Газета
 23 октября 2006, 00:00   1033

Ангел в пробках

Ангел в пробках
Возможность решить проблему с дорожными пробками административными методами выглядит сомнительно.
Возможность решить проблему с дорожными пробками административными методами выглядит сомнительно.

Случаются же забавные пересечения. Весной этого года, в апреле, господин Чиркунов в эфире московского «Эха Москвы», рассказывая о своих взглядах на жилищное строительство, говорил, в частности, о необходимости освоения новых больших площадей, которых уже нет в городской черте, и строительстве жилья целыми микрорайонами за ее пределами. И что в Пермском крае реализация этих планов идет полным ходом. И что сам губернатор «серьезно подумывает, чтобы когда-нибудь переехать» в один из таких микрорайонов «в десятиминутной доступности от центра города». В ответ на высказанное сомнение в величине Перми, «если 10 минут до центра», Олег Анатольевич, конечно, постоял за честь города. «Значит, пробок нет», — не унималась ведущая. Ответ последовал знаменательный: «Пробки уже появляются, но, тем не менее, у нас еще есть такие возможности».
К октябрю возможности, видимо, уменьшились. По крайней мере, на позапрошлой  неделе губернатор опоздал на одно утреннее заседание, потому что ему пришлось постоять в пробке. Говорят, был очень зол и устроил выволочку начальнику управления ГИБДД ГУВД Пермского края Николаю Калинину. Ну выволочку не выволочку — в телевизионных сюжетах все выглядело вполне пристойно, так что можно сказать и иначе: обсудил с ним причины пробок на дорогах краевого центра и методы борьбы с ними. Милицейский начальник, правда, все равно выглядел оправдывающимся. Стратегия его обороны была предельно проста: зря его считают главным ответственным за пробки. Основная проблема и причина пробок — в плохих дорогах, значит, в их строительстве и ремонте, и значит, главные ответственные — это те, кто строит плохие дороги и плохо ремонтирует их. Логика эта не только проста, но и до известной степени оправдана. Всем понятно, что пробки образуются в узких местах транспортной системы. Понятно и то, что причиной возникновения узкого места может быть низкое качество дорожного полотна, ведущее к снижению скорости транспортного потока на каком-либо участке. Следуя этой логике, милицейское начальство, например, объясняет пробки перед Камским мостом тем, что стыки на нем сделаны с нарушениями.
Здесь можно вернуться в прошлое — к весне 2004 года. Ведь первый натиск на дорожные пробки еще исполняющим обязанности губернатора был совершен именно тогда. Так что даже в шутку не скажешь, что он осознал наличие проблемы, только постояв в пробке в октябре 2006 года. Но и тогда главным объектом критики была ГИБДД, а не дорожники. Это не значит, что последним не уделяется внимание. Прекрасно помнится, как губернатор устраивал рейды по проверке качества дорог. Но только речь заходит о пробках, тут же — к ГИБДД.
Хочется понять логику. Ведь с тем, что при существующем и постоянно увеличивающемся парке автотранспорта наличных дорог в России мало, а те, что есть, плохи, узки и опасны, и это главная причина разнообразных дорожных проблем, никто не спорит. Более того, эта ситуация характерна для многих стран, а не только для России. Правда, скорее, не для стран целиком, а для мегаполисов, потому что в США на тысячу квадратных километров площади приходится более шестисот километров дорог, в Канаде — четыреста, а в России — 67. Но эти цифры прямого отношения к проблеме пробок не имеют, они, скорее, характеризуют общий уровень освоения пространства страны (и наша огромная площадь здесь совсем ни при чем — в Штатах и Канаде земель почти в два раза меньше, а в Канаде еще и население в разы меньше). Но мегаполисы все равно становятся узким местом в любой транспортной системе.
Так или иначе, лучший способ борьбы с пробками — развитие транспортной сети. Но понятно и то, что в процессе этого развития невозможно достичь какого-нибудь конечного результата. Дело и в том, что количество машин в России в ближайшие годы будет по-прежнему быстро расти. И в том, что любой достигнутый результат будет всего лишь отправной точкой для новых свершений. И в том, конечно, что строительство дорог — процесс длительный и зависящий от множества факторов. А если так, то одному субъекту сложно ставить конкретные цели и последовательно добиваться их реализации.
Вот с регулированием дорожного движения, за что и отвечает ГИБДД, дело вроде бы обстоит иначе. Есть конкретная служба и есть конкретная проблема — недостаточный порядок на дорогах. А значит, можно если не решить проблему пробок, то хотя бы снизить ее остроту. Достаточность порядка определяется относительно просто — уровнем соблюдения правил дорожного движения. Причем дело не в них самих, а в том, чтобы их исполняли все: не только ГИБДД, но все, кого они касаются, т. е. и водители, и пешеходы. А вот с этим уже сложнее и решить проблему административным путем снова невозможно. Даже если регулировщики станут ангелами, они все равно будут иметь дело с ангелами павшими. Впрочем, как говаривал один знаменитый немец, истинное искусство государственного управления и состоит в том, чтобы справляться с народом дьяволов. Ангелам управление не нужно.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний