Газета
 28 августа 2006, 00:00   1361

Последний путь

Власти Перми могут отказаться от строительства пермской городской магистрали непрерывного движения. Для большой дороги со временем становится все меньше места.
Власти Перми могут отказаться от строительства пермской городской магистрали непрерывного движения. Для большой дороги со временем становится все меньше места.

Реализация одного из крупнейших строительных проектов  в Пермском крае  — «магистрали будущего» — под угрозой. Собеседники  Building b.c. полагают, что ко времени начала крупномасштабных работ строительство будет уже невозможно — на этом месте возникнут коммерческие объекты. Чиновники спорят о маршруте дороги, часть из них вообще считает, что магистраль непрерывного движения так и не будет построена. Эксперты оценивают ситуацию пессимистически.
 
Карта местности. В Генеральном плане развития Перми до 2020 года указано, что «магистраль общегородского значения с непрерывным движением транспорта (МНД) пройдет по наиболее протяженному широтному направлению в городе: шоссе Космонавтов — ул. Революции — ул. Макаренко — и далее на север». «Идея состоит в том, что от бульвара Гагарина до Чусовского моста необходима скоростная дорога, которая станет основной улицей города. Маршрут такой: улица Революции (далее она уходит тоннелем под бульвар Гагарина) — Макаренко — микрорайон Висим — Запруд — Вышка 2 — улица Целинная — район Кислотные дачи», — сообщил Building b.c. автор подготовленного этим летом проекта МНД, заместитель начальника департамента планирования и развития территорий Перми Александр Виноградов.
Однако, по информации Building b.c., в настоящее время в первоначальный проект вносятся корректировки. Они связаны с тем, что, пока готовился проект строительства трассы, земли будущей магистрали начали застраиваться коммерческими объектами. Одни чиновники отрицают трудности с поиском места для дороги, другие жалеют о совершенных ранее ошибках и думают о переносе маршрута «магистрали будущего». А третьи уже отказались от первоначального проекта и предлагают строить магистраль прерывного движения.
Автор проекта Александр Виноградов в разговоре с Building b.c. подчеркнул, что «никакие коммерческие объекты не помешают строительству магистрали, под нее уже выделена земля в Генплане». По его мнению, в настоящее время на пути большой дороги расположен только один коммерческий объект — Центральный рынок, который «в судебном порядке выкупят и снесут».
Пока ни о каких трудностях говорить не приходится, уверена начальник Департамента планирования и развития территорий Перми Татьяна Самойленко.  В интервью Building b.c. она подчеркнула, что в настоящее время готов только предварительный проект магистрали непрерывного движения, который полностью соответствует Генплану. Судить об объектах, которые могут помешать строительству, пока преждевременно, считает чиновник.
«На Генеральном плане нанесены красные линии, которые предусматривают, что объект может быть смещен на 100 метров в ту или иную сторону, — отмечает госпожа Самойленко. — Когда будет выполнена точная привязка будущей дороги к местности, только тогда можно будет говорить о маршруте дороги и коммерческих объектах, которые встали на ее пути». Генпланом специально для этого строительства выделены муниципальные земли, поэтому, если магистрали будут мешать какие-либо коммерческие объекты, власти будут их «выкупать и сносить», заявила Татьяна Самойленко. Проектные работы, которые дадут полную ясность относительно будущего трассы,  запланированы на следующий год, в бюджете 2006 года на это средства не предусмотрены.
 
Екатеринбург и Зюкайка. Руководители края на вопросы Building b.c. относительно скоростной трассы безостановочного движения отвечали совсем по-другому. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов заявил Building b.c., что «к улице Революции магистраль непрерывного движения не имеет никакого отношения. Скоростная дорога будет проходить по Стаханова — Чкалова и далее в сторону Висима». «К сожалению, власти допустили ошибку, выделив землю под строительство торгового центра «Семь пятниц» (на ул. Революции — прим Building b.c.), — отметил губернатор, — поэтому в будущем там придется расширять дорогу за счет медицинских корпусов».
Вице-губернатор Игорь Папков от комментариев по этому поводу воздержался, объяснив, что «проект пока разрабатывается, на сегодня для властей важнее завершить строительство перехода Стаханова — Чкалова». Главный архитектор Перми Сергей Заколодкин также отказался пояснить, по какой из улиц пройдет «магистраль будущего». По его словам, проект вызывает многочисленные споры среди чиновников, и судьба магистрали пока неясна. Александр Виноградов слова главы региона о переносе трассы с улицы Революции объяснил тем, что «магистраль будущего» — условное наименование задачи, лозунг». «На сегодня этой дороги в принципе не существует. Отрезки магистрали скоростного движения могут носить разные имена: Революции, Макаренко и так далее. Думаю, что говорить о конкретных улицах неправильно, так как скоростная трасса будет строиться как дублирующая полоса, а не как расширение уже существующих улиц», — пояснил г-н Виноградов.
Наряду с проблемой поиска места для трассы непрерывного движения, проект МНД столкнулся со второй трудностью — нехваткой финансирования. Отсутствие денег, по мнению ряда чиновников, может привести к тому, что большая дорога так и не будет построена. Председатель дорожного комитета Пермской области Глеб Даниелян заявил, что «трассы как по улице Революции, так и по Стаханова — Чкалова уже строятся как трассы прерывного движения». «В строительство «непрерывной» трассы уже сейчас необходимо вложить порядка 2,5 миллиарда рублей, таких денег в бюджете нет», — заявил чиновник.
Авторы проекта отвечают, что магистраль будущего — длительный проект, который будет строиться постепенно.
Александр Виноградов:
Реализация проекта потребует 10 лет и порядка 30 миллиардов рублей. Для города это огромные деньги, единовременно их выделить невозможно. Поэтому решено строить магистраль отдельными очередями. Первостепенная задача на сегодня  построить мостовые переходы через многочисленные овраги. Это решит две задачи: во-первых, в Перми будет хоть какая-то дорога от центра в сторону Вышки 2. Во-вторых, городские районы в Мотовилихе, получив транспортную артерию, начнут постепенно оживать. Со временем увеличение объема строительства жилья в Мотовилихе даст импульс дальнейшей модернизации дороги. На сегодня строится только один, периферийный, отрезок будущей стройки мостовой переход Стаханова Чкалова.
Независимые эксперты ставят под сомнение реализацию большого дорожного строительства. Уже сейчас некоторые коммерческие объекты (в частности ТЦ «Семь пятниц» по ул. Революции) встали  на пути магистрали непрерывного движения, в дальнейшем их число только возрастет. Генеральный директор  ООО ПО «Пермпромжилстрой» Сергей Никитин отмечает, что сейчас закон — на стороне собственников, «выкупать и сносить» возможно только в случае компромисса владельца и власти.  Вместе с тем, отмечает директор УК «Император» Вадим Сидоров, в ряде случаев коммерческие объекты вышли за установленные Генпланом границы застройки. «Пятно застройки «Семи пятниц» значительно больше тех земель, которые выделялись властью для коммерческого строительства, — говорит г-н Сидоров. — Мэрии просто следует пристально следить за соблюдением законности выделения земель».
Также экспертов не устраивает компромисс в решении транспортной проблемы, к которому вынужденно могут прийти власти. Строительство дороги прерывного движения вместо скоростной трассы решит дорожные проблемы города на 5–10 лет, считает Сергей Никитин. По мнению Вадима Сидорова, в случае если магистраль так и не будет построена, город вообще не сможет развиваться в градостроительном плане. «Решается вопрос, быть Перми Екатеринбургом или какой-нибудь Зюкайкой. Без скоростной трассы Ива так и останется проектом, прерывной дорогой ее не оживить. Коммерсанты не станут строить жилую недвижимость на востоке Перми, ведь дороги не справятся с возросшими транспортными потоками», — уверен эксперт.
Поделиться:
Все новости компаний