Газета
 09 октября 2006, 00:00   983

Мир симулякров

В США разоблачена одна из крупнейших мистификаций в истории популярной литературы: в обмане уличили знаменитого автора пляжных романов Джей Ти Лероя (JT Leroy).
В США разоблачена одна из крупнейших мистификаций в истории популярной литературы: в обмане уличили знаменитого автора пляжных романов Джей Ти Лероя (JT Leroy).

Его первый автобиографический роман вышел в 2000 году, когда писателю было 17 лет. Судя по книге, автор в детстве подвергался страшным унижениям, был свидетелем и участником разных преступлений. Роман читатели сочли сенсацией. Об авторе ходили слухи и сплетни, для молодежи он стал кумиром. Когда Лерой появлялся на публике, он всегда был окружен таинственным флером: был в парике, темных очках и гриме. Но недавно один литературный критик, которому биография Лероя не давала покоя, выяснил, что Джей Ти – это писательница по имени Лора Алберт (и ей сорок лет).
Думаю, разоблачение литературной мистификации пойдет писательнице только на пользу – гонорары вырастут, читателей прибавится. Рискну напугать своего читателя постмодернистским словечком: Лерой – типичный симулякр (то есть подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность). А мир вокруг нас полон симулякров.
Взять хотя бы грядущие выборы в Законодательное собрание: что ни кандидат – то симулякр. В предвыборное время создаются образы с таким обширным комплектом положительных качеств, что диву даешься, сколько у нас в ЗС будет хороших мальчиков-«электроников». Опять же их образы создают «политтехнологи». Чем они не симулякры? Надув щеки, изображают знатоков дела, выдавая (и снова вернусь к трактовкам постмодернизма) отсутствие за присутствие.
В телевизорах сидят сплошные симулякры. Поющие нарисованные анимешки с электронными голосами, мальчики с жабрами или накладной грудью и попой; счастливые – семьи потребителей с двумя детьми (непременно мальчик и девочка), доброй мамой, работающим папой, белыми зубами и румяными щеками; универсальные – когда, глядя на невидимок, радостно пьющих пиво (по закону в роликах запрещается использовать образы людей и животных, в том числе и в анимационной форме), зритель придумывает собственного симулякра.   
Симулякры рядом с нами с детства. Например, любовь – особенно первая, полная иллюзий. Встретила девочка мальчика – и появился симулякр: «Ах какой он замечательный, умный и т. п.» – вздыхает  она в начале истории. «Все мужики козлы!» – став старше, скажет она, втайне надеясь найти идеальный образ в реальной жизни. Но все-таки самый мощный симулякр появляется еще в раннем детстве. Старое бородатое существо в валенках и тулупе ночью приносит коробки и пакеты под непонятно зачем наряженное дерево. «Это же настоящий муляж, правдоподобное подобие, пустая форма!» – прокомментируют постмодернисты. «А мы в него верим!» – со смехом ответят шестилетки.
Я знаю, про что вы сейчас думаете. «Кто симулякр? Я симулякр?» – со смехом ответит Ева Паркер…
Поделиться:
Все новости компаний