Газета
 30 октября 2006, 00:00   1921

Фаза роста

Фаза роста
Пищевая промышленность региона демонстрирует увеличение объемов производства и инвестиционной активности. Риски связаны с неравномерностью роста и маркетинговой политикой предприятий.
Автор: Кирилл Перов
Пищевая промышленность региона демонстрирует увеличение объемов производства и инвестиционной активности. Риски связаны с неравномерностью роста и маркетинговой политикой предприятий.

В структуре промышленного производства Пермского края пищевая промышленность занимает очень скромное место. Эта отрасль в денежном выражении обеспечивает лишь 3,5 % всего регионального производства, на нее приходится только 2 % от общего числа занятых в регионе. Несмотря на столь скромные показатели, пищевая промышленность является неотъемлемой частью экономики Прикамья, имеющей свои особенности и собственный тренд развития, более того – радующей инвестиционной активностью. В ближайшее время на местный пищепром будет работать еще и административный ресурс – в правительстве Пермского края создается Министерство торговли, с миссией продвижения местных товаров на внешних и внутренних рынках.
 
Цифры вверх.  Пищевая промышленность относится к группе отраслей конечного потребления, и поэтому ее благополучие напрямую зависит от уровня жизни населения: с ростом зарплат сначала увеличивается количество приобретаемых продуктов питания, затем их качество и, соответственно, стоимость. Конечно, после удовлетворения минимального уровня потребностей население склонно смещать акцент на продукты импортного производства, зачастую превосходящие российские аналоги по качеству и, что иногда более важно, ассортименту. Кроме того, конкуренцию местным производителям составляет и продукция, ввозимая из других регионов России. В результате региональные предприятия могут рассчитывать лишь на ограниченную долю «дополнительных» расходов.
Тем не менее именно повышение уровня жизни населения Пермского края в 2000–2003 годах сделало возможным динамичное развитие пищевой промышленности региона. В течение этого периода объем выпуска продуктов питания в регионе был увеличен на 22 % в товарной массе. Затем, под действием замедления темпов роста реальных располагаемых доходов населения, происшедшего в 2004 году, пищевая промышленность сократила выпуск продукции на 4,5 %.
Однако начиная с 2005 года, вслед за ускорившимся ростом доходов населения, тренд развития отрасли вновь сменился на положительный, несмотря на то что в промышленном секторе региона в целом в это же время наметилась обратная тенденция.
Уже в 2005 году темпы увеличения производства пищевой промышленности Прикамья в реальном выражении (за вычетом инфляции) составили 6 %, однако, несмотря на начавшееся оживление отрасли, объем выпуска отдельных видов продукции в прошлом году все еще продолжал сокращаться.
В текущем году, как свидетельствует официальная статистика, подъем в отрасли не только продолжился, но и стал более активным. За первые восемь месяцев этого года выпуск продукции пищевой промышленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в реальном выражении увеличился на 14,1 %. При этом производство отдельных видов продукции выросло еще сильнее. Особенно это касается сектора переработки и консервирования морепродуктов: товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, было произведено в полтора раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Рост по отдельным позициям был еще выше: например, выпуск сельди всех видов обработки был увеличен более чем в 2,4 раза. Производство муки увеличено на 8,3 %, кондитерских изделий — на 15,2 %.
При этом улучшились финансовые показатели предприятий отрасли. Объем совокупной чистой прибыли по итогам 2006 года увеличился на 12 %, а за первое полугодие 2006 года — в
5,4 раза. Впрочем, среднеотраслевая рентабельность хоть и превысила показатели предыдущих лет, осталась невысокой и составила 6 %.
Еще одним позитивным моментом в развитии пищевой промышленности Прикамья в 2005–2006 годах стало усиление инвестиционной активности. По итогам прошлого года объем вложений в основной капитал в отрасли был увеличен на 34 %, до 1,1 млрд рублей, что является максимальным показателем за весь постсоветский период. Несмотря на последовавшее в первом полугодии 2006 года снижение объема инвестиций, отрасль заняла второе место после химической промышленности по показателю удельных (в расчете на рубль произведенной продукции) инвестиций в основной капитал. Одновременно вложения иностранных инвесторов в пищевую промышленность Пермского края только за январь-июнь 2006 года увеличились в 2,3 раза — до 1,3 млн долларов, уже сейчас превысив показатель всего прошлого года.
 
Жесткая конкуренция. Пищевая промышленность Пермского края является достаточно диверсифицированной. Она осуществляет выпуск мясной, рыбной, молочной продукции, а также маргариновых, хлебных и прочих товаров. Однако основными видами продукции (в объемном выражении) являются цельномолочная продукция, мука и хлебопродукты. Несмотря на то что эти продукты заведомо являются востребованными, объемы их производства не отличаются стабильностью. В частности, за период с 2000 года производство хлеба и хлебобулочных изделий в Пермском крае снизилось почти на 20 %. Выпуск муки, также значительно снизившись, в последние два года отчасти восстановился до уровня 2003 года. Производство цельномолочной продукции сегодня стабилизировалось после фазы роста, пришедшейся на 2000–2004 годы.
Однако в целом пищевая промышленность Прикамья занимает достаточно слабую позицию. Безусловно, конкурентным преимуществом местных производителей является географическая близость к потребителям, крайне важная для сбыта ряда товарных позиций ежедневного потребления. Благодаря этому преимуществу региональным производителям почти гарантирована определенная доля в потребительской корзине жителей Пермского края. Зато выпуск продуктов питания, близость к потребителю для которых не является столь важной, имеет даже в последние, стабильные, годы ярко выраженную негативную динамику. Такова судьба жирных сыров, маргариновой продукции, кондитерских и макаронных изделий, а также безалкогольных напитков, производство которых в Пермском крае снижено в разы.
Конкурентная борьба на рынке пищевых продуктов, особенно в рамках отдельных его сегментов, вообще является достаточно жесткой. Это связано в первую очередь с невысокими барьерами входа на него. Производство пищевых продуктов легко масштабируемо, к тому же имеет относительно невысокую капиталоемкость. Соответственно, для отрасли, особенно некоторых ее сегментов, характерна низкая концентрация производства.
 
Всплеск и риски. Сегодня пищевая промышленность переживает фазу роста. Однако делать прогнозы относительно ее продолжительности пока рано, поскольку есть несколько факторов, свидетельствующих о нестабильности ситуации.
Во-первых, позитивный тренд развития отрасли пока не устоялся: темпы роста производства остаются неравномерными. Кроме того, темпы роста цен производителей остаются ниже общего уровня инфляции, а это говорит о недостаточном спросе на продукцию. В этих условиях трудно предположить, что существующий потенциал роста выпуска (невысокий уровень использования производственных мощностей) будет востребован в обозримом будущем. К тому же инвестиционный всплеск 2005 года закончился, и отрасли не удалось сохранить объем вложений в основной капитал даже на постоянном уровне. Немалое значение имеет и перманентная стагнация сельского хозяйства края — поставщика сырья для пищевой промышленности.
Конечно, у производителей товаров ежедневного потребления (хлеба, молока, продуктов зернопереработки) всегда остается почти гарантированный объем сбыта. Соответственно, эти сегменты рынка являются наименее рискованными. К группе низкого риска можно отнести также и предприятия, входящие в состав федеральных или международных холдингов — их производственные и сбытовые риски могут быть перераспределены управляющей компанией. А вот всех остальных, вполне вероятно, в будущем ждут потери из-за все усиливающейся конкуренции на рынке.
Однако и производителям продукции ежедневного потребления также необходимо учитывать существующие риски. В частности, они могут спать спокойно только при условии хорошо поставленной ассортиментной политики. Ведь их продукция относится к числу товаров первой необходимости, а значит, на соответствующих рынках быстрее других наступает насыщение, особенно с учетом постоянно сокращающейся численности населения Пермского края.
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Ситуацию в хлебной отрасли комментируют:
Денис Успенский, менеджер по маркетингу «Хлебокомбината № 2», и Галина Маркова, начальник планово-экономического отдела.
 
Денис Успенский
С 2000 года пищевая промышленность региона стабильно наращивает объемы производства и улучшает свои показатели. Аналитики связывают это с ростом доходов потребителей. Отмечаются ли подобные тенденции на вашем предприятии?
— Хлебную отрасль нужно рассматривать отдельно от остальной пищевой промышленности. Например, мясная, молочная отрасли растут именно в связи с тем, что повышается уровень жизни населения и увеличивается потребление. Но хлеб — это социальный продукт. И в хлебопечении наблюдается противоположная тенденция: чем выше уровень жизни, тем ниже уровень потребления хлеба, особенно дешевых сортов. Производственные показатели в отрасли за последние три года падают на 3-4 % в год. Однако это нехарактерно для  «Хлебокомбината № 2». Мы наращиваем производство на 2-3 % в год за счет активного завоевания рынка. Товарооборот предприятия за последние два с половиной года увеличился на 80 %. Причем это не связано с ростом цен на хлеб или высокой стоимостью продуктов. Средняя цена в крае достаточно низкая по сравнению с соседними регионами. Например, у нас формовой хлеб стоит в среднем 9 рублей, а в Екатеринбурге — 12 рублей. Рост показателей на «Хлебокомбинате № 2» обусловлен тем, что потребителю предлагается качественный, вкусный продукт. Мы вводим новые сорта хлеба и других изделий, модернизируем производство.
 
Какой сегмент рынка — дорогая, средняя или дешевая продукция — выглядит сегодня наиболее привлекательным?
— Поскольку увеличивается уровень доходов населения, люди отказываются в первую очередь от дешевых сортов хлеба. Их потребление будет и дальше снижаться. Но вместе с тем стали востребованными качественные и, как правило, дорогие изделия, в том числе кондитерская продукция. Именно на этот сегмент мы ориентируемся. Сегодня потребитель нуждается в широком ассортименте качественных продуктов. В хлебной отрасли сложно провести четкую градацию дешевой, средней и дорогой продукции. Ведь цена определяется не только качеством, но и весом продукта. Тем не менее, можно отметить, что потребитель готов к тому, чтобы покупать большие изделия стоимостью до 20 рублей, и маленькие (до 300 граммов) по 10-12 рублей. Однако люди потратят такие суммы, если продукция будет соответствовать их ожиданиям, которые сейчас высоки. Удовлетворять требования покупателей все сложнее. Прежде всего необходимо поддерживать качество хлебобулочных изделий, иначе потребитель найдет товар-заменитель. Раньше считалось, что у хлеба заменителей не существует. Но сегодняшняя практика показывает, что люди могут просто отказаться от хлеба в пользу других продуктов, если хлебобулочные изделия не будут соответствовать их запросам. Утверждение о том, что хлеб — это товар, неэластичный по цене, сегодня не соответствует действительности. Если просто поднимать цену на хлеб, не улучшая его характеристик, то люди перестанут его покупать. Этот продукт перестал быть обязательной составляющей потребительской корзины. Таким образом, перспективен и привлекателен сегмент качественной продукции. Ее производство требует больших затрат, что сказывается на увеличении стоимости.
  
Насколько остра сегодня конкуренция с иногородними производителями? Как делится рынок между иногородними и местными заводами и пекарнями?
— В крае практически нет производителей из других регионов. Но это обусловлено спецификой отрасли и продукции. Хлебные изделия — скоропортящийся товар. Поэтому заводы и пекарни работают с потребителями, проживающими в радиусе не более 300 километров от предприятия. Если транспортировать товар на более дальние расстояния, то страдает качество. Производители из Екатеринбурга или Казани, например, не заходят в Пермский  регион просто потому, что это невыгодно. Тем не менее, конкуренция существует между заводами и пекарнями краевого центра и Пермского района. Причем борьба идет не только по цене и качеству, но и по доставке, отлаженным логистическим схемам. У нас развита система логистики, и мы продолжаем ее совершенствовать. Она позволяет завоевывать существенную долю хлебного рынка в городах края.  Например, в Чайковском «Хлебокомбинату № 2» принадлежит около 50 % рынка. Однако в области мы с местными производителями занимаем разные ниши, и конкуренции как таковой нет. Наше предприятие ориентируется на сегмент дорогой и качественной продукции и потребителей со средним и высоким уровнем доходов. Производители из области не могут зайти на рынок Перми, поскольку им сложно соперничать с нами по качеству, ассортименту, упаковке.
 
Галина Маркова
Позитивным моментом в развитии пищевой промышленности Прикамья в 2005-2006 годах стало усиление инвестиционной активности. Характерен ли для вашего предприятия рост показателя удельных инвестиций в основной капитал?
— Да, на «Хлебокомбинате № 2» идет постоянный рост инвестиций. Если в 2004 году инвестиции составляли 5,6 копейки на рубль произведенной продукции, то в  2005 — 8,7 копейки, а в первом полугодии 2006 года этот показатель достиг
11 копеек на рубль произведенной продукции. Таким образом, рост инвестиций по отношению к показателю 2005 года составил 26,4 %. В условиях конкуренции нельзя работать и быть лидером без серьезных капитальных вложений. Мы инвестируем в модернизацию производства, закупку импортного оборудования, и вложения дают результаты. Если в целом по России, по краю наблюдается снижение потребления хлебобулочных изделий, то у нас на предприятии наблюдается рост. В первом полугодии 2006 года по сравнению с первым полугодием 2005 года он составил 2,4 % в натуральном выражении. Растет реализация высокорецептурных изделий. Более половины инвестиций «Хлебокомбината № 2» — это деньги предприятия, остальное — заемные средства.
 
Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермской области, председатель совета директоров ОАО «Молкомбинат «Кунгурский»
 
Губернатор Пермского края заявил, что целями будущего регионального министерства торговли станет продвижение прикамской продукции на внутренних рынках, а также выход в другие субъекты федерации. Насколько конкурентоспособна производящаяся в пермском крае продовольственная продукция?
— Сегодня ни в одном секторе рынка нет перенасыщения, включая и продовольственный. Я считаю, что любая хорошо упакованная и качественная продукция, произведенная в Пермском крае, может иметь перспективы за пределами региона. Причем спектр приложения усилий местных производителей довольно широк. Найти потребителя может, к примеру, и растениеводство, считающееся не совсем рентабельным в наших условиях. Например, в Ординском районе есть хозяйства, которые собирают до 30 центнеров зерна с гектара. Это очень хороший показатель. Кроме того, животноводство или птицеводство не может существовать без растениеводства, то есть зерно и нам, и соседним регионам нужно в любом случае. Другой вопрос, что из-за климатических условий логичнее было бы делать ставку на фураж.
 Если затронуть такую специфическую отрасль, как производство  алкогольной продукции, можно заметить следующую тенденцию. Местный производитель, если работает с соблюдением всех норм права, должен выпускать самую конкурентную водку нижнего ценового сегмента. Представители прикамских заводов говорят, что как раз из этой, «гарантированной» ниши их теснят конкуренты из южных регионов России. Примерно схожая ситуация с молоком, где с местными производителями конкурируют поволжские республики.
— Как я уже сказал, перенасыщения нигде нет. У любой качественной продукции с хорошей упаковкой есть возможность продвинуться как внутри региона, так и за его пределами: в Екатеринбурге, Удмуртии и других. Если в силу каких-то причин у производителя нет возможности конкурировать в сегменте самого дешевого товара, ничто не мешает занимать средний и премиум-сегменты. Тем более что именно здесь самая высокая добавленная стоимость, следовательно, эти ниши интересней.   
 
 
Николай Александрович Быков, депутат Законодательного собрания Пермской области, председатель колхоза «Заря будущего» (с. Юсьва)
 
Как Вы относитесь к инициативе главы края начать продвижение региональной продукции? 
— Идея хорошая. Это придаст уверенности и стабильности производителям. Полагаю, что многие производства смогут возродиться. Коми-Пермяцкий автономный округ славился своей картошкой, но в последние годы ее выращивают все меньше. Укрепление позиций на пермском рынке и рынках соседних регионов придаст новый импульс этому направлению. Если опять-таки брать Коми округ, сейчас еще одним крупным направлением развития его продовольственной индустрии стало производство молока. Причем его производится намного больше, чем необходимо округу. Пока его сбывают за бесценок. Примерно такая же ситуация и с мясом.
Какая продукция наиболее перспективна? Что мы можем противопоставить, к примеру, Удмуртии?
— На равных мы можем конкурировать как минимум по трем направлениям: молоку, картофелю и мясу (и говядине, и свинине). В целом усилия властей пойдут на пользу продуктовой отрасли Пермского края, и в первую очередь — сельхозпроизводителям.
 
Фаза роста
Фаза роста
Фаза роста
Фаза роста
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний