Газета
 23 октября 2006, 00:00   1235

На грани

На грани
Бурный рост игорного бизнеса в регионе прекратился в результате усиленного внимания властей. В 2006 году над игорной отраслью Пермского края нависла угроза исчезновения.
Автор: Кирилл Перов
Бурный рост игорного бизнеса в регионе прекратился в результате усиленного внимания властей. В 2006 году над игорной отраслью Пермского края нависла угроза исчезновения.

Ситуацию, сложившуюся в 2005–2006 годах вокруг игорного бизнеса Пермского края, можно охарактеризовать как нестабильную. При бурном росте, который демонстрировала отрасль, начиная с 2003 года (количество игровых залов в период с 2003 по 2005 год  выросло в разы), до 2006 года практически отсутствовали правовые положения, регулирующие азартную сферу деятельности. В 2005–2006 годах игорный бизнес привлек внимание областных властей, в результате чего появилось несколько законодательных инициатив, касающихся сферы азартных игр. Это привело к тому, что в 2006 году темпы роста игорного бизнеса на территории региона сократились в несколько раз.
 
Суды и законы. Впервые власти проявили внимание к игорному бизнесу осенью 2005 года, когда депутаты Законодательного собрания Пермской области вышли с инициативой повышения налоговой ставки на объекты игорного бизнеса. Инициатива вызвала большой резонанс со стороны представителей отрасли, многие из которых заявляли, что повышение налогообложения способно обанкротить большую часть игровых предприятий. Особенные разногласия вызвало решение увеличить ставку на игровые автоматы с 2,2 до 7 тыс. рублей, так как именно на долю игровых автоматов к концу 2005 года приходилось около 99 % рынка. В защиту предпринимателей выступила Пермская ассоциация развития игорного бизнеса (ПАРИБ), усилиями которой налоговая ставка на один автомат не превысила 5 тыс. рублей.
В январе 2006 года рабочей группой Законодательного собрания был разработан законопроект «Об организации игорного бизнеса на территории Пермского края». Закон, вступивший в силу в июне 2006 года, предъявляет жесткие требования к владельцам игорных заведений. Среди наиболее важных специалисты называют пункты, запрещающие размещать игровые клубы в жилых помещениях, на вокзалах и в торговых центрах и оговаривающие размеры площадей игровых залов — не менее 100 кв. м. Закон по замыслу народных избранников должен привести к упорядочению сферы игорного бизнеса. Его полностью поддерживают компании, входящие в ПАРИБ, представители которой сами принимали деятельное участие в разработке основных положений закона.
Сергей Скоторенко, исполнительный директор ПАРИБ:
— Принятие областного закона, регулирующего сферу игорного бизнеса, было в интересах легальных предприятий. До того, как он был принят, на региональном рынке отсутствовали какие-либо правила игры, в результате чего приходилось сталкиваться с огромным количеством правонарушений, терпеть присутствие теневых игроков. С принятием закона теневым компаниям придется либо уйти с рынка, либо легализоваться. Этот процесс можно наблюдать уже сейчас: в Перми повсеместно начинают закрываться мелкие игровые клубы, бизнес постепенно входит в цивилизованное русло. 
Несмотря на активную поддержку законопроекта компаниями, входящими в ПАРИБ (они контролируют около 25 % местного рынка), представители малого бизнеса считают, что закон ущемляет их права. По информации «bc», индивидуальные предприниматели Перми, оказавшиеся в результате нововведения «вне закона», намерены опротестовать решение депутатов ЗС в суде. В настоящее время жалоба, поданная бизнесменами, была рассмотрена на первом заседании.
Владелец игровых залов «Миллионер» Станислав Лепоринский считает, что областной закон, принятый летом, рассчитан на то, чтобы выжить из отрасли малый бизнес: «Те времена, когда игорный бизнес приносил бешеные доходы, прошли, и по рентабельности сейчас его можно сопоставить с услугами сотовой связи. Когда я начинал заниматься этим бизнесом, то приобрел помещение в торговом центре с расчетом окупить все затраты приблизительно за три года, однако сейчас очевидно, что это вряд ли удастся.
В результате деятельности законодателей я оказался нарушителем нескольких пунктов, поэтому в любое время клуб могут закрыть. В Перми таких примеров, когда вполне добросовестные предприниматели оказываются вне закона, много, и очевидно, что инициатива депутатов нарушает права малого бизнеса. Между тем в игорной сфере, как и в любом бизнесе, должно быть место всем, и крупным, и мелким, и средним предприятиям».
Как стало известно «bc», частные предприниматели, владеющие небольшими игорными клубами, не вписывающимися в нормативы нового закона, намерены создать некоммерческое объединение, аналогичное ПАРИБ, — «Честная игра». Эта структура должна стать представителем интересов малого бизнеса игорной отрасли в судебных разбирательствах, а также в диалоге с властями в случае появления новых законодательных актов.
В отношении властей всех уровней к игорному бизнесу очевидно стремление отдать отрасль в руки больших сетевых структур с целью решить ряд социальных проблем, связанных с резким скачком развития отрасли и отсутствием четких механизмов контроля.
В качестве таких проблем чиновники и законодатели обозначают так называемую «игроманию», которой подвержены наименее социально защищенные слои населения, а также участие в азартных играх несовершеннолетних.
Сергей Скоторенко:
— Игорный бизнес — неплохая площадка для предвыборных действий. Перед выборами  мэра всплыл вопрос налогообложения, перед выборами в Законодательное собрание —  закон об упорядочении бизнеса. Вполне возможно, что до декабря 2006 года игорный бизнес вновь станет объектом обсуждения общественности. Притом что политики в своих инициативах упирают на социальные вопросы, какая-либо достоверная информация о вреде игорного бизнеса просто отсутствует.
 
Федерация. Пока областные власти пытаются упорядочить сферу игорного бизнеса, федеральные законы, непосредственно регулирующие эту сферу деятельности, отсутствуют. В течение 2005 и в первой половине 2006 года федеральные чиновники и законодатели рассмотрели несколько жестких законов, самым радикальным из них был проект, предусматривающий полный запрет на игорный бизнес в России. Несмотря на то что он был отложен уже на первых стадиях рассмотрения, федеральные нормативы все-таки стали более жесткими. В 2006 году была внесена поправка к закону о лицензировании, благодаря которой получить лицензию на игорный бизнес возможно только при наличии чистых активов в размере не менее 600 млн рублей. По мнению большинства участников игорного бизнеса, эти требования завышены, а сам закон (который приняли в первом чтении) появился под влиянием крупных столичных структур, заинтересованных в монополизации отрасли.
По мнению Сергея Скоторенко, по окончании срока действующих лицензий с рынка Пермского края исчезнет большинство игроков, остаться на нем смогут лишь структуры, объединившие ресурсы за счет слияний: «Если федеральный закон о регулировании игорного бизнеса будет принят в том виде, в котором он сейчас существует, на местном рынке останутся только крупные сетевые компании, такие как «Вулкан», «Рио», «Невада». Уже сейчас им принадлежит около 50 % игорного бизнеса в Перми, а после вступления в силу закона большинство местных брендов будет скуплено этими крупными структурами. Поэтому на данном этапе для пермских компаний актуален вопрос объединения усилий к сроку, когда время действия лицензий закончится».
Несмотря на то что полученные большинством игроков лицензии действительны до 2009 года, в первой половине 2006 года рост игорного бизнеса в регионе прекратился. Если в течение 2005 года количество официально зарегистрированных игровых автоматов в Пермском крае увеличилось с 3834 до 7 545 единиц, то, по данным областного комитета потребительского рынка, в первой половине 2006 года роста практически не было, и количество игровых автоматов осталось на отметке 7 тыс. По данным УФНС по Пермскому краю на 1 июля 2006 года, в Перм-ском крае официально зарегистрировано 6 929 игровых автоматов. Притом что в течение 2006 года количественная составляющая игорного бизнеса пошла на убыль, налоговики отмечают увеличение поступлений в краевой бюджет от игровых залов. К 1 июля 2006 года сумма налогов, выплаченных субъектами игорного бизнеса в краевой бюджет, составила 157,8 млн рублей, что, по словам налоговиков, в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Такой эффект специалисты объясняют увеличением налоговой ставки на объекты игорного бизнеса. 
Законодательные ограничения последних полутора лет коснулись также и околоигорной сферы: с 2005 года производство игровых автоматов стало лицензированным видом деятельности. При этом до сегодняшнего момента орган, который выдавал бы лицензии на данный вид деятельности, не определен. В результате производство игровых автоматов также оказалось незаконным. Как сообщил «bc» Дмитрий Шумков, представитель компании, занимающейся производством игрового оборудования, спрос на их продукцию в 2006 году практически прекратился: «После ряда принятых законов нам пришлось диверсифицировать свой бизнес и наладить производство платежных терминалов, так как уровень продаж игрового оборудования сократился в пять раз».
 
Пермяки и москвичи.  Экспансия московских сетевых структур на региональном рынке игорного бизнеса коснулась не только клубов, специализирующихся на игровых автоматах. В 2003 году в Перми было
4 казино, которые принадлежали группе местных бизнесменов: «Венеция» (считавшаяся самой фешенебельной), «Метро», «Спэйс Джем» и «Классик». Основными клиентами этих игорных заведений были представители пермской бизнес-элиты, региональные и городские чиновники, топ-менеджеры крупнейших предприятий региона. С ростом уровня доходов населения начала развиваться и игорная сфера. Постепенно в краевой центр начали заходить столичные игроки, владельцы брендов «En Grand», «Paradise», «Мишень». Одновременно с этим закрылся ряд местных казино: сначала с рынка ушел «Классик», потом «Метро», а в 2006 году закрылась «Венеция». Один из экспертов «bc», настоявший на анонимности, заявил, что основной причиной закрытия пермских казино стала неспособность справиться с конкуренцией в результате неграмотной маркетинговой политики: «Пермские казино проиграли московским по многим параметрам, главным из которых стал уровень обслуживания, так как руководящий персонал этих заведений нельзя назвать профессиональным, в отличие от управляющих столичными игорными заведениями».
Несмотря на то что подавляющая доля рынка игорного бизнеса принадлежит залам игровых автоматов (по данным ПАРИБ, доля залов в 2006 году составляет около 96 %), нельзя утверждать, что по доходности столы казино уступают игровым автоматам. Как сообщил изданию Станислав Лепоренко, средняя месячная прибыль от одного автомата колеблется в пределах 5–7 тыс. рублей, тогда как анонимный эксперт «bc» утверждает, что игровой карточный стол казино только за одну ночь способен принести доход в несколько млн рублей. «В казино по-прежнему играют очень обеспеченные люди. Многие из них, особенно в нетрезвом состоянии, способны проигрывать огромные суммы. Конечно, некоторые выигрывают, но, как правило, казино все равно остается в плюсе», —  заявил специалист.
Букмекерский бизнес в Перми также представлен двумя нерегиональными брендами: сети «Тайм» и «Арена». В региональном УФНС официально зарегистрированы только две букмекерские кассы, однако в реальности их намного больше. Кассы расположены в разных районах города и, как правило, работают совместно с барами, в которых посетитель, сделав ставку, может понаблюдать за прямой трансляцией игры. Информации о рентабельности букмекерских контор нет, так как владельцы этих заведений предпочитают не распространяться о размерах получаемой прибыли. 
Независимо от того, что законодательство с каждым годом все сильнее ограничивает возможности игорного рынка, игорный бизнес остается прибыльным. По данным экспертов «bc», инвестиции, вложенные в развитие сети игровых залов, могут окупиться за 3–5 лет. Общая финансовая емкость рынка постепенно растет — если в 2004 году она составляла около 5 млн долларов, то, по информации «bc», в 2006 году приблизилась к отметке 7 млн.
Нестабильное положение игорного бизнеса региона, о котором эксперты начали говорить после первых попыток проявления внимания со стороны властей, усугубилось две недели назад, когда сам Президент РФ внес на рассмотрение Совета Федерации новый законопроект. Инициатива Владимира Путина сводится к созданию на территории Российской Федерации четырех особых зон, в которых и должны располагаться объекты игорного бизнеса. Как сообщил Сергей Скоторенко, вступление в силу этого закона приведет к тому, что пермские предприятия игорной сферы исчезнут, так как шансов бороться с сетевыми компаниями на чужой территории у них просто не останется. Помимо этого, считают эксперты, полностью должен будет исчезнуть букмекерский бизнес, так как закон предполагает запрет на он-лайн ставки, а большая часть клиентов контор откажется от поездок в специальные зоны для того, чтобы сделать ставки.

Справка «bc»
Глава города Игорь Шубин и глава администрации Аркадий Кац провели совещание с участием глав районов, в ходе которого обсуждался перечень мероприятий по наведению порядка в сфере игорного бизнеса в Перми.
Ситуация с игорным бизнесом в краевом центре, отметил, открывая совещание, глава города, «абсолютно никого не устраивает». Это связано с тем, что многие игровые заведения не соответствуют требованиям областного Закона «Об организации игорного бизнеса», принятого в апреле этого года.
Как сообщил заместитель главы администрации Перми Анатолий Маховиков, до 18 октября меры в отношении владельцев игорных заведений «носят предупредительный характер». Районными администрациями составлен реестр игорных заведений и уличных игровых автоматов, всем владельцам направлены предписания о приведении игорных заведений в соответствие с требованиями закона. По словам  г-на Маховикова, до контрольного срока, 18 октября, предприниматели должны самостоятельно позаботиться об этом. После 18 октября порядок в сфере игорного бизнеса будет наводиться с помощью административных и силовых мер.
Участники совещания согласились с тем, что в Законе «Об организации игорного бизнеса» имеются «дыры», которые не позволяют в достаточной мере влиять на ситуацию. Как сообщил Аркадий Кац, в течение октября администрация города сформулирует ряд поправок в закон и вынесет их на обсуждение депутатов Законодательного собрания края.
Как отметил, подводя итоги совещания, Игорь Шубин, «игорный бизнес в Перми должен стать легитимным»: «Наводя порядок, мы не уничтожаем этот вид предпринимательской деятельности, а приводим его в соответствие с требованиями законодательства». Глава города поручил начать работу по определению территорий на окраинах города, где в будущем будут локализованы игорные заведения.

На грани
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний