.
Например, сейчас мы говорим о необходимости создания в системе управления городом структурной единицы, перед которой будут ставиться задачи по экономическому развитию города. Длительное время в Перми системно эти вопросы не решались. Сейчас пришла пора заниматься наращиванием экономического потенциала в городе. Необходимо дать ответ, какие шаги мы должны сделать, чтобы помочь развитию предпринимательства, промышленности, привлечению инвестиций, росту налогооблагаемой базы. Сейчас в структуре мэрии предполагается создание соответствующего департамента, который будет этими вопросами заниматься.
Следующий блок задач связан с повышением эффективности расходования бюджетных средств. Здесь масса проектов уже стартовала. Например, это принятая думой концепция реформирования здравоохранения, предусматривающая конкурсные принципы размещения заказа, создание конкурентной среды, систем одноканального финансирования и так далее. Мы должны научиться управлять издержками. Сегодня бюджет Перми дефицитен, однако по сравнению с другими городами, близкими Перми по уровню развития, мы имеем наивысшую обеспеченность на душу населения. То есть очевидно, что надо более эффективно тратить деньги: анализировать ситуацию и экономить.
На общественных слушаниях по бюджету один из выступавших говорил о том, что у проектов бюджета нет генеральной линии, отдельные расходные и доходные статьи могут год от года меняться в разы. Вы согласны с таким мнением?
— Очень долгое время вся страна жила по принципу затыкания дыр, от бюджета до бюджета, ведь правила игры меняются постоянно, принимаются концептуальные законы, меняется набор функций и полномочий. Тем не менее, несмотря на неопределенность, нам надо жить не от заката до рассвета, а видеть перспективу. И наш бюджет на три года — это серьезный прорыв. Какой бы он ни был кривенький, хроменький, все равно — это план. Да, пока не все гладко, нет четкой стратегии, но есть принципиальные и важные вещи. Мы серьезно расставляем акценты по отраслям городского хозяйства, например, говорим, что видим транспорт, ЖКХ безубыточными сферами. Потребитель должен платить столько, сколько он должен платить, но наша социальная политика предусматривает механизм компенсации. Именно в вопросах определения стратегии сделаны серьезные подвижки. Возможно, пока они не стали знаковыми для бизнеса, но это лишь вопрос времени, потому что ситуация очень серьезно меняется.
Поделиться:
Все новости компаний