Газета
 21 августа 2006, 00:00   1431

Кто делает выборы

Кто делает выборы
31 августа в фойе Органного зала пройдет выставка, посвященная современным избирательным технологиям, агитационным материалам, политконсалтинговым агентствам. В преддверии этого события Bussiness Class проанализировал сферу регионального политического консалтинга вместе с руководителями ведущих агентств и экспертами в сфере избирательных технологий.
Автор: Кирилл Перов
31 августа в фойе Органного зала пройдет выставка, посвященная современным избирательным технологиям, агитационным материалам, политконсалтинговым агентствам. В преддверии этого события Bussiness Class проанализировал сферу регионального политического консалтинга вместе с руководителями ведущих агентств и экспертами в сфере избирательных технологий.

По словам экспертов, профессиональных агентств на рынке края не более 10, при этом для большинства из них политконсалтинг является смежным бизнесом наряду с рекламой, имиджевым консультированием и т. д. «Если к оценке политконсалтинга подходить с теми же критериями, по которым судят о других сегментах рынка, вряд ли можно говорить о высоком уровне его развития, — говорит директор консалтингового центра «Площадь круга» Марина Гнусина. — Агентств, специализирующихся только на политконсалтинге, в Перми нет. Серьезных операторов на этом рынке не более десяти, острой конкуренции (борьбы за клиента) между ними не наблюдается».
По словам доктора политических наук, директора Пермского филиала Института философии и права УрО РАН Олега Подвинцева, рынок динамично растет в соседних регионах (Красноярске, Екатеринбурге), а в Перми сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров. С другой стороны, сами политтехнологи признают, что «рынок компаний, которые работают на выборах, в последние 2–3 года стал расширяться. Появляется масса квалифицированных специалистов, окончивших два факультета в двух университетах, а конкурсы в вузы высоки, выдерживают их ребята, умеющие работать и учиться. Эта профессия становится перспективной». Руководитель известного пермского рекламно-политического агентства заявил «bc», что главной проблемой пиар-специалистов является «нераспределенность ролей»: руководитель агентства объединяет в одном лице организатора, креатора и исполнителя, а  «в боевой кампании это неизбежно приводит к поражению».
При этом высокий уровень работы пермских политических технологов общепризнан. По мнению политтехнолога Ирины Колущинской, «рынок расширяется, сегодня никто не сможет претендовать на монополию. Это неплохой рынок, и в Перми есть очень хорошие специалисты. Против маститой, давно созданной пермской команды «варяги» не ходят».
Самое известное на пермском рынке рекламно-политическое агентство «Кучер» концентрируется на работе в других регионах: на Пермский край приходится не более 20 % от объема предоставляемых агентством услуг. Организаторами и идейными вдохновителями «Кучера» были Олег Черкесов и Григорий Куранов, ныне советники министра Юрия Трутнева и губернатора Олега Чиркунова.
«Лидеры пермского рынка работают на уровне хороших агентств федерального масштаба. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что на пермском рынке не часто и не всегда успешно проявляют себя команды из других территорий, в том числе и москвичи», — говорит Марина Гнусина.
 
Профессионалы. Известными рекламно-политическими фирмами политики называют агентства «Кучер», «Площадь круга», «Паритет», «Центр избирательных технологий», «СоцИнком» и другие.
Один из депутатов ЗС заявил, что «кандидату, имеющему в своем округе прочные позиции, вообще не стоит обращаться в агентство, такая кампания потребует значительных денежных вложений, а гарантий выигрыша консультант не даст». Председатель совета директоров ОАО «Метафракс» Армен Гарслян считает, что, несмотря на некоторые ошибки, допускаемые пиарщиками, от них больше пользы, а «политической кампанией должны заниматься профессионалы».
Ирина Колущинская:
Конечно, надо побеждать, но черные полосы бывают у любого агентства. Важна не столько победа, сколько выигранные проценты. Отыгранные у соперника 15–20 процентов подтверждают не класс агентства, а, скорее, слабость противника. А вот когда между кандидатами, допустим, 45 процентов против 47, тогда только от агентства зависят два этих заветных процента.
Критериями профессионализма в политконсалтинге эксперты «bc» называют три составляющие: компетентность, креативность и общие наработки консультантов.
Марина Гнусина:
Выбор конкретного агентства осуществляется, исходя из следующих параметров: во-первых, его репутация; во-вторых, наличие в агентстве профессионалов по основным направлениям деятельности (политтехнологи, креаторы, юристы, рекламщики, журналисты, психологи и пр.); в-третьих, полный спектр услуг, от идеологической разработки кампании до работы с конкретными избирателями. Востребованность в других регионах это признание профессиональных заслуг.
 
«Варяги». Эксперты констатируют, что в последнее время в Пермском крае стали работать агентства из других регионов: Красноярска, Москвы, Екатеринбурга и т. д. Наиболее успешными из них  эксперты называют команды из Екатеринбурга, в частности Bakster-group (консультировали ряд депутатов ПГД). По мнению эксперта, «свердловские команды бывают неплохие, но это те, кто Пермь знают, другие здесь работать не могут».
Однако пермские консультанты не считают «варягов» серьезными конкурентами. Ирина Колущинская говорит, что любит работать против московских команд. «Бывало их жалко как детей: представления о народе никакого, понты необыкновенные. Они просто марсиане в этой стране — вообще ничего не понимают. У них две основные технологии: либо полная «чернуха», либо объяснения на уровне рацио».
Значение здесь, безусловно, имеет и цена кампании. Собеседники «bc» отмечали, что пермские выборы дороги даже по мировым стандартам. По словам Олега Подвинцева, для успешной избирательной кампании на кресло главы американского штата с населением 2–3 млн человек достаточно 3 млн долларов, для пермских выборов мэра потребуется сумма в 2–3 раза больше.
Эксперты оценили избирательную кампанию в ЗС прошлого созыва в 200–350 тыс. долларов в зависимости от «раскрученности» и узнаваемости претендента. В предстоящих парламентских выборах сумма в 300 тыс. долларов будет нижней границей стоимости предвыборной кампании, предлагаемой политконсалтинговым агентством.
С другой стороны, это тоже не предел, по мнению эксперта, очень дороги услуги красноярских агентств: «Красноярцы хорошо работают, они отличные теоретики и аналитики, но их услуги стоят очень дорого».
Марина Гнусина считает, что появление «варягов» на пермском рынке — «это хороший стимул для пермских политтехнологов, потому что и пермяки работают в других территориях».
Более крупные фирмы для того, чтобы компенсировать сокращение местных заказов, работают в другие регионах. Наиболее известным в этой связи является пермское политконсалтинговое агентство «Кучер». По информации издания, это рекламно-политическое агентство участвовало в выборах в Санкт-Петербурге, Астрахани, Пензе, Рязани и Екатеринбурге. Руководство «Кучера» свою деятельность не комментирует.
 
Сужение или расширение? В  связи с изменением избирательного законодательства в РФ (сокращение количества выборов) падения количества заказов не произошло, отмечает руководитель рекламно-политического агентства, пожелавший остаться неназванным.
«Для тех, кто сегодня успешно работает, дел хватит: выборы органов законодательной власти не отменят по определению, глав муниципальных образований избирают. Кроме того, политконсалтинговые услуги не ограничиваются избирательными кампаниями. Те же технологии работают и на создание имиджа политической партии, репутации публичного политика. Так что пока существует политика, она будет нуждаться в консалтинге», — считает Валерия Пегушина, креативный директор агентства «Площадь круга».
«Федеральные выборы (президента и депутатов Госдумы) стали менее конкурентными в связи с изменением законодательства, однако это не приводит к снижению активности пермских политконсалтинговых агентств, — говорит Олег Подвинцев, — местные игроки пытаются компенсировать снижение крупных заказов уходом в территории края». В частности, эксперты говорят об успешных кампаниях «Центра избирательных технологий» в Чусовом и ряде местных выборов, проведенных  агентством «Площадь круга».
 
Эксперты и Чудь. Признаками существования профессии является наличие профессионального сообщества и критериев профессионального мастерства. С этой точки зрения Пермский регион является весьма продвинутым. Еще в конце 1997 г., после выборов в Законодательное собрание Пермской области была образована Ассоциация политических экспертов и менеджеров (АСПЭМ). 11 февраля 1998 г. состоялось первое заседание ассоциации. Ответственным секретарем ассоциации был избран Сергей Неганов. Организация несколько раз в год проводит заседания, обсуждая актуальные вопросы политической сферы на региональном, общероссийском, мировом уровне. Однако в последнее время АСПЭМ сократила свою деятельность.
Хотя, с другой стороны, уже третий год подряд проводится областной конкурс на лучший агитационный предвыборный материал «Бронзовая Чудь» в целях содействия развитию культуры проведения избирательных кампаний и политических технологий в Пермской области. В конкурсе принимают  участие политические консультанты и менеджеры, специалисты по рекламе, дизайнеры, а также PR-агентства, редакции областных, городских и районных газет, теле- и радиокомпаний Пермской области. На конкурс представляются листовки, плакаты, публикации, аудио- и видеоролики, описания проведенных акций.
Конкурс придумали сами политконсультанты, поэтому и название для него было выбрано своеобразное и ироничное — «Бронзовая Чудь». «Чудь» в данном случае не название финно-угорских народов, а обозначение чего-то необычного, оригинального. Развитость профессионального сообщества политических консультантов в Прикамье подтверждается и постоянными мероприятиями, на которых происходит обмен  мнениями по актуальным политическим вопросам. Например, семинары, посвященные современным избирательным технологиям, и выставки агитационных материалов вызывают большой интерес как со стороны политиков, так и со стороны ученых и экспертов. Так, 31 августа в 11:00 в фойе Органного зала состоится очередная выставка агитационных материалов и политконсалтинговых агентств, а также пройдут семинары, посвященные современным избирательным технологиям и изменениям в избирательном законодательстве.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний