Газета
 14 августа 2006, 00:00   969

Важнее Пикассо

Важнее Пикассо
Пермь в числе первых городов страны принимает возвращенную в Россию несколько лет назад коллекцию пасхальных яиц Карла Фаберже. Организаторы уверяют, сам факт существования коллекции — большое везение.
Пермь в числе первых городов страны принимает возвращенную в Россию несколько лет назад коллекцию пасхальных яиц Карла Фаберже. Организаторы уверяют, сам факт существования коллекции — большое везение.

На минувшей неделе в Перм­ской художественной галерее начала работу выставка «Фаберже — утраченный и обретенный». Уже сейчас это событие можно назвать одним из важнейших в культурной жизни Прикамья 2006 года, а также одной из удач Пермской галереи в этом году наравне с выставкой полотен советских идеалистов или во многом недооцененной фотовыставкой «Баухауз».
Уникальная коллекция пасхальных яиц работы Карла Фаберже, принадлежавшая последним монархам Российской Империи, а также небольшому числу других русских и английских фамилий, была распродана вместе с большой частью других культурных ценностей в первые десятилетия существования советского государства. Значительная часть коллекции осела в Соединенных Штатах, а в начале 2004 года выкуплена ставшим в одночасье популярным и вне деловых кругов бизнесменом Виктором Вексельбергом, собственником группы компаний «Ренова».
На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, директор Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева объявила: «Перми чрезвычайно повезло», — и отметила глубокие культурно-исторические корни, связывающие ювелира Фаберже с Пермью и галереей. «В 1902–1906 годах в Перми проходила выставка художника и ювелира Денисова-Уральского, который работал с Фаберже. И эта выставка дала толчок развитию художественного отдела галереи», — рассказала Надежда Беляева, выразив надежду на то, что интерес к нынешней экспозиции будет столь же значительным, как и к прошедшей много лет назад.
Привезенная в Пермь часть коллекции насчитывает 78 работ Карла Фаберже и мастеров его фирмы, причем наибольшее внимание привлекают полтора десятка экспонатов — собственно драгоценные пасхальные яйца, девять из которых являются «императорскими» (сделанными по заказу императора и подаренными императрице и вдовствующей императрице).
Пермь стал пятым после Москвы, Екатеринбурга, Петербурга и Иркутска городом, жители которого получили возможность увидеть всемирно известные экспонаты. Председатель попечительского совета фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг, посетивший столицу Прикамья, отметил, что важную роль в том, что в числе первых российских городов была выбрана Пермь, сыграли личные и коммерческие связи его компании. «Вполне естественно, что мы отдаем предпочтение городам, с которыми нас связывают производственные и, не скрою, личные отношения. В этом смысле немалая заслуга принадлежит Олегу Анатольевичу Чиркунову. Несмотря на то что график перемещения коллекции по городам и странам расписан на два года вперед, мы всегда стараемся идти навстречу тем, кто выходит к нам с инициативой», — пояснил он. Также Виктор Вексельберг рассказал историю покупки своей коллекции, которая, по замечанию бизнесмена, во многом обязана удачному стечению обстоятельств. «Во-первых, к моменту, когда стало извест­но о продаже коллекции, у меня появились деньги, — пошутил владелец коллекции. — Во-вторых, сама коллекция Фаберже была достаточно полной, что бывает совсем нечасто. А кроме того, удалось договориться о досрочном приобретении с предыдущими владельцами уже после объявления о продаже, но до ее начала, что почти не практикуется… После того как все документы на покупку были оформлены, мы посмотрели на эти уникальные, действительно, драгоценные вещи, подержали их в руках и пошли на выход. Там я увидел картину Пикассо, которая позже была продана с аукциона за деньги, сравнимые со стоимостью всей коллекции Фаберже. И тогда я понял, что в эмоциональном плане намного приятней приобрести не только ценный экспонат, но вещь, исторически связанную с твоей страной. По духу это намного важнее Пикассо», — заключил Виктор Вексельберг.
Выставка «Фаберже — утраченный и обретенный» продлится до 8 октября и органично дополнит программу проекта «Пермь — культурная столица Поволжья».
Поделиться:
Все новости компаний