Газета
 14 августа 2006, 00:00   1222

Долги народа

Долги народа
Рынок кредитования растет, однако в ближайшее время ряд банков ожидает банкротство.
Рынок кредитования растет, однако в ближайшее время ряд банков ожидает банкротство.

Пермский рынок потребитель­ского кредитования продолжает активно развиваться. За последний год его объемы выросли почти в два раза, вместе с тем заметно увеличилась конкуренция среди банков, которые начали работу в этом сегменте рынка. Эксперты констатируют: двухлетний подъем потребительского сектора привел к увеличению конкуренции за клиента и росту объема просроченных долгов. Одни видят причину невозвратов в приходе массового клиента, другие — в недостатках кредитной политики конкретного банка. У потребительского кредитования большой потенциал роста, говорят специалисты, особенно в сегменте автокредитования, однако места на рынке заняты, вновь пришедшие банки могут не найти свободную нишу. Спрос населения на кредиты в ближайшее время продолжится, считает большинство экспертов, если российская экономика и дальше будет демонстрировать рост. А часть банкиров ожидает волну невозвратов и предрекает банковский кризис в Перми уже в начале следующего года.
 
Идут в долг. Эксперты отмечают, что активно продвигать программы потребительского кредитования банки начали два года назад. В по­следнее время тенденция увеличения банковского кредитного портфеля физических лиц продолжилась. По данным Главного управления Банка России по Пермской области, в 2005 году доля кредитов, выданных физическим лицам, в общем кредитном портфеле увеличилась с 20,9 % до 25,6 %. В пресс-службе банка «Хоум Кредит», одного из активных игроков на рынке потребительского кредитования, сообщили, что количество выданных физическим лицам кредитов по итогам 2005 года выросло на 68 %, до 47 911 млн рублей, а размер кредитного портфеля — на 50 %, до 29,2 млрд рублей. По данным банка «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в 2005 году также наметилась тенденция существенного роста рынка кредитных карт, объем которого увеличился на 230 %, с 23 млрд рублей до 79 млрд рублей. Наряду с ростом порт­феля кредитов населению увеличения размера среднего кредита не произошло. По словам специалистов, средний кредит в Перми составляет порядка 7 000 рублей.
Одной из причин быстрого развития программ кредитования физических лиц стало усиление конкуренции среди банков в корпоративном секторе. «В настоящее время корпоративный рынок поделен, новым бан­кам сложно найти свою нишу, — говорит финансовый директор СГ «Камская долина» Владимир Пучнин, — поэтому перспективным остается второй сегмент — кредитование физических лиц. Подъему потребительского кредитования также способствует экономическая ситуация в стране: увеличение доходов на душу населения, рост потребительского спроса. На сегодня это наиболее емкий банковский рынок». По словам экспертов, многие небольшие банки, которые не могли в силу дороговизны своих ресурсов конкурировать с другими профучастниками, в настоящее время видят свои перспективы именно в сегменте потребительского кредитования. «Сегодня редкие финансово-кредитные учреждения не позиционируют себя как банки, продвигающие розничные услуги, — говорит управляющий Пермским филиалом «Уралсиб» Константин Долонин, — уход с потребительского рынка практически лишает банк шансов на успешную деятельность».
Второй причиной роста портфелей кредитов для физических лиц, говорит Владимир Пучнин, является высокая доходность потребительского кредитования. По данным мониторинга предприятий России, проведенного Главным управлением Банка России в июле 2006 года, средняя ставка кредитов юридических лиц составляет 13,2–15 % годовых (в 2005 году — 14–17 %), в то время как на рынке потребительского кредитования средняя ставка равняется 15–25 %.
Одним из наиболее популярных видов кредитования долгое время были кредиты на неотложные нужды, которые предоставлял Сбербанк, со временем спектр кредитов значительно расширился: российские потребители оценили товарные кредиты, которые предоставляются банками непосредственно в местах продаж (магазинах), активное развитие началось на рынке кредитных карт и автокредитования. По данным ВЕРРА МОТОРС, с конца 2005 года объем автокредитов вырос на 10 %. Наибольшим спросом банковская услуга пользуется при покупке недорогих марок. В компании отмечают, что половина покупателей Toyota и Hyundai приобретает автомобиль в кредит, а для любителей Pegeout и Honda этот уровень достигает 60 %. Повышение спроса на автокредиты управляющий Пермским филиалом «Международного московского банка» Дмитрий Данилов также связывает с высокими ценами на недвижимость. «Резкое повышение цен на квартиры привело к росту спроса на автомобильном рынке. Люди оценивают свои возможности и понимают, что в ближайшее время приобрести квартиру все равно не смогут, поэтому решают улучшить качество жизни, купив себе новую машину», — поясняет г-н Данилов. По мнению экспертов, дальнейший рост сегмента автокредитования станет основной тенденцией банковского розничного рынка в ближайшие годы.
 
По разные стороны баррикад. Пермские банки исповедуют фундаментально разные взгляды на потребительское кредитование. Часть из них, так называемые розничные банки («Русский стандарт» и «Хоум Кредит»), выдают быстрые кредиты на потребительские нужды в торговых центрах. По данным «Хоум Кредит», доля кредитов, выданных в точках продаж, в портфеле банка по состоянию на конец 2005 года составила 90 %, а на долю кредитных карт приходится 10 % портфеля банка. Сроки кредитования, отмечают в банке, составляют от 4 до 24 месяцев, большую часть кредитов в порт­феле банка составляют займы сроком на 10 месяцев. Наиболее активными потребителями кредитов являются мужчины и женщины в возрасте 25–50 лет, со средним и ниже среднего уровнем дохода, которые предпочитают приобретать товары в кредит, чем копить деньги на покупку. За последнее время, отмечают в «Хоум Кредит», аудитория банка несколько помолодела, благодаря возможности приобретать в кредит мобильные телефоны, современную фототехнику и компьютеры. Эксперты говорят, что наибольший спрос на экспресс-кредиты был зафиксирован в 2004–2005 годах, в настоящее время сети ритейла поделены, приход новых игроков и изменение доли банков в этом сегменте маловероятны.
Ко второй группе относят «универсальные» финансово-кредитные организации, выдающие кредиты в офисах банков. К этой группе можно причислить большинство пермских банков, продвигающих программы кредитования населения. Собеседники «Финансы b.c.» отмечают, что конкуренция среди универсальных банков будет расти и в дальнейшем.
В связи с приходом новых игроков и усилением конкуренции в борьбе за клиента банки предпочитают специализироваться на одном кредитном продукте, по которому предлагают наиболее выгодные для потребителя условия. В настоящее время эксперты выделяют два наиболее крупных сегмента: кредиты на потребительские нужды — покупку бытовой техники, мобильных телефонов («Русский стандарт», «Хоум Кредит», «Уралсиб»), и автокредиты («Международный московский банк», «Райффайзенбанк»).
Ужесточение конкуренции привело в ряде случаев к нарушению банками законодательства. Заместитель начальника Пермского управления федеральной антимонопольной службы Александр Снегур заявил «Финансы b.c.», что на сегодня ряд кредитно-финансовых организаций оштрафован в связи с нарушением законодательства о рекламе. «В случае, если банк указывает в рекламе кредитов хотя бы одно условие, влияющее на цену займа, законодатель обязывает его информировать о всех взимаемых банком комиссиях, — говорит г-н Снегур. — Получалось, что банком декларировалась одна ставка по кредиту, которая в дальнейшем увеличивалась дополнительными комиссиями за пользование ссудным счетом, ведение кредитной линии и т. д.».
 
Не обещали вернуться. Рост объемов кредитования и расширение клиентской базы привели к увеличению объема просроченных кредитозаемщиками платежей. С одной стороны, говорит Константин Долонин, причиной растущего уровня невозвратов является недостаток проверенных данных о клиентах, с другой стороны — ориентация ряда банков на массового клиента без соответствующей проверки финансового положения клиента.
Собеседники «Финансы b.c.» разошлись во мнениях насчет реального уровня просроченной задолженности. По данным Банка России, величина невозвратов у большинства крупных российских банков не превышает 2 %. Вместе с тем, считают банкиры, реальный уровень задолженности клиентов банка по ряду кредитных организаций может достигать 10–15 %. «Согласно самым осторожным экспертным оценкам, реальная (а не «рисованная») просроченная задолженность по экспресс-кредитам составляет не менее трети от их общего объема и продолжает нарастать, — говорит председатель совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов. — В отдельных случаях, по словам специалистов, знающих внутреннюю финансовую «кухню», невозвраты достигают 50 %».
Собеседники «Финансы b.c.» отмечают, что объем просроченных кредитов велик, прежде всего, у розничных банков, продающих кредиты в магазинах. По оценкам специалистов компании McKinsey, которая занималась разработкой ритейлевых проектов для ряда банков России, доля невозвратов кредитов в этой сфере может достигать 7 % (цитируется по книге Business, изданной банком «Северная казна»).
Эксперты говорят, что расхождения официальной и реальной статистики вызваны различной методикой определения уровня неплатежей. «Необходимо различать просроченные платежи и проблемные потребительские кредиты, — говорит Константин Долонин. — К примеру, если человек взял кредит в банке на сумму 100 тысяч рублей и не производит платежи в течение трех месяцев, формально объем его невозврата не так велик и равен процентным платежам за этот период. Однако если человек не платит уже на протяжении квартала, велика вероятность того, что он вообще не намерен возвращать кредит банку. Тогда проблемный долг кредитозаемщиков перед банком резко возрастет». Советник правления «Промсвязьбанка» Алексей Подорога добавляет, что уровень невозврата также зависит от даты проводимых замеров.
Алексей Подорога:
— В каждом банке выплаты по всем кредитным продуктам производятся к какому-то строго определенному дню. Однако ряд кредитозаемщиков считает, что штрафные санкции за несколько дней не так велики, поэтому такие клиенты часто не находят времени для платежей в срок. В результате  просрочка в период сразу после срока выплаты ежемесячных процентов действительно превышает 10 % и может достигать в среднем 30 % от портфеля потребительских кредитов.
Вместе с тем некоторые эксперты говорят о катастрофическом уровне невозвратов у ряда кредитно-финансовых организаций Прикамья. После выхода на рынок розничных банков, продвигающих экспресс-кредитование, говорит Владимир Фролов, уровень просроченных кредитов резко возрос. «Ввиду отсутствия накопленного опыта, присутствующие здесь риски, в частности по возможным мошенническим действиям, в данный момент оценить очень сложно. Кроме того, многие выходящие на рынок банки фактически не используют интеллектуальные системы автоматизированного анализа и зачастую не отказывают в кредитах почти никому», — подчеркнул г-н Фролов.
В пресс-службе «Хоум Кредит энд Финанс» признали, что на рынке кредитования физических лиц происходят изменения в связи с необходимостью бороться с просроченными кредитами. Рост рынка потребительского кредитования, отмечают в банке, привел к развитию и смежных направлений: созданию кредитных бюро, коллекторских агентств по сбору долгов, совершенствованию системы риск-менеджмента и скоринговой системы оценки заемщика.
Константин Долонин:
В настоящее время скоринговые системы, анализирующие кредитоспособность заемщика, остаются малоэффективными, так как для их успешного функционирования необходимы проверенные статистические данные о кредитозаемщиках. На сегодня банки не владеют полной информацией о своих клиентах и не могут проверить перед выдачей кредита, сколько реально у человека долгов. Обмен данными о недобросовестных клиентах происходит на уровне руководителей служб безопасности банков.
Владимир Фролов заявил «Финансы b.c.», что сверхдоходность ряда банков, как правило, строится на занижении уровня просрочки в финансовой отчетности. По мнению одного источника, пожелавшего остаться неназванным, банк может покрывать невозвраты из фонда резервирования, если тот превышает установленный Центральным Банком уровень. На это Владимир Пучнин отвечает, что, принимая во внимание размеры резервных фондов, уровень просрочки невозможно значительно занизить.
Среди методов борьбы с невозвратами эксперты называют предварительную проверку клиента, а в случае просрочки платежа — судебные разбирательства. Наряду с этим распространенной практикой является продажа «плохих» денег коллекторским агентствам. «В настоящее время у банка существуют два способа вернуть кредит: судебное разбирательство и продажа проблемного кредита коллекторским агентствам, — говорит Дмитрий Данилов. — Во-втором случае банк за определенный дисконт юридически отстраняется от возвращения кредита, а долг передается агентству. На сегодня в Москве ряд банков использует эту практику, однако в Перми профессиональные колекторские структуры в начале своего развития».
Профучастники по-разному оценивают перспективы потребительского кредитования. Так, по словам Дмитрия Данилова, помешать развитию потребительского кредитования может экономический кризис в стране и последующая за этим волна невозвратов. Однако, несмотря на то что в данный момент объем просроченных кредитов не превысил критическую массу, говорит Константин Долонин, изменения в экономической политике могут привести к банковскому кризису ликвидности». В настоящее время портфель потребительских кредитов растет, поэтому удельный вес невозвратов в структуре банковских активов не так велик, — говорит Константин Долонин. — Однако в том случае, если увеличение потребительских кредитов прекратится и деньги перестанут поступать в банки, доля невозвратов резко возрастет. В этом случае банкам придется сконцентрироваться на улучшении качества портфеля — бороться с невозвратами, прибегать к более тщательной проверке клиентов, а на такую перестройку работы уйдет много времени».
Вместе с этим часть экспертов в ближайшее время предрекает банковский кризис на рынке кредитования населения. По мнению Владимира Фролова, уже в начале 2007 года ряд банков столкнется с проблемой тотального невозврата экспресс-кредитов, совокупный результат возвратности кредитов опустится до 65–70 %, что приведет к уходу с рынка розничных банков.
Поделиться:
Все новости компаний