Газета
 02 октября 2006, 00:00   1118

Своим да нашим

Пермские страховщики собираются бороться с автосалонами навязывающими условия. Они грозятся обратиться в ФАС, чтобы вместе взяться за обуздание продавцов авто или поднять на борьбу потребителей.
Пермские страховщики собираются бороться с автосалонами навязывающими условия. Они грозятся обратиться в ФАС, чтобы вместе взяться за обуздание продавцов авто или поднять на борьбу потребителей.

Пермские страховщики, активно занимающиеся автострахованием, собираются договориться, чтобы обуздать аппетиты региональных автодилеров. О  необходимости выработать единую позицию компании заявили на очередном заседании Пермской гильдии страховщиков. Представители страховых компаний считают, что к ним предъявляют непомерные претензии большинство автосалонов Перми, занимающихся продажей в кредит автомобилей иностранного производства. Среди причин для недовольства — непременная выплата автосалонам комиссионных, которые достигают 25–30 %, с каждого заключенного договора страхования автомобиля. По словам представителей страховых компаний, многие продавцы автомобилей вынуждают клиентов обращаться к услугам страховых компаний, аккредитованных при автосалоне. Таким образом, утверждают страховщики, ограничиваются право выбора потребителя и конкуренция на рынке.
 
Взнос и аккредитация. Как заявили «bc» представители ряда страховых компаний, если стороны не сумеют договориться о приемлемых условиях сотрудни-
чества, конфликт придется разрешать с помощью антимонопольной службы.
Сергей Васянин, директор пермского филиала СГ «Спасские ворота»:
— Сегодня сложилась ситуация, когда ряд крупных салонов имеет эксклюзивное право продажи автомобилей иностранных марок и пользуется этим, выкручивая руки страховым компаниям. Продажа автомобиля в кредит невозможна сегодня без участия не только автосалона, но и банка, предоставляющего заемные средства, и страховщика, гарантирующего банку покрытие рисков невозврата кредита. Соответственно все три стороны в этом процессе неразрывно связаны. Однако налицо тенденция, когда условия начинают диктовать прежде всего автосалоны, следствием этого является недовольство потребителей. Крупные пермские автодилеры все чаще проводят некие аккредитации страховых компаний и банков, заявляют покупателю, что работают только с ними, и не оставляют клиенту права выбора. Причина проста: за то, чтобы аккредитоваться при салоне, страховщик обязывается выплачивать в пользу автодилера комиссионные с каждого страхового взноса. Если страховая компания не согласна с такими условиями, ее просто не подпускают к покупателю, отправляя его в ту компанию, которая готова на все.
По словам г-на Васянина, пытаясь ввести различные аккредитации, так или иначе связанные с оплатой комиссионного вознаграждения, автосалоны тем самым вынуждают страховые компании завышать сложившиеся и регулируемые законом тарифы как по кредитам, так и по страхованию. «Складывается ощущение, что автосалоны решили добрать суммы упущенной выгоды за предыдущие годы, когда банки и страховые компании, нуждаясь в формировании клиентской базы, строили свои отношения с ведущими автодилерами на безвозмездной основе, что полностью компенсировалось увеличением объема продаж транспортных средств», — говорит Сергей Васянин.
По словам председателя Пермской гильдии страховщиков Натальи Куроповой, основная проблема, действительно, кроется в комиссионных. «Мы обязательно снова обсудим ситуацию на гильдии, очевидно, что это не дело, когда автосалоны обязывают клиента страховаться в выбранных ими компаниях, они вправе предлагать, но никак не принуждать», — считает г-жа Куропова. В то же время, считает Наталья Куропова, настанет время, когда и потребитель начнет отвергать такие условия.
 
Тариф и жертвы. Однако с такой позицией согласны не все страховщики. «Если бы все страховые компании смогли договориться о правилах поведения на рынке, то им можно для начала не соглашаться платить более 15 % комиссионных с одного страхового взноса. В противном случае всегда найдется страховщик, который ради увеличения доли рынка пойдет на все условия, начнет демпинговать, потом будет работать себе в убыток и осрамится. Автодилеры затем найдут следующую жертву, воспользовавшись готовностью некоторых страховщиков ради кратковременного успеха многим пожертвовать», —  отмечает исполняющий обязанности директора пермского филиала Ингосстраха Юрий Рябов. 
Схожего мнения придерживается и директор пермского филиала «РЕСО-Гарантия» Сергей Нечаев. По его словам, в условиях отсутствия настоящей конкуренции среди пермских дилеров единственный выход — соглашаться на условия автосалонов и просто повышать тарифы на страхование, компенсируя таким образом потери на выплате комиссионных.
Впрочем, нет единства мнений по этому поводу и между самими дилерскими центрами. Генеральный директор ООО «Нормандия» Дмитрий Лиляков заявил, что не одобряет практику тех автодилеров, которые не предоставляют клиенту право выбрать страховую компанию: «Я, например, веду реестр страховщиков, где указаны все условия и тарифы, и покупатель сам для себя решает, где ему приобрести страховой полис».
В компании «Верра-Моторс» не согласились с обоснованностью претензий страховщиков. Ее представители заявили «bc», что в салонах компании работают менеджеры отдела кредитования и страхования, которые как раз подбирают выгодную и оптимальную схему кредитования, исходя из пожеланий клиента: «При заключении договора страхования через «Верра-Моторс» стоимость полиса не станет дороже, чем в страховой компании».
В  то же время, обращает внимание директор «Пермского страхового агентства» Сергей Артемьев, страховщики вряд ли смогут консолидированно отстоять свою позицию: «Большинство работающих в Перми страховых компаний — филиалы крупных московских структур. Планы по сбору премий, определяемые головным офисом для филиальной сети, год от года растут. И с этой точки зрения объемы премий, которые дают страховщикам автосалоны, компенсировать другими видами страхования достаточно сложно. Следовательно, отказаться от сотрудничества могут себе позволить далеко не все страховые компании. Раз необходимо жить за счет объемов страховых поступлений, следовательно, приходится заниматься в целом низкорентабельным автострахованием и идти на уступки игрокам, диктующим условия на этом рынке», — говорит г-н Артемьев.
В то же время, отмечает собеседник «bc» из страхового сообщества, пожелавший остаться неназванным, отношения между страховщиками и автодилерами настолько накалены, что  есть лишь два выхода из ситуации. «Или нам удастся договориться с автосалонами о приемлемых условиях сотрудничества, или мы просто будем бороться с порочной практикой выплаты комиссионных ни за что, например, обратимся в ФАС. Пока, отметил эксперт, надежда на мирный исход еще остается, если автодилеры согласятся сесть за стол переговоров. К диалогу страховщики по-прежнему готовы, именно поэтому в антимонопольную службу пока не поступило ни одной жалобы по перечисленным фактам», — подытожил собеседник издания.
Поделиться:
Все новости компаний