Газета
 16 октября 2006, 00:00   960

Выдавливая рынки

Выдавливая рынки
Пермский край входит в число регионов с наиболее высокими темпами развития розничной торговли. Одна из основных тенденций — бурный рост ритейла.
Пермский край входит в число регионов с наиболее высокими темпами развития розничной торговли. Одна из основных тенденций — бурный рост ритейла.

Оценки, основанные на данных официальной статистики, показывают, что по итогам января-августа 2006 года оборот потребительского рынка Прикамья в реальном измерении (то есть за вычетом влияния инфляционного фактора) увеличился на 19 %.
В сравнении с оборотом промышленности Пермского края емкость потребительского рынка не так велика, однако его динамичное развитие позволяет розничному сектору постепенно укреплять свои позиции в региональной экономике. Если по итогам 2005 года объем потребительского рынка составлял 45 % оборота промышленных предприятий Прикамья, то к концу августа эта цифра увеличилась до 48 %.
Состояние потребительского рынка одновременно является и индикатором благополучия экономики региона и в значительной мере толчком для ее дальнейшего развития. Поэтому позитивный тренд в этой сфере — хорошая новость.
 
Розничная торговля. Наиболее значительным и активно развивающимся сектором потребительского рынка Прикамья, бесспорно, является розничная торговля. По итогам первых восьми месяцев 2006 года ее оборот составил
109 814 млн рублей, что в реальном выражении (то есть за исключением влияния инфляции) почти на четверть превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Номинальный же прирост был еще больше — порядка 36 %. В результате доля розничной торговли в общем объеме потребительского сектора Прикамья возросла по сравнению с итогами 2005 года на 4 процентных пункта — до 78 %.
Что интересно, продовольственный и вещевой сегменты рынка при этом развиваются с одинаковой интенсивностью: по итогам января-августа их емкость увеличилась на 26 % и 23 % соответственно. И если для непродовольственного сектора такие результаты означают лишь подтверждение динамики прошлого года, то на продовольственном складывается совершенно иная ситуация.
В 2003–2005 годах развитие торговли продуктами питания в Прикамье происходило невысокими темпами — лишь на 3–8 % в год, что было обусловлено двумя основными факторами. Свою роль сыграло приближение фазы насыщения рынка, а также достижение населением того уровня благосостояния, при котором основные потребности удовлетворены и дополнительное увеличение доходов расходуется уже на приобретение «необязательных» товаров. В течение января-апреля 2006 года подобное положение дел сохранялось, однако в дальнейшем ситуация коренным образом изменилась. Темпы роста розничной торговли продовольствием, ускорившись в мае, ко второй половине лета достигли 40 % в месяц в товарной массе, то есть без учета влияния инфляции. В это же время вещевой сегмент розничного рынка, прежде лидировавший по темпам роста, увеличивался на 28 % в месяц.
Несмотря на ускоренный рост сегмента продовольственных товаров, его доля в общем объеме розничной торговли осталась на прежнем уровне и составила 46 % в стоимостном измерении.
Сохранилась и устойчивая тенденция сокращения доли рынков в розничном товарообороте. Если в 2004 году она составляла 23 %, то в 2005 году — 19 %, а по итогам января-августа текущего года — уже менее 17 %.
Можно с уверенностью говорить, что фактором, подстегнувшим развитие ритэйла, стало существенное увеличение темпов роста доходов населения. Тут  действительно есть о чем сказать: если в январе-августе 2005 года прирост реальных располагаемых доходов населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 9,8 %, то в 2006 году — уже 21,3 %.
Однако из данных официальной статистики видно, что объем товаров, приобретаемых через сеть розничной торговли, растет еще быстрее, чем доходы населения. И это — тенденция, сохранившаяся в экономике нашего региона еще с прошлого года.
В 2005 году подобное положение дел наблюдалось и в целом по России, однако сегодня этот разрыв нивелирован. По итогам января-августа статистика констатирует полное — до десятых долей процента — совпадение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и оборота розничной торговли. Не исключено, что экономика Прикамья движется по этому же пути. По крайней мере, уже сейчас этот «потребительский разрыв» заметно сократился по сравнению с прошлым годом.
Важно отметить, что Перм-ский край входит в число регионов с наиболее высокими темпами развития розничной торговли. Поэтому его показатели значительно превышают средние по России как по сектору в целом, так и по продовольственному, и вещевому сегментам в частности.
Такая динамика развития розничного сектора сама по себе позитивна, однако ситуация, сложившаяся в регионе, замечательна еще и другим: потребительский бум оказывает поддержку региональной промышленности, позволяя ей развиваться. В 2006 году по сравнению с прошлым годом заметно увеличились темпы роста производства в текстильной и швейной промышленности (до 16,3 %), а пищевая и кожевенная вышли из фазы стагнации (за восемь месяцев прирост составил 14,1 % и 9,9 % соответственно). Темпы роста по отдельным видам производимой этими отраслями продукции еще внушительнее. Например, выпуск сельди всех видов обработки увеличен в 2,4 раза, копченой рыбы — в 2,1 раза, крупы — в 1,6 раза. С  января по август 2006 года было произведено в два раза больше курток и пальто, чем за аналогичный период прошлого года.
 
Услуги населению. Рынок платных услуг населению в текущем году также демонстрирует положительную динамику, пусть и гораздо более скромную. По итогам января-августа его оборот составил 26 306,2 млн рублей, что на 2,4 % выше показателя за аналогичный период прошлого года. Без исключения инфляционного фактора прирост объема рынка за этот период равен 16,7 %. Такие результаты свидетельствуют о замедлении темпов развития сектора услуг в регионе, ведь в 2005 году прирост рынка в реальном выражении (исключая инфляцию) составлял 12,2 %.
Анализ статистики показывает, что «виноваты» в стагнации рынка сектор гостиничных услуг (сокращение оборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42 %), ветеринарных (– 30 %), санаторно-оздоровительных и жилищных (по – 17 %) услуг. В то же время  рынок услуг Пермского края имеет и свои точки роста: объем оказанных туристических и правовых услуг, а также услуг физической культуры и спорта в январе-августе 2006 года увеличился в полтора раза и более.
 
Общественное питание. В свою очередь сектор общественного питания, по данным официальной статистики, вошел в период стагнации. Относительно невысокие темпы роста предыдущих лет (6–9 % в год) в текущем году сменились сокращением емкости рынка в реальном выражении (без учета влияния инфляции). При этом в стоимостном измерении по итогам января-августа зафиксирован рост емкости рынка на 4,3 %, однако он был полностью обеспечен ростом цен.
Ежегодно, преодолевая сезонный январский спад, сектору общественного питания удается восстановить свои обороты к марту. Однако 2006 год стал исключением: в течение января-августа рост емкости рынка практически не наблюдался, а итоги нескольких месяцев были даже отрицательными.
В результате оборот рынка общественного питания Пермского края в январе-августе составил 4481,7 млн рублей, что на 7,6 % ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Однако, несмотря на неудачи сектора общественного питания, ситуация в розничном секторе Прикамья в целом может быть оценена положительно.
В дальнейшем следует ожидать сохранения позитивного движения в розничном секторе экономики Прикамья, что будет обусловлено рядом факторов, в первую очередь достаточно быстрым ростом доходов населения.
Соответственно, сохранится и стимулирующее влияние потребительского бума на региональную промышленность. Однако дальнейшее укрепление курса рубля может негативным образом сказаться на связке «рост потребления — рост промышленности», поскольку в этом случае относительная стоимость импортных товаров падает, что привлекает к ним большее внимание потребителей.
 
Выдавливая рынки
Поделиться:
Все новости компаний