Газета
 04 сентября 2006, 00:00   982

48 часов свободы

48 часов свободы
Один из ста важнейших памятников мира во второй раз пригласил на свою территорию всех желающих.
Автор: Кирилл Перов
Один из ста важнейших памятников мира во второй раз пригласил на свою территорию всех желающих.

– А Вы откуда?
– Я с Урала.
– А Вас за что?
(из разговора в немецком баре)

26–27 августа в Мемориальном музее истории политических репрессий «Пермь–36» (д. Кучино Чусовского района Пермского края) в рамках программы «Пермь — культурная столица Поволжья» состоялся Форум гражданственности «Пилорама».
Участники и гости форума собрались на территории бывшего лагеря уже во второй раз. Первый концерт авторской гражданской песни «Пилорама» состоялся в сентябре 2005 года, когда музей отмечал свое десятилетие.
Оба раза Форум гражданственности «Пилорама», несмотря на свое достаточно официальное название, выгодно отличался как от скучных пафосных мероприятий, так и от бардовских фестивалей, которые, кроме общего алкогольного расслабления и неудовлетворенных поэтических амбиций, ничего из себя, по правде говоря, не представляют.
 
Важно. Форум гражданственности — партнерский проект, ставящий перед собой достаточно серьезные цели, а именно воспитание новой личности и создание гражданского общества в России. В проекте задействованы департамент культуры и искусства, комитет по молодежной политике администрации Пермской области, аппарат уполномоченного по правам человека в РФ и Пермской области, общественная организация «Авторский дом», Пермская региональная общественная организация «Камва» и другие.
 
Разнообразно. Несмотря на серьезную миссию форума, организаторы постарались сделать «Пилораму» максимально открытым и интересным мероприятием. И это им удалось. Двухдневная программа форума была насыщена до предела и хорошо продумана: экскурсии по музею, дискуссия «Зачем нам музей ГУЛАГа?», презентация пьесы Владимира Винниченко «Эта маленькая жизнь», фестиваль гражданской песни и поэзии «Пилорама» с участием известных групп и исполнителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска и Перми, многочисленные арт-акции и перформансы, подготовленные синтез-театром POST-Vog’ и молодежным театром «Новая драма».
 
Занимательно. Гостям «Пилорамы» были предоставлены широкий выбор культурных мероприятий и возможность формировать собственную программу их посещения. И все равно многие пытались попасть на все и сразу. У бараков то и дело возникали короткие и торопливые диалоги:
Ты на дискуссию или на экскурсию?
Я на дискуссию. На экскурсии в том году был. Впрочем, и сейчас бы сходил, но приходится выбирать.
А я постараюсь сходить и туда, и сюда.
Не сможешь.
Но попытаюсь хотя бы.
Или даже еще короче:
В жилом бараке строгого режима сейчас пьесу Винниченко будут читать… Не знаешь, как туда пройти?
Нет. Пойдем искать вместе.
Но самым большим испытанием на прочность стал, конечно, фестиваль гражданской песни и поэзии «Пилорама», начало которого совпало с проливным дождем, не прекращавшимся в течение нескольких часов. Но никто и не думал расходиться. Кто-то предусмотрительный просто раскрыл зонт, кто-то сходил за дождевиком, а кто-то (здесь автор этих строк скромно опускает глаза) просто накинул капюшон, а потом, честно просидев под дождем два часа, согрелся кофе под ближайшим навесом и снова вернулся к сцене.
 
Официально. Фестиваль открылся обращением уполномоченного по правам человека в Пермской области Татьяны Марголиной и председателя Федерального политсовета СПС Никиты Белых.
Татьяна Марголина:
Уже второй год при любой погоде здесь собираются не только те, кто был участником драматических событий, происходивших в нашей стране, но и творческие люди, все, кому не-
безынтересен этот форум. Своим присутствием вы показываете свое отношение к стране и гражданственности, свою большую заботу…
А Никита Белых предположил, что отстаивать гражданственность в стенах уютного зала может каждый, а в таких условиях — лишь самые стойкие, и подкрепил эту мысль только что родившимся афоризмом: «Друг познается в беде, а гражданское общество — в экстремальных условиях». Правда, сам почему-то подозрительно быстро исчез. Тройку VIP-гостей замыкал Николай Симаков, глава администрации Чусовского муниципального образования.
Николай Симаков:
С одной стороны, мы знаем, какая в государстве была жизнь, с другой стороны, Форум гражданственности «Пилорама» направлен на формирование нового человека, нового государства…
Такими словами закончилась официальная часть фестиваля гражданской песни. На сцену поднялись как раз те творческие люди, о которых говорила Татьяна Марголина.
 
Креативно. И закрутилось калейдоскопическое колесико. Каждый выступающий представил свою полихромную гамму видения, свой особый мир и уникальный угол зрения. Правда, перед разнящимися по индивидуальности выступлениями произносились достаточно стандартные спичи: погода очень плохая, спасибо, что пришли, берегите себя. Творческая сторона выступлений приятно отличалась от прозаической.
Денис Голиков исполнил грустную песню о короле, «голубоглазом герое», который вернулся с войны и никак не может найти себе место в мирной жизни. Бывший политзаключенный лагеря «Пермь–36», поэт Николай Браун поразил зрителей экспрессивным «этапным» роком. Особо зловещей показалась строка-метафора «Мордовия как дракон, держатель трупов и нар». Задорную ноту внес лауреат фестиваля «Золотая пора» Александр Сергеев, справедливо заметивший, что «сложно попасть в историю. Легче в нее влипнуть».
Плотное кольцо у сцены не редело, аплодисменты не стихали, хотя хлопать, держа в одной руке зонт, не очень удобно. Но зрители не расходились. Лишь изредка сдавали посты: «Ты посиди пока тут, я за кофе сбегаю. Тебе купить?» И снова возвращались, притягиваемые энергетикой фестиваля, его открытой и мощной силой.
Особой любовью зрителей традиционно пользовались ансамбль «Пятый корпус» и заезжий гость Михаил Башаков, открывший миру Элис, которая «красиво одевается, красиво говорит» и много чего еще умеет делать…
Возможно, девизом следующего Форума «Пилорама» станет формула, выведенная Сергеем Ковалевым, директором Института прав человека, бывшим политзаключенным лагеря «Пермь–36»: «Гражданственность — это твое отношение к жизни, то, как, что и кого ты любишь». Точнее и проще уже не скажешь.

Справка «bc»
Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь–36» — единственный музей-лагерь на всем постсоветском пространстве. В музее представлены все этапы репрессивной политики и истории пенитенциарной системы СССР с 1946 по 1980 годы. В различных лагерных постройках разместились экспозиции, выставки и подлинные лагерные интерьеры. Мемориальный музей «Пермь–36» внесен экспертами ЮНЕСКО и Word Monuments Watch в список ста важнейших памятников мира.
По словам исполнительного директора музея «Пермь–36» Татьяны Курсиной, финансирование мемориального комплекса осуществляется по следующей схеме: 20 % —  бюджетные средства, 80 % — спонсорство через российские и зарубежные гранты. В перспективе музею «Пермь–36» хотелось бы сотрудничать с крупными представителями пермского бизнес-сообщества.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний