Газета
 02 октября 2006, 00:00   844

Проверка на профессионализм

ТЮЗ представил последний спектакль проекта «Территория детства, отрочества, юности». На четыре постановки из бюджета было выделено два миллиона рублей.
ТЮЗ представил последний спектакль проекта «Территория детства, отрочества, юности». На четыре постановки из бюджета было выделено два миллиона рублей.

21 сентября в Пермском театре юного зрителя состоялось открытие нового, сорок третьего, театрального сезона. Спектакль по драме Чехова «Три сестры» стал четвертой, завершающей постановкой, вошедшей в проект театра «Территория детства, отрочества, юности». В прошлом сезоне уже прошли спектакли «Приключения Тома Сойера», «Стойкий оловянный солдатик» и «Электронная бабушка». На «Территорию детства, отрочества, юности» областная администрация выделила два миллиона рублей.
 
«Без Чехова нельзя в репертуаре». Как считает режиссер-постановщик спектакля, заслуженная артистка РФ Татьяна Жаркова, «Три сестры» — достойное завершение цикла спектаклей, потому что «именно классики не хватает в сегодняшних театрах».
Татьяна Жаркова:
— Предыстория создания пьесы очень интересна. Чехов не только «приговорил» Пермь к званию «маленького губернского города», но и изобразил реальных людей, которые, возможно, ходили по тем же самым улицам, по которым сейчас гуляем мы. Так, есть мнение, что знаменитая ссора барона Тузенбаха с Соленым произошла в сквере у нынешнего оперного театра.
В пьесе ставятся вечные проблемы и вопросы: зачем живем, зачем страдаем. Без Чехова нельзя в репертуаре. Это показатель профессионализма труппы: играя Чехова, нужно раскрыться, иначе зритель будет чувствовать ходульность, ненатуральность игры... Тем более, что в нашу труппу в прошлом году влились молодые актеры, а им надо расти на хорошем материале...
Сейчас в спектакле задействованы два состава, которые очень внимательно (и, может быть, даже ревностно) следят за работой друг друга. Очевидно, поэтому в процессе репетиций все актеры похудели так, что на них стали болтаться костюмы. «Художник-постановщик спектакля Юрий Жарков, один из исполнителей роли Вершинина, похудел на четыре килограмма», — улыбается Татьяна Жаркова.
Шероховатости оваций. Премьера спектакля собрала такое число зрителей, что пришлось ставить дополнительные стулья. После финальной сцены последовали столь бурные и  продолжительные аплодисменты, что актерам несколько раз пришлось выходить на поклон. Оказалось, что колоссальный интерес к Чехову свойственен не только художественным руководителям театров, но и просто зрителям, что у писателя и драматурга много тем не только для молодежи (как считает Татьяна Жаркова), но и для людей всех возрастов.
Впрочем, назвать постановку классической довольно трудно. Во-первых, для усиления колорита местности в оформлении спектакля использованы фотографии узнаваемых пермских зданий, которые в процессе представления даже движутся. Во-вторых, большинство актеров в момент наивысшей экспрессии почему-то за-прыгивают на стол. Герои помоложе с разбегу взлетают на этот до-бротный предмет мебели и восторженно воспевают способность трудиться. Герои постарше разбегаются, но потом предусмотрительно подставляют стул и таки забираются на стол. Даже влюбленным парам (Вершинину и Маше, Тузенбаху и Ирине) непременно хочется говорить о своих чувствах, прочно ступив на него ногами.
В-третьих, общее впечатление от времени, кропотливо созданном интерьером дома, одеждой героев (в частности, военной формой и головными уборами), портят некоторые детали. Так, Андрей Прозоров, гуляющий со своей дочкой Софочкой, почему-то обут в модные нынче ботинки с узкими носами. На именины младшей из сестер Ирины приносят пирог в очень красочной (почти открыточной) круглой коробке. Такого высококачественного картона во времена Чехова еще не было. Да и таких большущих красных роз на коробках для тортов в начале века еще не рисовали.
Эти небольшие замечания не то чтобы портят ощущение от постановки, но немного удивляют и смущают внимательного зрителя.
 
«Вон из Москвы...». «К Перми влеченье — род недуга Я ощущаю», — писал в начале прошлого века московский журналист. То же самое можно сказать и об актерах ТЮЗа: в спектакле «Похождения солдата Чонкина», грант на постановку которого в размере миллиона рублей театр выиграл в рамках программы «Пермь — культурная столица Поволжья – 2006», участвуют за-служенная артистка России Наталья Шульга и народный артист России Владимир Шульга, на время приехавшие в Пермь. В премьере, назначенной на середину ноября, будет участвовать и известная Светлана Пермякова, ныне ведущая «Русского радио». «Пермская земля держит, не отпускает», — говорит Татьяна Жаркова. Она считает, что актерам ТЮЗа легко удается создать свое, теплое пространство, из которого, вопреки стремлениям чеховских героев, никуда уезжать не хочется.
Поделиться:
Все новости компаний