Газета
 02 октября 2006, 00:00   787

Первый и спорный

Депутаты регионального парламента приняли концепцию развития строительного комплекса Прикамья. Чиновники краевой администрации, часть строителей и независимые эксперты жестко критикуют документ: отмечают его ненужность, лоббистскую и рекламную направленность.
Депутаты регионального парламента приняли концепцию развития строительного комплекса Прикамья. Чиновники краевой администрации, часть строителей и независимые эксперты жестко критикуют документ: отмечают его ненужность, лоббистскую и рекламную направленность.

На минувшей неделе депутаты регионального Законодательного собрания приняли в первом чтении концепцию краевой целевой программы «Развитие строительного комплекса Пермского края на 2007–2012 годы и дальнейшую перспективу». Этот документ стал первым в истории Прикамья стратегическим законопроектом для строительной отрасли. Инициатором разработки документа стал депутат Законодательного собрания Пермской области и генеральный директор ОАО «Пермский завод силикатных панелей» Николай Демкин. Еще до принятия первой строительной концепции у нее появилось немало критиков, часть которых полагает, что документ призван служить интересам отдельных компаний, а не отрасли в целом.

Концептуальные расхождения. За день до принятия пятилетней концепции на расширенном заседании ассоциации «Пермские строители» ее представлял  научный сотрудник Уральского отделения Российской академии наук Юрий Мишарин (представлял разработчиков концепции). Он отметил, что концепцию следует рассматривать как возможность восстановить утраченные после распада советской системы экономические связи строительного комплекса региона и выстроить их заново на рыночной основе. «В нынешних условия следует говорить скорее не о конкуренции, а о кооперации участников рынка для решения общих проблем. И учитывать мнения всех сторон: бизнеса, государства и потребителей. Задача концепции: создать предпосылки для формирования к 2010–2012 году мощностей, перекрывающих потребности Пермского края, и начать их экспорт за пределы региона».

Также с докладом перед коллегами выступил Николай Демкин. По его словам, «в последние годы показатели стройкомплекса региона только ухудшались: это видно и по объему научных исследований, изысканий, строительно-монтажных работ и производству железобетона…» «Мы работаем на пределе, — констатировал докладчик. — Мощности пермских предприятий не позволяют вводить более 650 –750 кв. метров жилья. А для того чтобы замещать выбывающий жилой фонд и обеспечивать растущий платежеспособный спрос, необходимо порядка 1 млн кв. метров. Многие строители, в том числе и работающие в Законодательном собрании, полагают, что концепция развития отрасли станет основой, на которой можно будет создать подробную программу развития строительной отрасли Пермского края с конкретными объектами и необходимыми вложениями».

Коллеги высказались относительно проекта  весьма скептично. Так, по мнению главы ОАО «Оргтехстрой» Владимира Годовалова, документ не предусматривает конкретных решений по таким актуальным для отрасли вопросам, как дефицит несущих конструкций. А генеральный директор ООО «Инвестиции и строительство» Алексей Коровников (старший) подчеркнул, что концепция, по сути, не дает ответа на проблемные вопросы, связанные с кадрами, изношенностью оборудования (заслуженный строитель заявил, что в данный момент изношено 60 % кранов, и «если б не неофициальные меры, все пермские строительные организации уже стояли бы»), а также подчеркнул, что необходимы инвестиции из бюджета. В последнем Алексея Коровникова поддержал глава Строительно-монтажного треста №14 Владимир Мачехин. Эта неоднократно высказываемая мысль в итоге прозвучала и в заключительной речи Николая Демкина. «1 млрд рублей, вложенных в подготовку площадки бюджетом, привлечет на ставший ликвидным участок еще 4 млрд рублей, в итоге затраты казны окупятся за счет налоговых поступлений», — заявил он. Однако выступивший ранее приглашенный в качестве независимого эксперта Олег Жданов, генеральный директор «Пермэнерго», заявил: «Такое ощущение, что документ был составлен годах в восьмидесятых. Практически ничего не сказано про создание инфраструктуры и то, кто будет владеть сетями после их создания. В документе написано, что на эти цели средства должны выделяться из бюджета, но ведь федеральные власти настроены иначе. И странно, если вы хотите внедрить иную схему в программе региональной. В этом плане есть лишь один работающий механизм: плата за присоединение к сетям. Причем он работает уже не с одним оператором, сетевые компании готовы идти навстречу строителям». Помимо инфраструктурных вопросов, господин Жданов высказал еще ряд замечаний к концепции. Отметил неэффективность бюджетного софинансирования, которое, по его мнению, «как правило, удорожает строительство, поскольку в стоимость квадратного метра начинают запихивать буквально все затраты». Призвал в законопроекте решить, «что нужно региону: доходы в бюджете от продажи земли или дешевое жилье». А также подчеркнул непроработанность вопросов, связанных со строительством социального и индивидуального жилья. 

   

Без надобности. Критически подошли к концепции программы не только участники заседания ассоциации, но и лица, непосредственно участвовавшие в принятии документа. Причем, вопреки мнению Николая Демкина, единодушия у «строительных» парламентариев в этом вопросе нет.

Генеральный директор ОАО «Стройиндустрия» и депутат Законодательного собрания области Семен Леви в интервью Building b.c. назвал законопроект ненужным. «На заседание депутатской рабочей группы, где рассматривалась эта концепция, я не пошел. Потому что устал от «пустых» программ и концепций. Сегодня федеральные и региональные законы без дополнительных документов позволяют резко увеличить объемы строительства и сделать жилье действительно доступным, — заявил «строительный» парламентарий. — Нам для развития действительно не хватает поддержки государства, но эта проблема, в сущности, не зависит от принятия или непринятия очередной концепции. Именно поэтому на пленарном заседании Законодательного собрания я не голосовал за ее принятие. Повторюсь: это – очередная профанация, очередная ненужная бумага, — пояснил господин Леви. Я очень уважаю Николая Ивановича Демкина, он профессиональный строитель, но данная инициатива, а также ряд подвижек в ассоциации «Пермские строители» наводят на мысль о формировании системы лоббирования интересов отдельных застройщиков. Я против таких схем и выступаю за равные условия для всех участников рынка». 

Без энтузиазма отнеслись к первому в истории региона строительному стратегическому документу и в органах исполнительной власти региона. Председатель Правительства Пермского края Николай Бухвалов в интервью Building b.c. заявил:

— Я тоже с изрядной долей критики отношусь к этому документу. Мы с большим сомнение дали положительное заключение на концепцию. Главный недостаток — в ней нет механизмов реализации заявленных целей. Документ стоит воспринимать как пиар-акцию депутатов от строительного комплекса. Есть там и элемент лоббизма, хотя в данном случае это — нормально.

Несмотря на критику, документ был принят на заседании парламентов Пермской области и Коми округа. Сторонники концепции уверены: в законодательстве региона есть явный вакуум, который необходимо заполнить. Одним из основных аргументов в пользу документа было: документ необходимо принять, а недостатки исправить в программе, которая будет разрабатываться уже осенью этого года.

Справка «bc»

Целями принятой концепции развития строительного комплекса является развитие индустрии и за счет этого «создание доступного и комфортного жилья, обеспечение потребностей производства и воспроизводства в экономике и социальной сфере края». В графе «задачи» значится «совершенствование организационной структуры стройкомплекса и управления его развитием; технологическая и экологическая модернизация индустрии; развитие производственной, инвестиционной и инновационной структур региона; а также развитие рыночных институтов в сфере строительства».

Поделиться:
Все новости компаний