Газета
 21 августа 2006, 00:00   2406

Разливной бизнес

Разливной бизнес
Рынок питьевой воды Перми является одним из самых динамично развивающихся в потребительской сфере. Эксперты не исключают появления на нем крупных мировых брендов, но местные игроки заявляют, что способны дать отпор экспансии, объединив усилия за счет слияния.
Рынок питьевой воды Перми является одним из самых динамично развивающихся в потребительской сфере. Эксперты не исключают появления на нем крупных мировых брендов, но местные игроки заявляют, что способны дать отпор экспансии, объединив усилия за счет слияния.

Участники рынка питьевой воды делят свою отрасль на несколько сегментов: доставка питьевой воды в емкостях по 19–20 литров физическим и юридическим лицам, продажа небольших бутылок (до 2 литров) в розничных сетях и разлив воды в киосках. Компании, занимающиеся продажей питьевой воды, называют наиболее перспективным первый сегмент.
Впервые питьевую воду в Перми начали продавать в 1998 году, когда на рынок одновременно вышли две компании: «Родник Прикамья» и «Чистая вода». При этом, по словам председателя правления холдинга «Чистая вода» Николая Зайцева, обе организации не знали о существовании друг друга. В настоящее время, по данным «bc», именно эти две компании являются лидерами в сфере производства и продажи бутилированной питьевой воды и контролируют от 75 % до 80 % этого рынка в Перми.
 
Динамика. Эксперты комитета потребительского рынка региона называют сферу бутилированной питьевой воды одной из самых быстрорастущих в потребительском секторе Пермского края. Всего на этом рынке работают 19 производителей бутилированной питьевой и минеральной воды, осуществляющих реализацию продукции через крупнейшие сетевые компании в Перми и Пермском крае, а также на рынках Удмуртской Республики и Свердловской области. Эти производители добывают воду из артезианских скважин, подвергают ее очистке и разливают в бутылки различной емкости  (0,6; 3,5; 5 и 19 литров).
По словам экспертов «bc», в настоящее время рынок питьевой воды находится в стадии освоения. При этом между игроками существует жесткая конкуренция. Главным орудием в борьбе за потребительский сектор является демпинг, применяемый в основном небольшими организациями. Коммерческий директор ООО «Вита» (занимается поставками питьевой воды) Ксения Третьякова призналась, что воду для некоторых клиентов компания поставляет по цене себестоимости. «К подобным шагам мы прибегаем для удержания клиентов», — подчеркнула госпожа Третьякова.
Себестоимость 19 литров бутилированной воды у разных компаний колеблется в пределах от 45–50 до 60 рублей. Такой разброс цен объясняется различием технологий, применяемых организациями для добычи продукта. По данным компании «Чистая вода», преобладающая цена продажи воды (охватывает около 70 % рынка) составляет 95 рублей за одну бутыль. Однако многие компании снижают стоимость до 85 и даже 80 рублей.
Николай Зайцев:
Еще 10 лет назад продажа питьевой воды показалась бы нереальным проектом. Уровень благосостояния населения был тогда значительно ниже, чем сейчас, не говоря уже о том, что надо было приучать людей платить за воду. Несмотря на это, в первые годы рынок давал прирост от 50 % до 100 %, в основном за счет корпоративных клиентов. С каждым годом темпы прироста постепенно сокращаются. Например, если два  года назад рынок прибавлял около 30 %, то в 2006 году, по различным оценкам, рост составляет от 5 % до 15 %. 
Постепенное уменьшение показателей прироста, считают специалисты, не означает, что потенциал рынка бутилированной воды снижается. По данным маркетологов «Чис-той воды», потенциал отрасли составляет около 380 млн рублей в год, тогда как реально освоено только порядка 200 млн. По данным «bc», из потребителей, покупающих питьевую воду, бутилированной пользуются около 44 %.
По мнению заместителя директора компании «Экология. Здоровье. Человек» (бренд «Веселый водовоз») Григория Тиминского, прирост будет продолжаться еще на протяжении 5–8 лет: «Рынок не завоеван окончательно. С каждым годом растет количество людей, платежеспособность которых позволяет отказаться от употребления водопроводной воды. В результате растет и клиентская база. Однако, несмотря на это, думаю, что отрасль на данном этапе закрыта для появления новых компаний, так как уровень конкуренции очень высок». 
 
Физические и юридические. В течение последних 3–5 лет эксперты отмечают тенденцию увеличения востребованности питьевой бутилированной воды среди частных лиц. Если ранее основная клиентская база организаций, специализирующихся на поставках воды, в основном состояла из разного рода коммерческих структур, то теперь сегмент рядовых потребителей значительно увеличился.
Артем Кириллов, начальник отдела продаж компании «Медвежий ключ»:
Во многом востребованность питьевой воды объясняется плохим качеством водопроводной воды, но немаловажную роль играет и изменение сознания потребителей. Постепенно люди начали больше внимания уделять качеству.
Для многих компаний именно рядовой потребитель является основным источником дохода и приносит до 60 % прибыли.
Рентабельность корпоративного сектора, по данным маркетологов компании «Чистая вода», находится на низком уровне. Основная причина — демпинг, приводящий к удержанию клиентов и одновременно к снижению прибыли.
 
Безнадежный регион. Тенденции развития рынка Перми не распространяются в регионе. Как сообщил Артем Кириллов, «жители края пока еще не созрели, многим покупка питьевой воды не кажется целесообразной». Среди муниципалитетов региона в числе наиболее перспективных в плане продаж питьевой воды рассматриваются Березники, Соликамск, Чусовой. В целом эксперты считают «водный» бизнес в регионе бесперспективным, так как даже в случае открытия производства вблизи наиболее крупных муниципалитетов клиентская база будет минимальной. Это не только не даст возможности развиваться, но и поставит под сомнение окупаемость инвестиций, вложенных в открытие производства. Размер вложений, необходимых для открытия производства высокого качества и выхода на рынок, может достигать 5 млн долларов. В Перми (где многомиллионные активы есть только у двух компаний), по подсчетам экспертов, эти вложения при средней рентабельности около 30 % окупаются в течение 5 лет. В регионе, по мнению многих экспертов, подобный проект просто немыслим.
Григорий Тиминский:
В регионах могут существовать только маленькие компании, обеспечивающие небольшой круг клиентов. Но такой бизнес ограничится одной-двумя машинами и будет приносить очень низкий доход. Открывать дилерскую сеть в крае также нецелесообразно, так как расходы на доставку приведут к увеличению стоимости воды, и потребитель просто откажется ее покупать.
Несмотря на заявления большинства экспертов об отсутствии интереса к региональному рынку, в некоторых муниципалитетах в 2006 году открылись дилерские представительства пермских производителей воды. Но в целом территория за пределами Перми признается большинством игроков неперспективной. По данным «bc», доля потребления бутилированной воды за пределами краевого центра составляет около 10 %. 
 
Вода «на развес». В 2005 году на рынке питьевой воды Перми появилась альтернатива «бутилированному» бизнесу: небольшие киоски, в которых осуществляется разлив не только в большие, но и маленькие емкости. За счет более низкой цены киоски смогли привлечь значительное количество клиентов.
Представители «водного» бизнеса не считают, что распространение посредством разлива является достойной альтернативой сфере бутилирования, ссылаясь на различия в качестве товара.
Николай Зайцев:
Качество продукта в киосках не соответствует стандартам бутилированной воды, так как оно не отвечает необходимым нормам: бутилирование подразумевает помещение воды в тару непосредственно после этапа производства.
По данным «bc», в настоящее время доля продаж киосков с водой превосходит показатели распространения 19-литровых бутылей практически в 2 раза. Если бутилированную воду потребляют около 10 % жителей Перми, то услугами киосков пользуются до 20 % населения города.
Как сообщил «bc» заместитель главы администрации Перми Александр Бесфамильный, киоски с водой являются для Перми стратегическими объектами: «Между городской администрацией и компаниями, владеющими киосками с водой, подписан договор, по которому в случае большой аварии трубопровода или иной чрезвычайной ситуации эти торговые точки станут стратегическими объектами по доставке воды населению. На мой взгляд, такие киоски должны принадлежать муниципальным властям и сдаваться в аренду бизнесу».
Как сообщил Александр Бесфамильный, в настоящее время муниципальным властям «уже поздно» предпринимать попытки освоить этот вид бизнеса, который поделен между частными структурами.
 
Большие и сильные. При дальнейшем развитии рынка многие эксперты прогнозируют приход в отрасль крупных инвесторов, обладающих мощными ресурсами. По мнению ряда специалистов, в случае появления в секторе продаж питьевой бутилированной воды таких мировых брендов, как Aqua minerale, Bonaqua, пермский рынок может рухнуть, так как местные игроки окажутся неспособными выдержать конкуренцию.
Артем Кириллов в интервью «bc» заявил, что приход крупной корпорации может стать причиной банкротства большей части пермских игроков: «Для того чтобы заявить о себе на местном рынке, необходимо свое производство. Если крупный мировой бренд откроет его на территории региона, он начнет мощную рекламную кампанию, которой вряд ли смогут противостоять местные игроки, обладающие гораздо меньшими финансовыми возможностями».
Однако глава компании «Чистая вода» Николай Зайцев не поддерживает такое мнение, заявляя, что потенциал лидеров местного рынка позволит оказать достойное сопротивление крупным компаниям: «В случае прихода серьезных инвесторов не исключен вариант слияния нашей компании с «Родником Прикамья». Думаю, что даже вероятность этого должна заставить крупные компании отказаться от экспансии. Для того чтобы большая финансовая структура могла заявить о себе на местном рынке бутилированной воды, ей необходимо не только поставлять продукцию по более низким ценам, но и потратить не менее 10 млн долларов на открытие производства, масштабную рекламную кампанию и внедрение на рынок. Большая корпорация просто не может позволить себе вхождение на рынок с недорогим товаром низкого качества и экономить на нем, как это делает большая часть местных игроков. При таких условиях окупаемость проекта будет крайне низкой, что вряд ли устроит инвестора».
В 2005 году компания Nestle проводила переговоры с представителями администрации Пермской области о возможном открытии артезианской скважины на территории региона. Переговоры были отложены, минимум, на год, и в настоящее время, по информации «bc», не возобновлялись. По мнению Николая Зайцева, вариант открытия крупной корпорацией производства в регионе маловероятен. «Инвестору просто невыгодно строить завод в регионе, где рынок сформирован и позиции лидеров прочны», — считает специалист.
Несмотря на то, что пермский рынок считается сформированным, его рост не останавливается. Эксперты считают, что в будущем вероятно появление небольших компаний, а также исчезновение наиболее слабых фирм, неспособных привлечь клиента. Так как жители Перми становятся все более требовательными, компании, предоставляющие менее качественный товар, будут вынуждены уйти с рынка. Также специалисты не отрицают слияния игроков.
Поделиться:
Все новости компаний