Газета
 25 сентября 2006, 00:00   1393

Полис на всю жизнь

Полис на всю жизнь
Рынок долгосрочного страхования жизни в Пермском крае находится в зачаточном состоянии. Работающие на нем компании пока не считают друг друга конкурентами, ставка делается на то, чтобы успеть сформировать портфель до прихода в регион крупнейших зарубежных страховщиков.
Автор: Кирилл Перов
Рынок долгосрочного страхования жизни в Пермском крае находится в зачаточном состоянии. Работающие на нем компании пока не считают друг друга конкурентами, ставка делается на то, чтобы успеть сформировать портфель до прихода в регион крупнейших зарубежных страховщиков.

Рынок долгосрочного страхования жизни в России, по сути дела, только начал формироваться после кризиса 90-ых годов. Прежние традиции накопительного страхования оказались утраченными, а новые, отвечающие экономическим реалиям, только формируются. Серьезные действия по запуску соответствующих программ страховщики предприняли лишь в 2005—2006 годах.
Точкой отсчета принято считать 2003 год, когда внесенные Госдумой поправки в Закон «Об организации страхового дела в РФ» обязали страховые компании распределить рисковые и накопительные страховые продукты по отдельным компаниям. Такие меры по замыслу законодателя направлены на обеспечение надежности компаний, которые будут заниматься долгосрочным накопительным страхованием. В итоге за последние два года ряд крупных российских страховщиков параллельно с приходом иностранных компаний заявили о планах обрести свое место на этом рынке.
Так, свои маркетинговые стратегии захвата пока еще нетронутого лайф-сегмента обнародовали несколько компаний, среди них «Росгосстрах-Жизнь», «Ингосстрах ЛМТ», «КапиталЪ Страхование Жизни», «УралСиб-Жизнь», «Ренессанс-Жизнь» и другие. Начало 2006 года также ознаменовалось приходом на российский рынок иностранных страховщиков. Так, в марте этого года Росстрахнадзор выдал лицензию на страхование жизни в России крупнейшему по мировым меркам британскому страховщику Aviva. На российском рынке уже работает немецкая «ЕРГО Жизнь», и, как уверяют эксперты, нашествие варягов нам еще только предстоит пережить.
Справка «bc»
Накопительное страхование жизни — один из инструментов инвестирования средств, сочетающий в себе одновременно способ сбережения и увеличения средств страхователя (по типу накопительных банковских вкладов) и получения страховой защиты на период действия полиса. Принципиальным отличием страхового варианта накопления от банковских накопительных вкладов является рисковая составляющая, благодаря которой клиент может в течение всего накопительного периода находиться под страховой защитой по рискам «утрата трудоспособности», «инвалидность» и «смерть». При этом вложенные средства защищены уже после внесения первого страхового взноса. В случае смерти застрахованного вы-плата будет произведена его наследникам или выгодоприобретателям. Эта опция делает накопительное страхование привлекательным финансовым инструментом.
 
Полис надолго. По оценкам экспертов компании «Росгосстрах», до того, как страховщики потянулись осваивать практически утраченный для России лайф-сегмент долгосрочного накопительного страхования, на этом рынке присутствовали в основном номинальные игроки. Во-первых, большая часть страховых премий собиралась с целью осуществления налогосберегающих схем, во-вторых, те российские компании, которые реально занимались страхованием, предлагали своим клиентам полис на слишком короткие сроки: на один год или несколько лет. Оба явления, уверяют эксперты, постепенно изживаются, и на смену им неизбежно должно прийти долгосрочное страхование жизни.
Александр Торбахов, вице-президент группы компаний «Росгосстрах»:
— Краткосрочные программы позволяли страхователям накапливать суммы, например, на  приобретение меховой шапки. Естественно, это не интересно ни самим клиентам, ни компании,  ни страховым  агентам, совершенно не заинтересованным заключать подобные договоры. Развитие долгосрочного страхования жизни Росгосстрах считает приоритетным в своей деятельности. Исследования Росгосстраха свидетельствуют, что у россиян есть потребность в защите от неприятностей с помощью накопления. При этом рисковая составляющая – сбережения на «черный день» –
занимает верхнюю позицию в рейтинге важности целей сбережений.
В изживании схемного страхования свои плоды приносит борьба с ним Росстрахнадзора. Как результат за первое полугодие 2006 года доля премий по жизни в общем объеме премий российских страховщиков снизилась в 4 раза по сравнению с данными за аналогичный период 2005 года (в первом полугодии 2006 года этот показатель находился на уровне 3 % в сравнении с аналогичным за первые 6 месяцев 2005 года — 12,7 %). По подозрению в осуществлении схем лицензий на право осуществлять страховую деятельность лишился ряд компаний, числившихся в лидерах рынка, и среди них «Столичное страховое общество». В итоге, в первом полугодии 2006 года россий-ские страховщики собрали страховые взносы по этому виду на сумму 6,7 млрд рублей. Тот факт, что среди лидеров по сборам оказались как кэптивные страховые компании, не работающие на розничном рынке, так и региональные компании, занимающиеся краткосрочным страхованием жизни, говорит о том, что долгосрочное страхование жизни только начинает возрождаться. Столь же непоказательной является статистика и по пермскому региону, где перемешаны компании, занимающиеся долгосрочным и краткосрочным страхованием.
 
Пермский расклад. Как следует из проведенного «Финансы b.c.» блиц-опроса среди нескольких страховых компаний и сторонних экспертов, наиболее активно услугу по страхованию жизни на пермском рынке продвигают такие компании, как «Росгосстрах-Жизнь», Reneissance life, «КапиталЪ Страхование Жизни», «УралСиб Страхование Жизни», AIG, «Ингосстрах ЛМТ», «Альянс РОСНО Жизнь». Остальные не столь заметны на рынке.
Согласно данным за первое полугодие 2006 года, объем премий, собранных всеми страховыми компаниями, работающими в Пермском крае по линии жизни, составил 168,2 млн рублей. Выплаты, произведенные страховщиками Прикамья за этот же период, оцениваются в 127,262 млн рублей (обе цифры приведены с учетом краткосрочного страхования жизни и пока еще присутствующих на рынке схем). Львиная доля премий, 139,518 млн рублей, пришлась на «Урал-АИЛ», компанию, которая пока не вышла на долгосрочное страхование жизни и заключает договоры сроком на один год. В сравнении с ней показатели страховщиков, сосредоточившихся на «долгой жизни», выглядят более чем скромно. Так, компания «Ренессанс-Жизнь» за аналогичный период собрала 5,875 млн рублей. «Это  говорит лишь о том, что компании, вышедшие с предложением долгосрочного страхования жизни, только начали прощупывать рынок», — отмечает директор пермского агентства по страхованию жизни «УралСиб» Татьяна Бусыгина.
Однако такой расклад только подстегивает активнее работать тех участников рынка, что уже приступили к работе в Пермском регионе. Все они единодушны в оценке перспективности лайф-сегмента в Пермском крае.
Эмма Никитина, заместитель директора Пермского филиала «Росгосстраха» по страхованию жизни:
— Это очень привлекательный сегмент. Сегодня средняя зарплата по России достигла 300 долларов в месяц, а в странах Восточной Европы бурное развитие страхования жизни началось, когда данный показатель достиг 400–500 долларов. Именно это продемонстрировал опыт Польши и Турции. К тому же ОСАГО приблизило страхование к населению, и сегодня люди уже начинают делать выбор в пользу более сложных финансовых инструментов, нежели банковские вклады. Бум вложений в ПИФы — тоже признак того, что мы стоим  на пороге, когда востребованность страховых продуктов «жизневой» линейки окажется весьма высокой. Соответственно, надо успевать формировать свой портфель в этом сегменте страхового рынка, если учесть, что иностранные страховщики уже пришли в Россию именно с этой целью, и нет никаких сомнений, что первым делом они начнут с городов-миллионников.
Перспективность «жизневого» страхования, в том числе и в Пермском крае, подтверждает тот факт, что на розничный рынок выходят и страховые компании корпоративного характера. Примером тому служит открытие в Перми филиала «КапиталЪ Страхование Жизни». По словам исполнительного директора пермского филиала компании Андрея Лузянина, компания начала с регионов присутствия «ЛУКОЙЛа», однако своим приоритетом считает освоение именно розницы.
Андрей Лузянин:
— Мы не собираемся замыкаться на корпоративных программах и сотрудничать исключительно со штатными работниками нефтяной корпорации «ЛУКОЙЛ», хотя работа с ними ведется и будет вестись нами постоянно. Мы во многом ориентируемся и на свободный рынок. Следует также отметить, что особой конкуренции в лайф-сегменте на рынке сегодня пока нет, если учесть, что на всю Пермь у профильных компаний пока работает не слишком большое число  менеджеров этого направления. Соответственно, и поле деятельности для тех игроков, что уже запустили свои «жизневые» программы,  более чем обширно, как  и перспективы развития данного рынка.
Курс на расширение. О намерении активизировать  работу в пермском лайф-сегменте говорят и в «УралСиб Страхование Жизни». Директор регионального агентства этой компании Татьяна Бусыгина в разговоре с «Финансы b.c.» заявила, что на недавнем совещании в Москве корпорация «УралСиб» объявила 2007 год годом страхования жизни.
Татьяна Бусыгина:
— Соглашусь с мнением, что в последнее время мы не так активно работали в лайф-сегменте, как планируется на следующий год. Наша задача — занять 2 % рынка страхования жизни в 2007 году, в 2008 году — 5 %. «УралСиб-Жизнь» за первые 9 месяцев работы на пермском рынке в 2005 году и первом полугодии 2006 года  собрал страховых премий на сумму 10 миллионов рублей. Задача на 2007 год — увеличить этот показатель до 20 миллионов рублей.
В то же время, по словам г-жи Бусыгиной, ее компания планирует, прежде всего, заняться привлечением страхователей из числа сотрудников корпорации «УралСиб» и ее клиентов, хотя это не означает ухода с розничного рынка. «Речи о  расширении представительств компании в Пермском крае пока не идет, решено остановиться на том, что у нас уже есть дополнительный офис агентства в Соликамске, который обслуживает градообразующие предприятия Верхнекамья», — отметила  Татьяна Бусыгина.
О планах развития филиальной сети, прежде всего, с целью продвижения жизни говорят в «КапиталЪ Страхование Жизни» и «Росгосстрах-Жизнь». По словам Андрея Лузянина, осенью этого года его компания откроет в Перми страховой магазин, где можно будет приобрести полис по любому виду страхования, которым занимается компания, но основная задача этих подразделений — продвигать именно услугу по страхованию жизни. Как заявил г-н Лузянин, в планах компании до конца года — открыть еще два таких страховых магазина, на очереди — рассмотрение варианта создания магазина в Березниках.
Представители пермского филиала «Росгосстрах-Жизнь» сообщили «Финансы b.c.», что компания также планирует расширять свою деятельность как на территории Перми, так и всего края. По словам Эммы Никитиной, в течение одного года должны появиться специализированные агентства по страхованию жизни в каждом районе Перми. Параллельно компания ведет переговоры о создании аналогичных подразделений в крупных городах Прикамья: Березниках, Соликамске, Кунгуре и Чусовом. «Мы и сейчас реализуем на всей территории края полисы страхования жизни, но престижные  продукты могут продавать только хорошо обученные агенты, для этого нам и необходимо расширение», — отметила г-жа Никитина в разговоре с «Финансы b.c.».
Упрочить свое присутствие в Перми намерены и представители «Ренессанс Life». Директор пермского филиала компании Людмила Дейнеко сообщила, что до конца следующего года «Ренессанс Life» планирует открыть 2 дополнительных офиса продаж в Пермском крае.
Впрочем, по оценкам представителей компании AIG, опубликованным в федеральных СМИ, в Перми целесообразно открыть даже большее количество специализированных подразделений «жизневых» компаний. «Мы подсчитали, чтобы в городе-миллионнике предложить наши программы каждому представителю среднего класса (10 % населения), требуется не менее 20 агентств, в каждом из которых работает в среднем 50 агентов», —  заявил президент «AIG Россия» Александр Зарецкий в интервью «Русскому полису». Отметим, что пока в Пермском крае у компании нет ни одного такого агентства.
Представители большинства опрошенных «Финансы b.c.» компаний также заявляют о бесперспективности использования для продвижения продуктов сетевого маркетинга, широко распространенного в лайф-сегменте. По словам директора пермского филиала «Ренессанс Life» Людмилы Дейнеко, в Перми такой метод работы неэффективен. 
Людмила Дейнеко:
– В 90-ые годы в нашем регионе действовал целый ряд недобросовестных МЛМ-сетей, которые создали негативную репутацию этому виду продаж. Кроме того, такие структуры в долгосрочной перспективе неэффективны для бизнеса: в них отсутствуют реальные, профессиональные управленцы, стратегические решения делегируются продающим подразделениям, что приводит к быстрому свертыванию бизнеса и переходу продающих структур из одной компании в другую. Это невыгодно ни компании, ни клиентам.
Опрошенные «Финансы b.c.» страховщики также сходятся во мнении, что локомотивом роста лайф-сегмента должен стать именно средний класс. По словам Сергея Артемьева, директора «Пермского страхового агентства», выступающего на пермском рынке брокером, страхование жизни больше будет востребовано именно средним классом, поскольку категорию  обеспеченных страхователей вряд ли привлечет перспектива долгосрочного накопления, которое не обеспечивает максимально возможной прибыли от вложений и больше ориентировано именно на страховую защиту. «Крупную сумму, думаю, состоятельные люди предпочтут вкладывать в более высокодоходные и рисковые финансовые инструменты, нежели в страхование жизни. Таким клиентам проще все-таки заставить работать деньги иными способами и иметь страховую защиту по линии страхования от несчастных случаев, договор по которому пусть и заключается, как правило, сроком на один год», — заметил г-н Артемьев. Соглашается с такими оценками и Андрей Лузянин: «У высокообеспеченных людей действительно есть множество путей диверсифицировать свой финансовый портфель, в то время как у клиентов среднего и небольшого достатка других механизмов получения страховой защиты и одновременно накопления, по сути, нет. Именно они и должны стать основными клиентами страховщиков». Под этой категорией, как выяснили «Финансы b.c.», страховщики, работающие на пермском рынке, подразумевают, прежде всего, клиентов с ежемесячным доходом от 10–12 тысяч рублей, хотя это не мешает им иметь в портфеле договоры на достаточно крупные суммы.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний