Газета
 25 сентября 2006, 00:00   1240

Не слезая с иглы

Не слезая с иглы
Пермские машиностроители рассчитывают развиваться за счет нефтяников и газовиков. На их деньги планируется налаживать смежные производства.
Автор: Кирилл Перов
Пермские машиностроители рассчитывают развиваться за счет нефтяников и газовиков. На их деньги планируется налаживать смежные производства.

Пермский край за годы рыночных преобразований так и не смог избавиться от болезни, поразившей всю страну. Название ей — сырьевая зависимость. Однако так было не всегда: перекос в сторону добывающих отраслей появился в 80–90-ые годы, до этого Прикамье скорее являлось типичным советским промышленным регионом с доминированием машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. Сегодня же большая часть бюджета региона формируется нефтяниками и калийщиками, одновременно все более значимыми становятся доходы ритейла и предприятий сферы услуг, обрабатывающие же отрасли находятся на второстепенных ролях.
Машиностроение в данном ряду не является исключением, и, когда у сырьевщиков начинаются проблемы, у машиностроителей нередко дела обстоят еще хуже. Так, вслед за снижением темпов роста в сырьевых отраслях Пермского края положение было усугублено существенным спадом производства машин и оборудования в 2005 году. По данным «Эксперт-Урал», эта отрасль в 2005 году ухудшила свои показатели на 19,8 %. О том, что не все гладко и в этом году, говорят данные официальной статистики: индекс производства машин и оборудования по крупным и средним предприятиям Прикамья за январь-июль 2006 года снизился на 15,8 % (до 84,2 %) в сравнении с аналогичным периодом прош-лого года. Темпы снижения этого показателя остались практически неизменными, если судить по данным 2005 года: за январь-июль 2005 рассматриваемый индекс составил 85,6 %, то есть произошло снижение на 14,4 % (данные Пермьстат). В то же время статистика показывает продолжающийся рост инвестиций в производство отдельных видов продукции машиностроения. Так, в январе-июле 2005 года наблюдался рост объема  инвестиций в производство двигателей в 1,7 раза. В этот же период 2006 года зафиксирован возросший на 30,6 % поток инвестиций в машины и оборудование, а также в производство прочих транспортных средств. Общие данные по отрасли, отражающие объем инвестирования в основной капитал, демонстрируют положительную динамику: в январе-июне в производство машин и оборудования было вложено 599, 5 млн рублей (что на 30 % превысило показатель за аналогичный период прошлого года). Также в 2006 году прикамские машиностроители продемонстрировали увеличение объема отгруженной продукции в январе-июле 2006 года на 6,1 % по сравнению с показателями аналогичного периода 2005 года.
За последнее время машиностроительную отрасль Прикамья навсегда покинул завод «Велта», не подает признаков полноценной жизни ФГУП «Завод имени Дзержинского». Однако, как отмечают опрошенные «bc» эксперты, не умереть прикамскому машиностроению, как и многим отраслям всей национальной экономики, позволил дефолт, взметнувший вверх долларовые цены и предоставивший отечественному производителю возможность немного оклематься. Тем не менее, по мере укрепления рубля эти преимущества постепенно сходят на нет. Однако, как выяснил «bc», ряд представителей прикамского машиностроения не считают положение безнадежным и уверены в динамичном и устойчивом развитии в ближайшие годы.
Среди них перечислим лидеров отрасли по результатам проведенного «bc» блиц-опроса среди экспертов издания: ОАО «Мотовилихинские заводы» (несмотря на то что на предприятии какое-то время назад был сделан акцент на металлургии), «Привод», «Новомет», «Синергия», «Павловский машзавод»  и с некоторыми оговорками «Пермские моторы».
Заметим, что ни одно их перечисленных предприятий не являет собой пример того, как можно жить и развиваться, не обслуживая нефтяников или газовиков. Соответственно, все лидеры производства так или иначе ориентируются на нефтегазовое машиностроение.
И это не случайно, если учесть, что, по словам первого заместителя генерального директора ХК ОАО «Привод» Павла Андреева, рост машиностроения будет связан в первую очередь с заменой устаревшего оборудования, обновлением основных фондов и технологических инструментов сервисными компаниями. «Собственно, рост объема сервисных услуг косвенно отражает рост машиностроения для «нефтянки». Сегодня объем сервиса для нефтегазового комплекса достиг отметки в 10 миллиардов долларов и продолжает расти. Дочерние сервисные подразделения нефтегазовых компаний составляют около половины этого рынка, остальную часть занимают независимые подрядчики, доля которых постоянно растет», — отмечает г-н Андреев.
Павел Андреев:
— Газпром намерен реализовать в ближайшие годы большую программу по модернизации и замене оборудования, не менявшегося с 70-ых годов. В связи с этим газовики рассматривают ряд различных технических решений по повышению эффективности и экологичности оборудования. Пермяки первыми предложили Газпрому сервисные инновации. Наше предприятие рассчитывает изготовить для монополии принципиально новые электроприводы, способные полностью заменить газовые турбины.
Среди пермских машиностроителей главным образом ориентированы на нефтяную отрасль высокотехнологичное предприятие «Новомет», завод «Синергия», «Павловский машзавод». Нефтяное оборудование производят «Мотовилихинские заводы» и «Привод». Заказ Газпрома обеспечивают опять же «Привод», НПО «Искра», «Пермские моторы» и другие предприятия региона. Соскакивать с «нефтегазовой иглы» никто не собирается, ведь эти заказы обеспечивают предприятиям гарантированный спрос на их продукцию.
 Ориентируясь на увеличение спроса со стороны нефтегазового комплекса, промышленники планируют рост производства. По словам первого заместителя директора ХК ОАО «Привод» Павла Андреева, в течение двух лет ХК ОАО «Привод» намерено удвоить объем производства. Об увеличении машиностроительной составляющей говорят и представители МЗ.
Игорь Ваган, директор по внеш-ним связям и корпоративным коммуникациям ОАО «Мотовилихинские заводы»:
—  В последние годы доля металлургии в структуре производимой МЗ продукции устойчиво держалась на уровне 45–55 %. Это связано, с одной стороны, с очень удачной конъюнктурой цен на рынке металлов, а с другой — с тем, что потребители нашей машиностроительной продукции только-только начали выходить из экономического кризиса 90-ых годов и увеличивать закупки оборудования. Однако наша стратегия — сосредоточиться именно на машиностроении и в первую очередь увеличивать объемы продаж строи-тельно-дорожной техники и нефтепромыслового оборудования Мы и сейчас в ряде сегментов российского рынка нефтяного оборудования занимаем существенные позиции.
Более того, в погоне за нефтегазовыми деньгами между разнопрофильными предприятиями машиностроения, представленными в крае, наблюдается даже конкуренция, по крайней мере, косвенная. Так, если «Мотовилихинские заводы» производят насосные штанги, то «Новомет» — центробежные насосы. Эти два вида агрегатов предназначены для двух конкурирующих между собой способов добычи нефти. Однако  в активе обеих компаний — одни и те же заказчики: крупные нефтяные корпорации России.
Однако, судя по заявлениям нефтяников, работы хватит всем.
Александр Лейфрид, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь»:
— Объем заказов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» предприятиям пермского машиностроительного комплекса ежегодно растет. Сегодня мы размещаем заказы в
ОАО «Мотовилихинские заводы», НПО «Искра», ОАО «Юго-Камский машиностроительный завод», ОАО «Привод», компании «Новомет». Это наши основные поставщики. Ежегодно объем заказов составляет порядка 80 миллионов рублей, но в следующем году мы планируем увеличить эту сумму вдвое — до 160 миллионов. Сегодня уровень нефтедобычи растет, увеличивается инвестиционная программа, как следствие, предприятию необходимы дополнительные оборудование и материалы.
Большие надежды на газовиков возлагают и на «Приводе», где в качестве основной предпосылки для развития отрасли в регионе назвали тот факт, что заместитель председателя правления Газпрома Александр Ананенков в ходе своего визита в Пермь оценил уровень развития здешнего машиностроения и заявил, что в Прикамье созданы все условия для создания здесь сервисного центра Газпрома. Топ-менеджер также пообещал 
50-процентное увеличение заказов для машиностроительных предприятий Прикамья.
Тем не менее, как выяснил «bc», в головах пермских машиностроителей не только мысли о нефтяниках и газовиках: в качестве одного из перспективных направлений своей деятельности на «Мотовилихинских заводах» называют производство строительно-дорожной техники и обеспечение нужд железнодорожников. И, тем не менее, налицо зависимость несырьевых отраслей от сырьевых. Как выяснил «bc», официальные лица в краевой власти не испытывают по этому поводу восторга.
Валерий Струк, начальник управления промышленности и науки Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края:
— Как-то господин Бендукидзе написал статью «Три госплана российской экономики». Там есть такой вывод: три отрасли — газовая, нефтяная (сырьевые), РАО ЕЭС вместе с РАО РЖД — жестко диктуют развитие российской экономики. В результате у обслуживающих их нужд  предприятий нет интереса развивать что-либо, поскольку заказчики зачастую закупают не лучшую продукцию, а самую дешевую, нередко только у аффилированных структур. Поэтому в машиностроении, где велики затраты на  НИОКР, предприятия, понимая высокий уровень внеэкономических рисков, не вкладывают серьезные  деньги в развитие, и вполне возможно, что это — основная причина стагнации. Плюс к тому избыток денег в отдельных сегментах экономики  позволяет перекупать машиностроительные предприятия на всякий случай. Передел собственности происходит на глазах. Не являясь, по сути,  портфельными инвесторами, новые владельцы выстраивают вертикально интегрированные структуры, которые разрывают сложившиеся связи и отношения как внутри компании, так и за ее пределами. Поэтому приходится констатировать, что в отрасли отсутствует конкуренция и нет экономической свободы.
Впрочем, отмечают эксперты издания, за счет денег от нефтяников и газовиков, наоборот, появляется возможность развивать и отличные от нефтегазового направления машиностроения. По словам руководителя московского представительства «Привода» Ирины Бурдельной, при резко возросших заказах Газпрома и «нефтянки» машиностроители обрели шанс совершить скачок в технологическом плане. «Полученные результаты по инновациям, апробированные в нефтегазовом секторе, потом начинают работать в других несырьевых отраслях. У «Привода»  есть интересные работы по созданию ветрогенераторов, его генераторы работают уже три года на единственной в России геотермальной тепловой станции на Камчатке, есть разработки для РЖД и они растут, для метро и т.д.  Так что «нефтегазовая игла» может сделать хорошую инъекцию всему  машиностроению. Откуда деньги — оттуда и рост», — подчеркивает г-жа Бурдельная.
Другой вопрос, нередко поднимаемый машиностроителями, — промышленная политика региона.  По  словам Валерия Струка, в арсенале субъекта федерации недостаточно полномочий по решению проблем машиностроительной отрасли, тем более что машиностроение в Пермском крае представлено крупными предприятиями. Однако, отметил чиновник, это не означает, что местная власть отмежевывается от проблем отрасли. Мнения опрошенных «bc» участников отрасли относительно того, что могла бы сделать краевая власть для развития машиностроения в регионе, существенно расходятся.
По словам бывшего генерального директора ПМК, ныне «единоросса», депутата ЗС Виктора Кобелева, региональную политику в области машиностроения развивать сегодня очень сложно в связи с тем, что краевые власти не видят эту отрасль как основной источник пополнения бюджета, к тому же владельцами активов являются в основном лица «непермской национальности». «Если владельцы, допустим, в Москве решили, что отрасль должна развиваться в данном направлении, оно так и будет, вне зависимости от того, желают этого краевые власти или нет. Владелец может, никого не спрашивая, принять решение о закрытии завода и переводе специалистов с него на другое предприятие, и никто не сможет реально этому помешать, — сказал г-н Кобелев. Тем не менее, сами собственники из числа непермяков считают по-другому. Так, представители ОАО «Привод» заявили «bc», что как раз-таки создание программы по инвестиционной привлекательности края для крупных инвесторов, партнеров из смежных областей может реально повлиять на рост производства в отрасли. «Пока этим занимаются предприятия сами по себе. Если будет краевая программа, можно ожидать системного роста в машиностроении», — отметили на «Приводе».
По словам Игоря Вагана, от региональных властей вовсе и не требуется никаких сверхусилий и патронажа, а необходимо только создание соответствующей инфраструктуры для развития производства (коммуникации, энергетика, кадровый потенциал и т. п.) и благоприятного инвестиционного климата. В свою очередь директор «Пермского механического завода» (предприятие ориентировано на строительную отрасль), депутат Пермской гордумы Александр Гимерверт, напротив, считает, что властям следовало бы куда активнее вникать в проблемы машиностроителей. «Даже на уровне города предложение депутатов создать отдельный департамент по промышленной политике, предпринимательству и науке пока встретило непонимание у исполнительной власти. Никакие рыночные механизмы этого не заменят, Мы, например, практически не работаем со строительными организациями своего региона, так как наши возможности ими не востребованы. Зато в Екатеринбурге, где строительная отрасль находится под пристальным контролем региональных властей, новые направления, кроме строительства из кирпича, активно развиваются. В итоге за пределы региона вышли строить высотные дома компании даже не из самого Екатеринбурга, а из небольших городов Свердловской области, и это позволяет свердловскому машиностроению, обеспечивающему нужды таких компаний, активно развиваться», — отмечает г-н Гимерверт. «Мы должны думать и создавать условия для развития малых и средних предприятий, предпринимательских инициатив, формировать условия для актуального производственного бизнеса, отвечающего интересам города и региона,  вносящего значительный вклад в бюджет», — уверен г-н Гимерверт.
Похожие идеи, по словам Виктора Кобелева, пытались воплотить в жизнь предприятия- члены некоммерческого партнерства «Сотрудничество». «Все попытки «Сотрудничества» снизить издержки регионального машиностроения и сделать нечто вроде совнархоза неких предприятий так и остались в основном попытками. Суть проекта состояла в том, чтобы создать единый, например, инструментальный завод для ряда машиностроительных предприятий. Все ведь понимают, что содержать на заводике свой собственный инструментальный участок, который будет работать время от времени, недешево. Поэтому и возникло предложение в рамках «Сотрудничества» объединить ряд предприятий, чтобы они смогли учредить организацию, удовлетворяющую их общие нужды. Но собственников эта идея не вдохновила», — заметил Виктор Кобелев.
Говоря о перспективах отрасли, опрошенные «bc» эксперты сходятся во мнении, что они связаны, прежде всего, с внедрением в производство инновационных технологий. Решать эти задачи, по убеждению экспертов издания, способны только те предприятия, которые нашли в лице собственников стратегических инвесторов, готовых развивать свои активы и в связи с этим выстраивать прозрачную структуру управления. Пока, отмечают собеседники издания, таких счастливчиков в крае единицы.

Индекс промышленного производства Пермского края (в % к предыдущему году)
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Вся промышленность 100,2 92,2 108,4 92,4 114,2 112,0 105,8 100,2 107,0 105,0 100,0
Машиностроение и металлообработка 98,8 97,4 125,1 74,3 125,0 139,6 11,0 93,6 112,9 100,5 127,9

Индекс промышленного производства по отраслям промышленности (19990 + 100 %)
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Вся промышленность 62,6 57,7 62,6 57,8 66,0 73,9 78,2 78,4 83,9 88,1 88,1
Машиностроение и металлообработка 33,3 32,4 40,6 30,1 37,7 52,6 58,4 54,7 61,8 62,1 73,4
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний