Газета
 02 октября 2006, 00:00   835

Проверка на профессионализм

ТЮЗ представил последний спектакль проекта «Территория детства, отрочества, юности». На четыре постановки из бюджета было выделено два миллиона рублей.
Автор: Кирилл Перов
ТЮЗ представил последний спектакль проекта «Территория детства, отрочества, юности». На четыре постановки из бюджета было выделено два миллиона рублей.

21 сентября в Пермском театре юного зрителя состоялось открытие нового, сорок третьего, театрального сезона. Спектакль по драме Чехова «Три сестры» стал четвертой, завершающей постановкой, вошедшей в проект театра «Территория детства, отрочества, юности». В прошлом сезоне уже прошли спектакли «Приключения Тома Сойера», «Стойкий оловянный солдатик» и «Электронная бабушка». На «Территорию детства, отрочества, юности» областная администрация выделила два миллиона рублей.
 
«Без Чехова нельзя в репертуаре». Как считает режиссер-постановщик спектакля, заслуженная артистка РФ Татьяна Жаркова, «Три сестры» — достойное завершение цикла спектаклей, потому что «именно классики не хватает в сегодняшних театрах».
Татьяна Жаркова:
— Предыстория создания пьесы очень интересна. Чехов не только «приговорил» Пермь к званию «маленького губернского города», но и изобразил реальных людей, которые, возможно, ходили по тем же самым улицам, по которым сейчас гуляем мы. Так, есть мнение, что знаменитая ссора барона Тузенбаха с Соленым произошла в сквере у нынешнего оперного театра.
В пьесе ставятся вечные проблемы и вопросы: зачем живем, зачем страдаем. Без Чехова нельзя в репертуаре. Это показатель профессионализма труппы: играя Чехова, нужно раскрыться, иначе зритель будет чувствовать ходульность, ненатуральность игры... Тем более, что в нашу труппу в прошлом году влились молодые актеры, а им надо расти на хорошем материале...
Сейчас в спектакле задействованы два состава, которые очень внимательно (и, может быть, даже ревностно) следят за работой друг друга. Очевидно, поэтому в процессе репетиций все актеры похудели так, что на них стали болтаться костюмы. «Художник-постановщик спектакля Юрий Жарков, один из исполнителей роли Вершинина, похудел на четыре килограмма», — улыбается Татьяна Жаркова.
Шероховатости оваций. Премьера спектакля собрала такое число зрителей, что пришлось ставить дополнительные стулья. После финальной сцены последовали столь бурные и  продолжительные аплодисменты, что актерам несколько раз пришлось выходить на поклон. Оказалось, что колоссальный интерес к Чехову свойственен не только художественным руководителям театров, но и просто зрителям, что у писателя и драматурга много тем не только для молодежи (как считает Татьяна Жаркова), но и для людей всех возрастов.
Впрочем, назвать постановку классической довольно трудно. Во-первых, для усиления колорита местности в оформлении спектакля использованы фотографии узнаваемых пермских зданий, которые в процессе представления даже движутся. Во-вторых, большинство актеров в момент наивысшей экспрессии почему-то за-прыгивают на стол. Герои помоложе с разбегу взлетают на этот до-бротный предмет мебели и восторженно воспевают способность трудиться. Герои постарше разбегаются, но потом предусмотрительно подставляют стул и таки забираются на стол. Даже влюбленным парам (Вершинину и Маше, Тузенбаху и Ирине) непременно хочется говорить о своих чувствах, прочно ступив на него ногами.
В-третьих, общее впечатление от времени, кропотливо созданном интерьером дома, одеждой героев (в частности, военной формой и головными уборами), портят некоторые детали. Так, Андрей Прозоров, гуляющий со своей дочкой Софочкой, почему-то обут в модные нынче ботинки с узкими носами. На именины младшей из сестер Ирины приносят пирог в очень красочной (почти открыточной) круглой коробке. Такого высококачественного картона во времена Чехова еще не было. Да и таких большущих красных роз на коробках для тортов в начале века еще не рисовали.
Эти небольшие замечания не то чтобы портят ощущение от постановки, но немного удивляют и смущают внимательного зрителя.
 
«Вон из Москвы...». «К Перми влеченье — род недуга Я ощущаю», — писал в начале прошлого века московский журналист. То же самое можно сказать и об актерах ТЮЗа: в спектакле «Похождения солдата Чонкина», грант на постановку которого в размере миллиона рублей театр выиграл в рамках программы «Пермь — культурная столица Поволжья – 2006», участвуют за-служенная артистка России Наталья Шульга и народный артист России Владимир Шульга, на время приехавшие в Пермь. В премьере, назначенной на середину ноября, будет участвовать и известная Светлана Пермякова, ныне ведущая «Русского радио». «Пермская земля держит, не отпускает», — говорит Татьяна Жаркова. Она считает, что актерам ТЮЗа легко удается создать свое, теплое пространство, из которого, вопреки стремлениям чеховских героев, никуда уезжать не хочется.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний