Газета
 16 октября 2006, 00:00   2176

В банк ва-банк

«Финансы b.c.» проанализировали, сколько стоит открытие финансовых учреждений. В этом номере рассматривается открытие банка.
«Финансы b.c.» проанализировали, сколько стоит открытие финансовых учреждений. В этом номере рассматривается открытие банка.

«Финансы b.c.» начинают новый проект «Сколько стоит». В рамках проекта будет проанализирована цена открытия организаций финансового сектора. Первая публикация посвящена открытию банка, в следующем номере мы подсчитаем, сколько стоит открыть инвестиционную компанию.
Регистрация банка начинается с получения лицензии. На основные виды деятельности она составляет примерно 1 млн долларов (все расчеты «Финансы b.c.» сделали в долларах, поскольку цена многих покупок измеряется в этой валюте). Кроме того, учредителям придется внести 5 млн евро в качестве минимального размера капитала, что эквивалентно почти 6,5 млн долларов. Поэтому эксперты сейчас активно ищут «пустые» банки — реально не работающие, но имеющие лицензии. По информации «Финансы b.c.», покупка такой организации может стоить примерно 1 млн долларов.
Кроме того, для любого банка требуется покупка программного обеспечения, которое даст возможность работать с основными клиентскими операциями. Пакет ПО для банка стоит не менее 500 тыс. долларов, однако пакет ограниченной функциональности может потянуть на 100 тыс. долларов. Кроме того, 20 % от его стоимости придется ежегодно тратить на обслуживание.
Более мелкие затраты — на автотранспорт для банка, тут цена зависит от решения руководства кредитной организации. Это могут быть и представительские иномарки, и отечественные автомобили, сумма каждый раз индивидуальна. В среднем в месяц на содержание автопарка банка уходит 1–1,3 тыс. долларов.
Есть у банка и регулярные траты. Для обеспечения нормальной работы финансово-кредитной организации требуется около 100 человек. Исходя из этого, ежемесячный фонд оплаты труда (вместе с затратами на уплату ЕСН) составит 100 тыс. долларов. Причем, если акционер захочет воспользоваться услугами кадрового агентства, единовременно ему потребуется заплатить еще почти 80 тыс. за услуги профессионалов (как правило, кадровые агентства берут в качестве вознаграждения месячную зарплату искомого специалиста). Специалисты — большая статья расходов, в Перми они имеют высокие зарплаты, в среднем в 1,5 раза больше, чем, например, в Ижевске или Уфе, у наиболее ценных сотрудников разница в зарплате может быть двукратной.
Еще примерно 20 тыс. долларов уйдет на аренду помещения — многие банки, особенно находящиеся в стадии роста, арендуют офисные помещения. Покупка офиса, как правило, приводит к существенному увеличению единовременных затрат. На канцелярские принадлежности ежемесячно уйдет около 10 тыс. долларов. Кроме того, единовременно на оборудование кассового узла придется потратить не менее 50 тыс. долларов.
Несколько сложнее подсчитать затраты — на офисную мебель. Одно оборудованное рабочее место обходится владельцам банка в 2–2,5 тыс. долларов — всего 200–250 тыс. на банк. Смена комплекта происходит, как правило, раз в три года. Поэтому, разбив эту сумму на три года, получим, что ежемесячно банк тратит на мебель около 7 тыс. долларов.
Реклама, необходимая для вывода на рынок и продвижения банковских продуктов, поддержания имиджа, на начальном этапе требует вложения еще 17–18 тыс. долларов в месяц.
Итого, ежемесячное содержание самостоятельной финансово-кредитной организации обходится в сумму более 150 тыс. долларов. Иная ситуация складывается в филиалах банков за счет экономии и более скромного штата сотрудников — их ежемесячные затраты составляют примерно 70 тыс. долларов. Однако воспользоваться филиалом для своих коммерческих целей почти невозможно — в подавляющем большинстве случаев он на 100 % принадлежит головной организации, и время филиалов, организованных на деньги пермских предпринимателей, прошло. При этом окупить затраты на текущую деятельность банка, даже не говоря о единовременной покупке лицензии, нелегко.
Средняя маржа в сфере кредитования в банковском секторе, как правило, составляет 3 %, хотя некоторые эксперты склонны считать его в размере 4–5 %. Расчетно-кассовое обслуживание не приносит банку никакой прибыли, а вклады привлекаются под 10–13 % — примерно такая же процентная ставка по кредитам предлагается крупным и средним предприятиям Пермского края. Поэтому вкладные операции — во многом шаг на пути диверсификации бизнеса, но не всегда могут быть серьезным источником доходов, хотя у ряда банков и формируют их. Соответственно, чтобы быть окупаемым, самостоятельному банку требуется иметь крупный кредитный портфель — от 40 до  55 млн долларов. Интересно, что из 8 пермских банков, по информации «Финансы b.c.», его имеют лишь 2–3.
Судя по этой информации, открывать в Перми универсальный банк почти не имеет смысла, поскольку шансы на окупаемость малы. В статье мы подсчитали «скромные» траты на банк, для серьезного развития бизнеса требуются принципиально иные затраты.
 
Примерные единовременные затраты на учреждение банка в Перми
Статья затрат
Стоимость (тыс. долл.)
Получение лицензии
1 000
Минимальный взнос в капитал
6 500
Пакет программного обеспечения
500
Ремонт помещений
350
Оборудование рабочих мест
250
 
Примерные ежемесячные затраты на содержание банка в Перми
Статья затрат
Стоимость (тыс. долл.)
Заработная плата + ЕСН
100
Аренда помещения
20
Реклама
17
Канцелярские товары
10
Обслуживание программного обеспечения
8,3
Содержание автопарка
1,3


Поделиться: