Газета
 28 августа 2006, 00:00   1083

Разные новости

Разные новости
Малый бизнес Прикамья набирает обороты, но, как признают эксперты, темпы могут быть заметно выше. Почти все здесь зависит от государства и банков.
Автор: Кирилл Перов
Вот он какой! Осенью 2006 года малый бизнес отпразднует годовщину: в ноябре исполняется двадцать лет со дня принятия Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», положившего начало его развитию, в том числе и в Прикамье. Минувшие с тех пор годы не были легкими. И внешние условия ведения бизнеса, и он сам неоднократно претерпевали коренную трансформацию. Тем не менее, сегодня малый бизнес Пермского края представляет собой вполне сложившийся сегмент экономики, имеющий определенное влияние на жизнь всего региона. По итогам 2005 года доля малого бизнеса в экономике Пермского края характеризуется следующими цифрами: 19 % объема выручки; 17 % количества предприятий; 7 % занятых; 5 % инвестиций в основной капитал; 3 % налоговых поступлений в консолидированный бюджет (по данным за 2004 г.).
Однако на этом развитие малого бизнеса в Прикамье не останавливается. По итогам первых месяцев 2006 года официальная статистика зафиксировала увеличение числа субъектов малого предпринимательства, их совокупного оборота, а также объема инвестиций в основной капитал, осуществленных в рамках этого сектора экономики.
 
Основные финансовые показатели. Данные рейтинговой таблицы свидетельствуют о том, что обороты лидеров малого бизнеса Прикамья неожиданно высоки. Случись этим компаниям попасть в ТОП-200 крупнейших предприятий региона (№ 30 (95) от 24 июля 2006 г.), они могли бы занять места уже во втором его десятке. Например, ООО «Арсенал-Р», занимающее первую строчку рейтинга малых предприятий, по итогам 2005 года сформировало выручку, равную 6,2 млрд рублей. Это сравнимо с аналогичными показателями ОАО «Соликамскбумпром» и Пермской печатной фабрики Гознака, занимающими соответственно 15 и 16 места упомянутого рейтинга крупнейших предприятий.
В то же время средний оборот двухсот лидеров малого бизнеса, конечно, значительно ниже, чем аналогичный показатель ТОП-200 крупного бизнеса: 0,4 млрд рублей по сравнению с 2,6 млрд в среднем на одну компанию. Таким образом, слово «малый» обычно характеризует и масштаб бизнеса, хотя общепризнанным системообразующим признаком этого сектора экономики является все же численность занятых в нем людей.
Еще одна характерная черта малых предприятий — сравнительно небольшой объем активов. В среднем удельные активы, приходящиеся на одну компанию, вошедшую в рейтинг, составляют 0,1 млрд рублей, тогда как аналогичный показатель ТОП-200 крупнейших компаний региона составляет 1,6 млрд.
Однако свои сравнительно небольшие активы малый бизнес использует более эффективно, чем крупные предприятия. Расчеты, основанные на показателях рейтинга, показывают, что по итогам 2005 года 1 рубль активов в малом бизнесе позволил получить выручку 3,2 рубля, тогда как в сегменте двухсот крупнейших предприятий — только 1,6 рубля, то есть ровно в два раза меньше.
В то же время элементарный показатель эффективности деятельности (прибыль в расчете на рубль выручки) у малого бизнеса не столь блестящ. Если в целом по экономике Пермского края в 2005 году он составил 10 %, то средний показатель двухсот наиболее масштабных малых предприятий оказался на уровне лишь 4 %. Более того, рентабельность деятельности трех четвертей из представленных в рейтинге компаний находится ниже и этого скромного уровня. Среди малых предприятий есть и высокорентабельные. В частности, рентабельность деятельности ОАО «Фонд «Детство-1» по итогам 2005 года составила 454 %, ЗАО «Литос» — 100 %. Однако для девяти из десяти компаний этот показатель составляет 9 % и ниже.
Причину невысокой нормы прибыли, что характерно для малого бизнеса, помогает понять анализ структуры его издержек. Уровень расходов на организацию и ведение бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение) в сравнении с оборотом компаний здесь слишком высок. Более того, ограниченный объем финансовых, трудовых и административных ресурсов не всегда позволяет малому бизнесу справиться с барьерами вхождения на рынки столь же легко, как это делает крупный бизнес.
Негативное влияние на рентабельность деятельности малого бизнеса оказывает и более высокий уровень конкуренции по сравнению с сектором крупного бизнеса.
Интересно, что для малых предприятий характерно более эффективное использование трудовых ресурсов. Если в среднем в Пермском крае по итогам 2005 года на одного занятого в экономике был сформирован оборот в объеме 0,5 млн рублей, то для малого бизнеса аналогичный показатель составляет 1,4 млн рублей.
При этом, по данным официальной статистики, средний уровень оплаты труда в малом бизнесе значительно ниже, чем аналогичный показатель, рассчитанный в целом по экономике региона. Однако очевидно, что это не совсем так. Именно в среде малого бизнеса и индивидуального предпринимательства до сих пор распространена выплата вознаграждения за работу «в конвертах», тогда как большинство крупных предприятий от этой практики отказалось.
 
Отраслевая принадлежность. Для представителей рейтинга характерен достаточно узкий спектр отраслей присутствия, однако этот факт легко объяснить. Малый бизнес заведомо ориентирован на получение прибыли при условии относительно невысоких объемов первоначальных инвестиций и последующих капитальных вложений. Кроме того, как уже упоминалось, его отличительным признаком является небольшая численность привлеченных работников и невысокий объем активов. В силу этого путь на ряд рынок для малого бизнеса оказывается фактически закрыт. К таким отраслям в первую очередь следует отнести крупные добывающие и тяжелые перерабатывающие производства (металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность).
Напротив, организация и ведение дел на некоторых рынках требуют минимальных затрат, вот почему торговля традиционно является наиболее распространенной сферой приложения интересов малого бизнеса. Так, в 2005 году в целом по Пермскому краю почти 39 % от числа малых предприятий были «прописаны» именно в этой отрасли. Еще 19 % осуществляли операции с недвижимым имуществом, 14 % работали в сфере строительства, 13 % — в обрабатывающем производстве. Таким образом, основная масса малых предприятий сочла интересными для себя именно эти четыре отрасли.
Примечательно, что представители этих же отраслей по итогам 2005 года сформировали 96 % (!) выручки малого бизнеса региона. В сфере торговли работает и вся тройка лидеров рейтинга по показателю оборотов: уже упоминавшееся ООО «Арсенал-Р», а также ООО «Металлтрейд» и ООО «Верра-Моторс Пермь». В то же время в число лидеров рейтинга попали представители и других отраслей, например, профессиональные участники фондового рынка, а также производственные компании.
Итак, число отраслей, где активно присутствует малый бизнес, крайне невелико. Но в то же время следует иметь в виду, что с целью повышения своей устойчивости многие малые предприятия предпочитают осуществлять многопрофильную деятельность.
 
Концентрация. Малый бизнес совершенно справедливо принято включать в число факторов стабильности общества. Его функции в этом качестве довольно разнообразны, и некоторые из них имеют особое значение для экономики именно нашего региона. В первую очередь в этой связи следует упомянуть позитивную роль малого бизнеса в усилении конкуренции на рынках товаров и услуг и снижении степени их концентрации.
Сам сегмент малого бизнеса также характеризуется значительно более низким уровнем концентрации по сравнению с экономикой региона в целом, о чем свидетельствуют данные рейтинговой таблицы. Две сотни лидеров формируют 69 % суммарной выручки малого бизнеса, тогда как аналогичный показатель по крупному и среднему бизнесу составляет 94 %.
Соответственно в рамках рейтинга малого бизнеса можно отметить и относительно невысокий уровень дифференциации масштаба деятельности компаний по сравнению с сегментом крупного бизнеса. Соотношение оборотов первого и последнего участника рейтинга составило 51, тогда как для ТОП-200 крупнейших компаний — 264.
Несмотря на постоянное развитие сектора малого бизнеса в Перм-ском крае, его масштабы по-прежнему остаются недостаточными. В частности, по показателю количества малых предприятий на тысячу населения наш регион значительно отстает от своих соседей по Приволжскому федеральному округу. Учитывая высокую социальную значимость малого бизнеса, такую ситуацию следует оценивать как крайне негативную. Однако она объективна: существует ряд вполне конкретных проблем, не позволяющих малому бизнесу развиваться более быстрыми темпами. Это слабая государственная поддержка (а иногда и ущемление интересов малого бизнеса органами местного самоуправления), организационные сложности (в частности, плохая реализация принципа «одного окна»), нехватка информационных ресурсов, а также недоступность и дороговизна финансовых ресурсов. Каждый их этих факторов может привести (и уже приводит) к снижению темпов развития малого бизнеса и усилению дифференциации масштабов его представителей.
С течением времени названные проблемы не только не решаются, но и, напротив, усугубляются. В частности, в текущем году отмечается рост общего уровня процентных ставок по кредитам юридических лиц, а Министерство финансов планирует обязать предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, вести бухгалтерский учет. К тому же существующая региональная система поддержки малого предпринимательства, к сожалению, пока не доказала свою эффективность. Вряд ли многие смогут назвать 25 работающих в Прикамье фондов поддержки малого предпринимательства, не говоря уже о конкретном их вмешательстве в ситуацию.
Однако есть и хорошие новости. В 2006 году федеральным бюджетом было выделено 150 млн рублей на развитие малого бизнеса в Пермском крае. Кроме того, заемные финансовые ресурсы, несмотря на рост их стоимости, становятся доступнее для малого бизнеса. Российские банки все чаще рассматривают малый и средний бизнес в качестве перспективного заемщика, снижая требования относительно обеспечения и увеличивая сроки кредита. В результате, согласно оценкам экспертов, к 2008 году рынок кредитования малых и средних предприятий вырастет в два раза.

Топ-20 по показателю прибыли до налогообложения
Наименование
Прибыль до налогообложения
ОАО ФОНД «ДЕТСТВО-1»
595 745
ЗАО «ЛИТОС»
457 871
ОАО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «ЕРМАК»
437 192
ООО «ТД «ПЕРМФАНКОМ»
343 692
ООО «РОСПЛАСТ»
199 251
ОАО «ПЕРМСКИЙ ОБЛУНИВЕРМАГ»
168 593
ООО «УРАЛХИМПРОМ»
154 245
ФОНД ПЕНСИОННЫЙ «СТРАТЕГИЯ»
94 061
ЗАО «ПОЛИСТРОЙ»
71 137
ЗАО «ПРОМЛИЗИНГ»
62 364
ООО «КОНТЕНТ УРАЛ»
59 195
ООО «ГРАЙФ ПЕРМЬ»
53 060
ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ПАРМА-МЕНЕДЖМЕНТ»
51 249
ООО «АВИА-ТРАСТ-ИНВЕСТ»
48 012
ООО «ВЕРРА-МОТОРС ПЕРМЬ»
38 554
ЗАО «ЕРМАК»
38 324
ООО «САНФРУТ-ТРЕЙД»
37 153
ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЗСП»
36 395
ЗАО «УРАЛЬСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ»
30 889
ООО «ИНТЕРМЕДИАГРУПП ПЕРМЬ»
28 062
 
Топ-20 по показателю активов
Наименование
Активы
В том числе
внеоборотные активы
оборотные активы
ООО «ПРЕПРИЯТИЕ «СИСТЕМ АВТОМАТИКИ»
1 441 895
1 177 385
264 510
ЗАО «ПРОМЛИЗИНГ»
1 327 020
991 323
335 697
ОАО ФОНД «ДЕТСТВО-1»
1 240 557
1 232 520
8 037
ОАО «ПЕРМСКИЙ ОБЛУНИВЕРМАГ»
1 046 566
910 245
136 321
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «КАМКАБЕЛЬ»
998 752
10 972
987 780
ООО «МЕТАЛЛТРЕЙД»
861 405
---
861 405
ЗАО «ЛИТОС»
815 858
117 561
698 297
ООО «ВЕРРА-МОТОРС ПЕРМЬ»
797 107
305 270
491 837
ОАО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «ЕРМАК»
699 789
296 642
403 147
ООО «ТД «ПЕРМФАНКОМ»
672 870
299 547
373 323
ФОНД ПЕНСИОННЫЙ «СТРАТЕГИЯ»
666 933
1 086
665 847
ООО «РОСПЛАСТ»
644 806
63 062
581 744
ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА «СПТН»
642 764
---
642 764
ООО «МАШИННЫЙ ДВОР»
467 474
136 715
330 759
ООО «РОТОР»
452 827
58 111
394 716
ООО «ФИРМА ВИЛС»
409 937
53 895
356 042
ООО «АВТОХОЛДИНГ»
385 792
26 856
358 936
ООО «ТОПКОМ ИНВЕСТ»
374 335
291 013
83 322
ООО «ТК "ВИВАТ»
366 024
267 653
98 371
ООО «НОРМА»
350 760
3 723
347 037
 
Топ-20 по показателю рентабельности деятельности
Наименование
Рентабельность деятельности
ОАО ФОНД «ДЕТСТВО-1»
454 %
ЗАО «ЛИТОС»
100 %
ООО «ТД «ПЕРМФАНКОМ»
77 %
ОАО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «ЕРМАК»
65 %
ОАО «ПЕРМСКИЙ ОБЛУНИВЕРМАГ»
48 %
ФОНД ПЕНСИОННЫЙ «СТРАТЕГИЯ»
36 %
ООО «КОНТЕНТ УРАЛ»
32 %
ЗАО «ПОЛИСТРОЙ»
29 %
ООО «ГРАЙФ ПЕРМЬ»
29 %
ООО «ИНТЕРМЕДИАГРУПП ПЕРМЬ»
19 %
ООО «УРАЛХИМПРОМ»
15 %
ООО «РОСПЛАСТ»
15 %
ЗАО «КАНАРОСС»
14 %
ЗАО «ПРОМЛИЗИНГ»
13 %
ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЗСП»
13 %
ООО «НАСОСЫ ППД»
12 %
ООО «УРАЛОПТТОРГ»
12 %
ЗАО «УРАЛЬСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ»
11 %
ООО «УРАЛОПТИНСТРУМЕНТ»
9 %
ООО «ПЕРМЭНЕРГОКОМПЛЕКТ»
9 %

Комментарий

Михаил Антонов, заместитель председателя Правительства Пермского края
— По количеству субъектов малого бизнеса на душу населения Пермский край в два раза уступает среднероссийским показателям, а от регионов-лидеров отстает трехкратно. Да, мы должны признать, что у нас достаточно консервативная система учета предпринимателей, но коренным образом сути проблемы это не изменит. Таким образом, потенциал у малого бизнеса в Прикамье серьезный, но он не используется из-за наличия ряда проблем. Первая из них — слабая развитость перспективных рынков. В основном малый бизнес сосредоточен в сфере услуг и торговли, но сейчас сюда проникают крупные сети, и места для малого бизнеса остается заметно меньше. Сферой приложения его сил могли бы стать такие отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальная защита, образование. Но здесь нет до конца сформированных рыночных условий, государство не равноправно игрокам, а имеет преимущества. Поэтому необходимо делать эти сферы прозрачными, открытыми, уравнивать условия участия для государственных учреждений и малого бизнеса, модернизировать систему государственного заказа, и тогда малый бизнес сможет на равных соперничать и расти.
Огромную проблему  составляют административные барьеры. Если в Германии для регистрации фирмы  достаточно 30 минут, то в России на это могут уйти годы. Причем речь не о коррупции, а именно о том, что различные надзорные и контролирующие органы просто выполняют законы и инструкции и, следуя им, затягивают вопрос создания малого бизнеса. И, наконец, идеологическая проблема. Все мы прекрасно знаем, что отношение к предпринимательству в стране нельзя назвать  позитивным, и малый бизнес реально испытывает эмоциональное давление со стороны общества. Безусловно, необходимо прилагать усилия, чтобы ломать эту ситуацию.

Игорь Запевалов, генеральный директор ОАО «Пермский центр развития предпринимательства»

Малый бизнес сосредоточен в торговле, операциях с недвижимым имуществом, строительстве и обрабатывающем производстве. Каковы перспективы развития малого бизнеса в других сегментах экономики?
 — Такое распределение вполне оправданно: в сфере торговли и услуг для малого бизнеса обеспечивается максимально быстрая оборачиваемость средств и простота операций, связанных с ведением бизнеса. Что касается перспектив развития малого бизнеса, то на сегодняшний день приоритетными считаю сельское хозяйство, лесозаготовку и лесопереработку, внутренний туризм, ЖКХ, здравоохранение и в целом сферу услуг.
 
Если банки реально начнут работать с малым бизнесом, насколько большой импульс это может дать его развитию?
 — Прежде всего необходимо помнить о том, что банки — это коммерческие структуры, чья деятельность направлена на получение прибыли и минимизацию связанных с этим рисков. На сегодняшний день потребность в банковских кредитах удовлетворяется только на 20–30 %. В этом контексте следует говорить не о желании банков работать с малым бизнесом, а о вынужденной необходимости. Банки уже давно поделили между собой сферу кредитования крупного бизнеса и с целью освоения новых рынков кредитования вынуждены выходить на уровень малого и среднего бизнеса. Негативное влияние на развитие малого бизнеса оказывает тот факт, что свою деятельность банки осуществляют в основном в региональном центре и крупных городах Пермского края, а также кредитуют только действующих предпринимателей, имеющих опыт хозяйственной деятельности, финансовую отчетность и залоговое обеспечение. Этим как раз и объясняется то, что на деле получить кредит в банке зачастую непросто.
С целью восполнения недостатка в кредитовании малого бизнеса, особенно в отдаленных районах и при работе с начинающими предпринимателями, необходимо развивать микрофинансовые организации, к которым прежде всего следует отнести кредитные потребительские кооперативы граждан, а также сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Именно с этой целью на территории Пермского края реализуются федеральные проекты: проект Министерства экономического развития и приоритетный национальный проект развития АПК.
Целью создания кооперативов является восполнение дефицита в заемных средствах, в том числе для предпринимательского сообщества. При этом банки и кооперативы не являются конкурентами и представляют собой двухуровневую систему кредитования, позволяющую предпринимателям для открытия собственного дела получить заемные ресурсы в кооперативах и в дальнейшем стать полноценными заемщиками в одном из банков.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний